Организация гражданской авиации Ирана выпустила второй предварительный отчёт о крушении украинского Boeing под Тегераном. Сказанное лишь добавило вопросов – главными стали полное отсутствие связи как на земле, так и в небе.

Украинский пассажирский самолёт был сбит двумя ракетами класса «земля-воздух» малого радиуса действия из ЗРК «Тор-М1». Летели снаряды с северного направления, после попадания лайнер стал стремительно терять высоту и, находясь над жилым районом, столкнулся с «препятствием» в парке развлечений. Секунда. Падение. «Перекатившись» через футбольное поле, Boeing просто развалился на части. Погибли 176 человек.

Официально. Сбит «вслепую» двумя ракетами

Связь с лайнером пропала почти сразу после взлёта. В 6:12 самолёт вылетел из Тегерана, и на высоте в 8,1 тысячи футов экипаж перестал отвечать на запросы. С экранов радаров вторичного наблюдения лайнер исчез в 06:15, с радаров первичного наблюдения – приблизительно в 06:18. И более того, уже в 6:15 самолёт отклонился от курса, начав правый разворот. Контролируемый радарами полёт продолжался ещё около трёх минут, и дальше точка пропала с экранов.

Десятки погибших из нескольких стран мира… Для Ирана крушение самолёта стало не меньшей трагедией, чем для Канады, Европы или Украины. Фото: Rouzbeh Fouladi / Globallookpress.

Что в сухом остатке? Связаться с экипажем никто не мог. Таким образом, не распознав объект, оператор иранской ПВО принял решение бить по цели «вслепую». Слепым удар был ещё и потому, что военный безуспешно сигналил собственному руководству. Его никто не услышал, связи не было и на земле. Более того, за несколько часов до крушения лайнера Иран нанёс удар по базе США в Ираке, и американские F-35 выстроились на границе, фактически взяв страну в «кольцо». Множество «но» не делают гибель почти 200 человек менее трагичной, но, безусловно, показывают, что ответственность должна нести вовсе не одна сторона конфликта – Иран, но ещё и США. За бездумное развязывание агрессии.

Иран признал ошибку и не стал скрывать деталей расследования

В течение двух дней, не обращая внимания на спекуляции, иранские власти проводили собственное расследование, чтобы разобраться в произошедшем. Очевидно, что о пуске ракет знали с самого начала. Но обстоятельства вызывали вопросы. Первое – почему с экипажем Boeing не удавалось связаться и значит ли это, что кабина была обесточена? Второе – ЗРК «Тор-М1» умеет отличать гражданские суда от военных, но сделать это, когда отключен транспондер, естественно, не получится. Третье – оператор ПВО получил данные, что неизвестный объект круто повернул и двинулся в направлении военной базы Ирана и сразу поднял тревогу, но… связаться с начальством не смог. В результате решение принимал сам – в течение 5-10 секунд. И трагически ошибся.

«К сожалению, он сделал неверный выбор и запустил ракету, – сообщил командующий Военно-космическими силами КСИР генерал Амир-Али Хаджизаде. – Когда я услышал о крушении украинского самолёта, я захотел умереть, чтобы не быть свидетелем этой трагедии».

Позже генерал добавил:

«Никогда в жизни мне не было так стыдно. Возможно, мы допустили ошибку, из-за которой погибли множество наших соотечественников. Однако мы это сделали ненамеренно, мы просим прощения».

Иран берёт на себя полную ответственность за произошедшее, приносит извинения и соболезнования как своим гражданам, потерявшим близких, так и представителям других стран мира. На борту находились и европейцы, и канадцы, и украинцы. Сегодня Тегеран может сделать главное: завершить расследование крушения лайнера и ответить на все зависшие вопросы. При этом уже известно, что Украине чёрные ящики власти передавать не готовы. Так же, как и другим зарубежным представителям, по крайней мере пока. Оборудование запрошено у США и Франции, расшифровкой займутся иранские специалисты.

Убийство иранского генерала Сулеймани в ходе спецоперации США стало точкой отсчёта в новом этапе эскалации. Вашингтон посчитал преступление своей заслугой, а Иран объявил о планах мести. Фото: © Rouzbeh Fouladi Keystone Press Agency/Globallookpress.

Политическая сделка или признание?

Экс-начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев не исключает, что признание иранцев было выбито под давлением Запада. Нужно понимать, что в похожих случаях причастная к крушению самолёта сторона может годами не признавать свою вину. Так поступила Украина, уничтожившая российский Ту-154 над Чёрным морем в 2001 году. Странность заключается и в том, что первой версию о ракете озвучила почему-то Канада, не имеющая средств космической разведки. Версию поддержали и американцы, однако непонятно, как спутники смогли зафиксировать за секунды пуск сразу двух ракет.

«Это не диверсия, это подстроено под то, чтобы во всём обвинить Иран и заставить его признаться. Возможно, иранцы оценили ситуацию и пошли на меньшее зло, чтобы не идти на большее», – заявил эксперт в интервью.

Более того, Хатылев не исключает, что в зоне полёта мог находиться американский БПЛА, по которому и вёлся огонь.

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков добавил, что Иран мог пойти на политическую сделку со следствием, поэтому все стороны остались при своих мнениях. При этом он сомневается в использовании ЗРК «Тор». Куда логичнее выглядит версия о применении ПЗРК.

Неудобные вопросы задал и лидер движения «Патриоты великого Отечества» Николай Стариков.

«От признания Ирана вопросов стало ещё больше. Какие основания были у иранской ПВО считать украинский «Боинг» «неизвестным самолётом»? Почему он летел в сторону, куда с точки зрения ПВО лететь нельзя? Очень похоже на сознательную провокацию и желание подставить самолёт под удар», – написал он в Twitter.

Не было сомнений лишь у украинских представителей. Почти сразу секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов потребовал созвать внеочередное заседание Совбеза ООН, на котором будет обсуждаться задача по обеспечению проведения непредвзятого расследования авиакатастрофы. Он также призывает привлечь к ответственности не только Тегеран, но и Москву, которая якобы поддерживает терроризм и «нарушает международные санкции», поставляя Ирану смертоносное оружие.

Пищу для ума даёт журналист Андрей Медведев, напоминая о развязанной информационной войне. Слишком уж вовремя Bellingcat опубликовали видео с попаданием ракет в лайнер. Происходящее явно нельзя назвать финалом, ибо вскоре может быть предпринята попытка разыграть новую карту по крушению Boeing в Донбассе.

«Сейчас будет так: вот видите, Bellingcat и Conflict Intelligence Team по Ирану видео опубликовали, и вон Тегеран признался. Значит, и по Донбассу они были правы. Русские! Признайтесь и покайтесь! Или как вариант: вот вам новые санкции», – предположил он.

Собственно, эта упомянутая Медведевым карта уже разыгрывается…

Автор:
Сергеева Ольга