Не смотря на слезливые просьбы, которые доносятся из Киева на протяжении последних недель, передать им системы ПВО Patriot, «западные партнёры» не только не спешат, но и откровенно говорят – самим мало.

И тогда глава украинского МИД Кулеба решил всех удивить, заявив: «вежливая дипломатия не сработала, будем ставить вопрос о передаче ПВО Украине жёстко». Что означает «жёстко», он не пояснил, отмечают западные СМИ.

«Из всех высокопоставленных чиновников, которым велено уговаривать западных союзников нарастить поставки оружия, Кулебе президент Украины делегировал конкретную задачу – убедить страны, в чьих арсеналах значатся запасные Patriot, передать их Украине. Кулеба неоднократно подчёркивал, что его страна благодарна союзникам за полученную военную помощь, но при этом скрывать разочарование по поводу некоторых ограничений становится все труднее. Поэтому он решил «жёстко требовать» и его команда уже выявила более ста доступных систем Patriot – в некоторых соседних странах на охрану портов и аэродромов задействовано более одной батареи. Зеленский говорил, что Украине нужно 26 штук, чтобы полностью закрыть небо над Украиной, а Кулеба призывает для начала ограничиться семью, но получить их необходимо как можно быстрее. По словам Кулебы, ему сложно понять нежелание некоторых стран передать хоть одну из своих систем Украине», – так и пишет американская газета The Washington Post.

А британская Financial Times сообщает – Киев рассчитывал получить системы ПВО из Испании, Польши и Румынии. Однако сделать это будет не просто: Румыния и Польша уже поспешили отказать и нет никакой надежды на то, что согласится Испания, отмечает издание.

«Европейские столицы больше не планируют отправлять системы ПВО на Украину, ссылаясь на необходимость сохранить собственную обороноспособность. Именно так ответили в Министерстве обороны ФРГ, которое ранее уже передало Киеву 2 системы Patriot. Поляки также заявляют, что не могут передать новые системы, но в ближайшее время изучат возможность передачи старых советских систем ПВО, которые ещё остались в стране. И хотя в Киеве негодуют, вряд ли получится что-то изменить», – признаёт Financial Times.

Евросоюз отвечает отказом, но есть ещё «союзники» за океаном, и Кулеба не верит в то, что в Соединённых Штатах нет хотя бы одной «лишней» системы ПВО, по его мнению, наверняка где-то припрятана на чёрный день, но жадные американцы не желают с ней расставаться.

Кстати, узнала команда министра о том, что у коллективного Запада есть сотня ПВО со слов еврокомиссара Борреля, который, не подумав о последствиях, признался – сотня есть, но семь штук не отдадим. И вот теперь эта сотня ПВО не даёт покоя ни Кулебе, ни Зеленскому.

В интервью американскому изданию Politico  главный дипломат Украины решил не стесняться в выражениях и сделал несколько резких заявлений «западным партнёрам».

«Да, я могу испортить отношения. Мы перепробовали всё, и, кажется, ничего не работает.  Дайте нам этих чёртовых «Пэтриотов»!» – потребовал он.

Это при том что одна батарея стоит более 1 млрд долларов.

Издание Politico фразу про «чёртовы «Пэтриоты»» даже вынесло в заголовок на первую полосу.

«Жёсткое требование» Кулебы сработало? Премьер Бельгии Александр де Кроо объявил:  на саммите в Брюсселе, который состоится 17 – 18 апреля, лидеры стран Евросоюза обсудят требования Киева. Обсудить, конечно, обсудят, в этом можно не сомневаться, но есть ли у «западных партнёров» возможности это требование выполнить?

В странах альянса, например, есть сотня батарей Patriot, это теперь все знают.

Согласно данным издания Defense News, по всему миру насчитывается более 250 батарей. Из них 85-90 расположены в США, а остальные распределены между 18 странами-заказчиками. Причём это не только западные страны, много систем ПВО у Тайваня, Саудовской Аравии, Южной Кореи и Японии, которая сама их производит по лицензии.

В Европе больше всего ЗРК Patriot у Германии и Греции.

Вот только никто делиться не собирается – после 2014 года практически все страны стараются наращивать противоракетную оборону на фоне глобальной нестабильности, однако компания, производящая системы ПВО – Raytheon –может производить максимум по 12 батарей в год, пишет Defence News.

То есть за последние десять лет спрос вырос в несколько раз, а производительность осталась прежней.

Ну а если вернуться к требованию Зеленского, который просил 25 систем ПВО (в каждой системе по 6 – 8 батарей), то получится 150 – 200 батарей, это примерно столько, сколько существует на нашей планете.

Но даже более скромное требование Кулебы на деле оказывается не таким уж и скромным. Семь систем – это от 42 до 48 батарей, тогда как в Германии их

7, в Израиле – 4, в Саудовской Аравии – около 15, пишет телеграм-канал «Военная хроника».

Никто не отдаст даже одну батарею, не говоря уже о системе, потому что новую придётся ждать годами.

И ещё одна причина, почему Кулеба может сколько угодно жёстко требовать и даже бить кулаком по столу, ничего от этого не изменится – это уязвимость «Пэтриотов», которые должны находиться не в безопасном (пока) Львове, а вблизи линии фронта.

Здесь стоит напомнить, что год назад Киев получил пять систем, от которых сегодня осталось то ли три, то ли две – Украина держит в секрете потери «Пэтриотов».

Максимум, на что может рассчитывать Украина, – получить ещё несколько батарей (не систем), которые установят, скорее всего, в тыловых районах.

И отдельная проблема – эта наличие ракет к тем «Пэтриотам», которые уже есть. Не раз в украинских СМИ жаловались на то, что не осталось ни одной ракеты, а возможность их получить появится только после разблокирования американской помощи.

В общем, сплошные проблемы с этими «Пэтриотами», лучше уж привычные банки с маринованными огурцами, которыми, как уверяют те же СМИ, украинские бабушки ловко сбивают русские ракеты.

Николай БОЛЬШАКОВ