Глава правительства Польши Дональд Туск в интервью испанской газете El Pais заявил, что Европа без преувеличения находится сейчас в предвоенном периоде.

«Самое тревожное сейчас то, что возможен буквально любой сценарий, — отметил он. — Такой ситуации мы не переживали с 1945 года». «Я знаю, это звучит удручающе, особенно для людей молодого поколения, но нам надо морально привыкнуть к новой эпохе, — считает премьер. — Мы живем в предвоенную эпоху, я не преувеличиваю».

Туск также рассказал, что на последней встрече европейских лидеров глава правительства Испании Педро Санчес попросил прекратить использовать в высказываниях слово «война». «Он заявлял, что люди не хотят чувствовать такую угрозу, что в Испании звучит абстрактно, — поделился Туск. — Я ответил, что в моей части Европы война больше не является абстракцией».

Как считает польский премьер, Европе необходимо «делать больше» в оборонной сфере. «Не для того чтобы добиться военной автономии от США или создать параллельные структуры из НАТО, а для того, чтобы лучше использовать наш потенциал, наши возможности и нашу силу, — считает он. — Мы будем более привлекательным партнером для США, если будем более самостоятельными в обороне».

Также Туск полагает, что конфликт на Украине может затянуться, в результате чего у ЕС с каждым разом будет все больше обязательств. Как отметил глава правительства, в настоящее время положение Украины «намного сложнее, чем год назад, но и намного лучше, чем в начале» конфликта. «Возможно, придется думать о войне на Украине в долгосрочной перспективе, — добавил он. — Это означает, что у европейских стран будет все больше и больше новых обязательств».

Туск заверил, что Варшава хочет помочь Киеву, чем может. «Но на последнем Европейском совете я выступал за то, что нужно переосмыслить идею свободной торговли с Украиной, — добавил он. — Думаю, я убедил Францию, Италию и Австрию. Я хочу справедливого соглашения с Украиной по этому поводу, хочу найти общий знаменатель интересов Украины, Польши и всего ЕС».

Касаясь вопроса увеличения оборонных расходов в Европе, премьер отметил: «Мы можем говорить о европейских оружейных бонусах и более активном участии Европейского инвестиционного банка». «Нам нужно тратить все, что можем, на покупку оборудования и боеприпасов для Украины, потому что мы живем в самый критический момент после окончания Второй мировой войны», — считает он.

«Ближайшие два года решат все, — утверждал Туск. — Если мы не сможем поддержать Украину достаточным количеством оборудования и боеприпасов, если Украина проиграет, никто в Европе не сможет чувствовать себя в безопасности».

Кроме того, Туск заявил, что убеждал европейских партнеров, в том числе Францию, не блокировать закупки оружия для Украины вне Европы. «Украинским солдатам безразлично, какого происхождения ракеты — из Африки или Азии. Я должен был убеждать наших европейских партнеров, начиная с Франции, не блокировать соглашения о закупке вооружений вне Европы. 80% из €100 млрд потрачены на боеприпасы и экипировку от неевропейских поставщиков. Что касается поставок, президент Франции Эмманюэль Макрон изменил свою позицию, и мы можем тратить средства на это вне Европы. Это важный поворот», — отметил польский политик.

Источник