На самом деле вопрос о национальности террористов он не праздный и не связан, как думают люди с заскорузлым советским дружбонародным мышлением, с темой национальной ненависти.

Таджикистан — наш военный, политический и экономический союзник. Благодаря этому факту между нашими странами облечены многие коммуникации. Лица с паспортом Таджикистана могут легче въехать, выехать, работать, перемещаться. То есть имеют массу добавочных возможностей, которые граждане стран не-союзников не имеют.

Отношения союза подразумевают, что каждый союзник думает об интересах других. Это значит, что Таджикистан, в обмен на экономические и миграционные привилегии должен думать об интересах России, в частности в сфере безопасности. Это его зона ответственности. Мы доверяем, наше доверие стараются оправдать.

Например все граждане Таджикистана должны воспитываться с мыслью, что Россия — великий друг и сосед, что солнце для Таджикистана восходит на Севере, что одна из ценностей настоящего таджика — беречь и уважать русского брата, не причинять ему зла. Вы проверяли, насколько программа воспитания в детсадах, школах и вузах Таджикистана соответствует этому принципу? Я подозреваю, что не очень. Там смесь советского антицаризма, постсоветского антиколониализма, местечковой гордыни, а сверху полируется все это приносимой экстремистскими проповедниками ненавистью к «кафирам». То есть с мыслью уважать русских молодой таджик точно не растет и не приезжает сюда.

Разумеется у Таджикистана должны быть хорошие спецслужбы, которые отследили бы этих персонажей и их связи Вилайятом, передали бы соответствующую информацию нашей ФСБ, помогли бы их пасти и задержать. После теракта Таджикистан как государство и таджикская диаспора должны были бы не отнекиваться, а проявить деятельное раскаяние, чтобы подчеркнуть, что наше союзническое доверие не напрасно.

Вместо этого только «мопед не мой» и попытки некоего быкования. Мол все дело в русских ультраправых, а террористы тут вообще нипричем и «эти ребята».

Между тем вопрос серьезный. Получается мы не можем полагаться на Таджикистан как на союзника, коль скоро его паспорт и предоставляемые им в России привилегии могут использоваться террористами для таких чудовищных преступлений. Получается, что за эти миллионы въехавших к нам никто не отвечает и они не люди из союзного государства, а не пойми кто, которые в случае чего оказываются «без национальности».

А можно люди без национальности не будут въезжать в Россию по паспорту таджикской национальности? Можно Таджикистан поможет нам отсеять одних от других? Настоящих русолюбивых таджиков от фанатиков русофобов безнационалов?

Так что нет, простите, для проблемы безопасности граждан России вопрос национальности террористов и их паспорта имеет значение. И какой-то расизм, национализм и прочие грехи, приписываемые русскому обществу, уже уставшему хоронить жертв террористов (каждые несколько лет что-то, то метро взорвут, то голову ребенку отрежут), тут совершенно нипричем.

Просто мы должны быть уверены в том, что если страна наш союзник и ее граждане легко проникают в Россию и перемещаются по ней, то она отвечает за тех, кто въехал к нам по её паспорту.

Егор Холмогоров