В пресс-службе Министерства культуры Российской Федерации сообщили, что писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева ушла из жизни в возрасте 98 лет. «Да (11 февраля ушла из жизни Нина Михайловна Молева)», — сообщили в ведомстве.

Нина Молева родилась 5 декабря 1925 года в Москве. Она исследовала историю русского и зарубежного искусства, писала монографии о живописцах, в том числе о Федоре Рокотове, Иване Никитине, Дмитрии Левицком, Павле Чистякове и Константине Коровине.

Искусствовед была замужем за художником Элием Белютиным, после его смерти в 2012 году ей досталась коллекция картин, которая, по ее словам, содержит произведения Рембрандта, Тициана, Тинторетто и Питера Рубенса и оценивается в 2 миллиарда долларов.

Сама Молева ранее рассказывала, что они с мужем хотели завещать полотно государству, однако столкнулись с юридическими сложностями: «Мы с мужем хотели, чтобы все это (коллекция) осталось России. Первое завещание составили еще в 91 году, и оно хранилось в нотариальной конторе. Когда муж умер, выяснилось, что в нашей стране, оказывается, по закону завещать что-то можно только физическому лицу или учреждению. Не государству».

В итоге искусствовед завещала коллекцию «юридическому представителю» страны — президенту Владимиру Путину. «Почему Путин? Помните конец 1999 года: начиналось новое тысячелетие, и это знаменитое выступление Ельцина: «Я ухожу!» На следующий день к власти пришел Путин и вскоре подписал награждение Элия Белютина орденом Почета. А когда мужа не стало, лично президент определил место его захоронения», — объяснила она свое решение.

Ранее Молева рассказала, что после смерти мужа с ней связались поляки. Они предложили захоронить Белютина останки в Польше — на Аллее Славы. При этом сама искусствовед посчитала, что предложение было сделано с целью забрать коллекцию, она не согласилась. Аналогичное предложение поступило от Италии.

При этом польский журналист Виктор Батер рассказал, что Молева сама связалась с польскими представителями, попросив помочь захоронить останки мужа на польской земле и перевести туда картины. Сделка почти состоялась, но по неизвестной причине вдова прекратила общение с министерством иностранных дел Польши. По словам Батера, это произошло из-за того, что ей не разрешили захоронить мужа на Аллее Славы.

Детей у Молевой и Белютина нет, однако есть родственники в Польше. Однако они не будут претендовать на картины, поскольку в этом случае придется платить большие налоги. Еще одной наследницей может быть актриса Моника Беллуччи — она, по словам Молевой, приходится Белютину дальней родственницей.

Источник