Пограничный прецедент

25 января крымские власти в рамках соблюдения октябрьского указа президента РФ Владимира Путина о четырёх уровнях реагирования ввели на границе Республики Крым с соседней Херсонской областью режим государственной границы.

Особо патриотично настроенные граждане тут же заголосили: глава Крыма Аксенов законодательно объявил Херсонскую область иностранным государством. Уместно тут будет процитировать каноническое: «Уже не узриша, мню, официального статуса моего до дни Страшного Суда».

Однако надо знать, что при этом за охрану отвечает Погранслужба РК, то есть не совсем федеральная. Однако не будем спешить с определениями вроде: «если разобраться в указе, то он не следует президентскому указу, а, наоборот, нарушает его» или «создан опасный прецедент для российского законотворчества».

Будем всё-таки учитывать, что само по себе принятие новых регионов в состав РФ не отменило режим СВО. И рисковать безопасностью Крыма даже во исполнение президентских указов вряд ли стоит. Нет ещё на Херсонщине того порядка, чтобы сразу и полностью, и желательно навсегда открыть границу с полуостровом.

Хотя стоит напомнить, что и в самые непростые времена для гражданских – и людей, и грузов, эту границу наглухо не перекрывали. Тем не менее для начала – о предыстории крымского указа, то есть об указе федеральном. Речь идёт о мерах безопасности от угрозы терроризма против мирного населения, которые должны приниматься на различных территориях РФ, они разделены на 4 уровня.

Четыре уровня и три различия

Самый высокий, четвёртый уровень, введён на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Он квалифицируется как максимальный уровень реагирования или военное положение.

В Крыму – средний уровень реагирования, как и на других территориях РФ, близких к театру военных действий. В целом режим среднего уровня реагирования почти ничем не отличается от того, что видели москвичи за три дня КТО во время попытки мятежа ЧВК «Вагнер».

С тремя различиями.

1. В указе президента не прописано обязательное введение бронетехники в соответствующие районы, тогда как в Москве силовые структуры тогда приняли решение о переброске оной в южные спальные районы города, жители которых все это хорошо видели; делалось это в связи с публично объявленной угрозой проникновения колонны в столицу, естественно, с юга, пройти в обход тоже постарались бы не позволить.

2. Пункт в президентском указе о возможном переселения мирного населения из проблемных районов, не указывается: на временной или постоянной основе. Тогда, в те дни, когда в магазинах в массовом порядке сотрудники сдирали со стен плакаты «оркестрантов», речь об этом вообще не шла даже в Ростове. Ну, отсиделись в бомбоубежище, в крайнем случае, в подвале – и вышли, а тут, видимо, прогнозируется, что все затянется надолго.

3. В законе не прописано, что в случае среднего уровня реагирования объявляется сухой закон, как это было в дни мятежа в ряде районов Москвы, где в магазинах в первый день не продавали спиртное.

А так – одно и то же, в принципе, ничего особо страшного.

Не по статусу, а по сути

Но самое главное не в этом.

Уже даже сама формулировка «статус госграницы» нигде в указе президента не фигурирует. Она вообще, по сути дела, противозаконна, так как ассоциируется с сепаратизмом. Да и вообще бросается в глаза, когда на границе Крыма с Краснодарским краем стоят только КПП с проверкой документов и (опционально) обыском машины, а между Крымом и Херсонской областью – пограничные переходы.

Многим может показаться, будто получается, что Крым – это Россия, а Херсонская область – непонятно что, вроде и не Украина, учитывая признание крымским руководством референдума, но почему-то между ней и Крымом – пограничный переход. Это, мол, что, лимитроф какой-то? Да нет же, это просто зона СВО.

Авторы крымского указа выдвинули вообще-то приемлемую формулировку о том, что статус госграницы нужен для того, чтобы ограничить перемещение экстремистски настроенных граждан и ДРГ. Но не смогли указать, откуда и куда – из Крыма на Херсонщину или из Херсонской области в Крым.

И вряд ли стоит сейчас нагнетать, говоря, что Россия может и добилась полного контроля над Крымом и порядка в нем, но сухопутный транспортный коридор контролируется не полностью. Ведь действительно остались же на новых территориях России какие-то экстремисты и диверсанты.

Между прочим, федеральный указ от октября прошлого года, может, прямо об этом и не говорит, но мерами, принятыми в связи с военным положением на сухопутном коридоре, сильно осложняет доставку в Крым с материка грузов, зачастую жизненно важных. Да, на сегодня по всему пути КПП, в комендантский час нужно отправляться на стоянку до утра.

Но как сейчас действовать иначе? И да, анонсированное расширение автобусного рейса Симферополь – Мариуполь до беспересадочного маршрута Донецк – Ялта выглядит довольно неоднозначно. Хотя именно такими мерами коридор и будет открываться. И конечно, такие рейсы должны существовать.

Хотя и возникают вопросы: какие проблемы будут у пассажиров и насколько прибыльной будет деятельность перевозчика?

Не та граница, не тот нарушитель

Ещё один момент, бросающийся в глаза, это возможность для нарушителя границы, пытающегося пересечь её без паспорта, получить убежище после выяснения личности. Опять же, не указано, где – в Крыму или Херсонской области.

И что тогда ожидать от таких беженцев, которые могут представиться кем угодно, а после получения убежища развернуть какую-либо экстремистскую деятельность?

Но вот другой пункт указа – о возможной конфискации транспортных средств, нарушающих режим госграницы, сомнений вызывает множество.

Интересно, кому пойдут вырученные за счет конфискации средства или сами автомобили? В чей бюджет или в чей карман? Плюс указывается, что обязательной конфискации не будет, видимо, только в ряде случаев. В переводе с языка крымских чиновников, это означает, что «тазики» изыматься вряд ли будут, кому они нужны.

А вот «Майбахи», «Феррари», «Нио» – как раз войдут в конфискационную категорию. Хотя, какое до них вообще-то дело «новым россиянам»? Вряд ли в Крыму законодатели действительно возомнили, что федеральные законы им не указ, как спешат утверждать комментаторы в соцсетях. Тем более что реакция Кремля пока неизвестна.

Остров Крым или полуостров?

Последствия решения для крымской экономики могут быть как хорошими, так и плохими.

Начнём с первого.

Крым ещё до СВО и даже до 2014 года значительно превосходил Херсонскую область по индексу человеческого развития, средней зарплате, уровню развития бизнеса, инфраструктуры и иностранным инвестициям.

Трудовая миграция из соседних регионов Херсонской области (Каланчака, Геническа, Новоалексеевки, экономически депрессивных сел Арабатской стрелки) была в Крыму и Севастополе и при Украине. Сейчас, надо полагать, процесс только усилится, чему не рады крымчане, особенно севастопольцы, которые столкнулись с перенаселенностью города, хоть и занимающего большую территорию, но разбросанного на массивы, перемежаемые пустошами.

Ещё с 2014 года в Крыму были проблемы с беженцами из ДНР и ЛНР, на пособия которым выделялись деньги из республиканского, севастопольского и федерального бюджетов. Конечно, кто-то всё же на работу устраивался. Но было много и таких, кто, например, отлавливал занесённых в Красную книгу каменных крабов и продавал их в варёном виде отдыхающим на пляже.

Сейчас в этом плане порядка больше, продавать всё подряд на пляжах не позволят. Но с момента присоединения новых территорий случаев социального иждивенчества, граничащего с паразитизмом, стало ещё больше. Еще в самом начале СВО в Севастополе, где уже тогда насчитывалось около 20 тыс. беженцев с Украины, была специально для них проведена ярмарка вакансий. Пришло чуть более 70 человек, трудоустроились только 10.

Проблема в том, что та же Херсонская область – Российская Федерация теперь уже, соответственно приезжие из неё могут получить патент на трудоустройство без оформления статуса беженца, что пугает крымчан конкуренцией на рынке труда. Но в любом случае переселенцы с территории СВО будут получать еще и пособие, особенно в случае разрушения жилища и т. п.

Крым не резиновый?

Если уже давно известно выражение «Москва не резиновая», то его теперь подхватили и крымчане: «Крым не резиновый».

И вот теперь про плохое.

Херсонщина была в украинские времена основным поставщиком в Крым бахчевых культур и пшеницы, а также частично – азовского пиленгаса. В настоящее время принята федеральная программа по восстановлению сельского хозяйства нового субъекта.

Крым же поставлял в Херсон или через него в другие украинские области персики, виноград, миндаль, грецкие орехи, кизил, баранину, в ограниченных количествах на любителей деликатесов – козлятину, конскую колбасу казы, а также многочисленные сорта рыбы и морепродуктов.

В Крыму тоже отлично растут бахчевые, но в силу климата и почвы невозможно получить такой урожай арбузов и дынь, как под Херсоном и Мелитополем. Введение особого режима пересечения автоматически взвинтит цены на любимый крымчанами товар – херсонские арбузы и дыни, а также злаковые и сахарную свеклу. И только потому, что фуры теперь будут тратить больше времени на пересечение КПП, чем раньше, когда не было особого режима…