ФОТО: IAMMOTOS/SHUTTERSTOCK

Тема утилизационного сбора на иномарки, пригнанные из-за рубежа, пока что остаётся открытой. Люди хотели сэкономить на покупке авто для своей семьи, возможно, на эти деньги поехать всем вместе в отпуск. Но сейчас вынуждены платить в разы больше согласно новому постановлению и не знают, что делать. Обсудим эту проблему с нашими экспертами Сарданой Авксентьевой и Львом Трофимовым.

В России продолжаются споры по поводу установленного задним числом утилизационного сбора на автомобили, которые граждане самостоятельно приобрели и ввезли в Россию. Как заявил ранее президент страны Владимир Путин, «закон обратной силы не имеет». Если сама сделка купли-продажи состоялась до введения этого нового сбора, «то людей не должны облагать дополнительным сбором«. Но есть проблема: люди, которые не смогли вовремя оформить документы, теперь вынуждены обращаться в суд либо же платить из собственного кармана.

Что касается утилизационного сбора. Да, действительно, было принято решение о том, чтобы увеличить сбор. Основная причина была в том, что, извините, хлам, который завозится из отдельных государств в виде автомобилей, серьёзным образом влияет на экономику наших производителей. Изначально утильсбор был 5000 рублей. Но так как норма была введена очень быстро, было много обращений, был принят период двухмесячный до 21 декабря, когда можно было зарегистрировать машины и получить необходимый сертификат, заплатив 5000 рублей. Но те, кто поленился или не успел по каким-то причинам за два месяца это сделать, к сожалению, оказались в такой ситуации,

— прокомментировал статс-секретарь замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Он отметил, что таких людей «небольшое количество», их обращения будут рассмотрены. Но если так, если проблема такая незначительная, то почему бы не взять и не обнулить поборы? По словам ведущего «Первого русского» Юрия Пронько, в связи с этим возникает ряд вопросов. Также неизвестно, о какой сумме может идти речь, которую потеряет государство, если примет решение об обнулении этого налога.

Как быть в такой ситуации? На этот вопрос в эфире программы «Царьград. Главное» ответили депутат Госдумы Сардана Авксентьева и представитель инициативной группы по вопросу утилизационного сбора Лев Трофимов.

Очередная попытка нажиться на русских

По словам депутата Госдумы Сарданы Авксентьевой, тема утилизационного сбора весьма актуальна для российских граждан. Люди активно участвуют в обсуждении этого вопроса, комментарии в её Telegram-канале «Сардана» буквально «горят».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Люди абсолютно правильно указали на несправедливость этого решения. Мы обратились, куда только возможно, в том числе в Минпромторг, в правительство. Лидер нашей партии «Новые люди» Алексей Нечаев непосредственно обращался к президенту нашей страны. После этого вроде как наметились подвижки. Но, к сожалению, в документе, который был подписан накануне Нового года, снова точка отсечения — 21 декабря. То есть подписывают 29 декабря, а указывают крайнюю точку 21 декабря. И, кроме того, есть требования по электронным паспортам технического средства,

— рассказала депутат.

Авксентьева отметила, что среди населения было проведено анкетирование, в котором приняли участие порядка 4,5 тысячи человек. После обнародования данных Федеральной службы, занимающейся выдачей электронных паспортов технических средств, выяснилось, что порядка 48% обратившихся попадали под те изменения, которые были внесены в конце декабря. А порядка 50% граждан до сих пор не справились с этой проблемой.

Я всё-таки советовала бы всем, кто в этой ситуации застрял, кого мы не смогли вытащить, несмотря на все наши усилия, не терять время, а обращаться в суд… А всем юристам и адвокатам, которые будут помогать людям справляться с этой ситуацией, необходимо обращать внимание и апеллировать к позиции Верховного суда, который говорит о том, что … утилизационный сбор, по сути, является налоговым сбором. Соответственно, он должен проходить определённые процедуры. Вот на это нужно уповать,

— сказала политик.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

По словам собеседницы Царьграда, сейчас не то время, чтобы «сидеть и ждать, что какой-то депутат там палочкой волшебной махнёт, сходит к президенту и всё». Это очень сложные процедуры, но и Сардана, и её коллеги продолжают апеллировать к министерству промышленности с тем, чтобы решить эту проблему.

Те, кто успел до 21 декабря, не стал ждать, оформил и получил электронные паспорта технического средства и все необходимые документы, они в этот узенький коридор, но проскочили. А те, кто ждал и надеялся, я, вот, с горечью об этом говорю, но будут всё-таки уже в правовом поле свою позицию отстаивать. Я, со своей стороны, готова и размещаю позицию Верховного суда. Позиция Генеральной прокуратуры не прописана, но тем не менее юристы поймут, что это вопрос не такой простой, как кажется некоторым чиновникам,

— отметила она.

Всё решают детали

Как уже было сказано теми же чиновниками, основной причиной для повышения утильсбора были якобы экономические причины. То есть борьба с дилерами и нелегальным бизнесом. Но, как подчеркнула Авксентьева, здесь важно вместе с водой не выплеснуть ребёнка, а действовать «в рамках тех процедур, которые, в частности, оговорены и в Конституции РФ».

Другой собеседник Царьграда — представитель инициативной группы по вопросу утилизационного сбора Лев Трофимов, сказал, что те 4,5-5 тысячи граждан, о которых упомянула его коллега, это люди, которые «идентифицировали себя по разным признакам, по разным типам документов». Первые из них — это документы о совершении сделки. То есть инвойс или предварительный договор на поставку транспортного средства, где указаны все данные об автомобиле и о покупателе, который вносит предоплату за указанный VIN-номер и марку.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда вступило в силу постановление №1722, такие сделки совершили более пяти тысяч человек. Но по корректировке 2407 Минпромторг делает ссылку на договор купли-продажи. То есть на переход права собственности, а не на сделку. О чём, собственно, сказано и в Конституции, и Владимир Путин об этом упомянул,

— сказал Трофимов.

Эксперт отметил, что сейчас постановление 2407 почему-то отсекается. А, между тем это документ, касающийся именно ввоза автомобилей из стран ЕАЭС, включая Казахстан, Киргизию и Белоруссию. То есть из стран, внутри которых действует ОТТС — единый документ, выдаваемый на партию транспортных средств, на основании которого человек потом может получить электронный паспорт транспортного средства. По Белоруссии — там отдельная история, сказал он. В этой республике действует так называемый СБКТС, и на его основании выдаётся паспорт ТС.

По нашим скромным подсчётам, таких людей около 700-1200. Как говорила Сардана Владимировна, в очередной раз постановление — корректировка 1722 за номером 2407 вышла задним числом. То есть официально, через пресс-релиз, она вышла 27 декабря. 31-го её объявили на сайте Минпромторга, где дата вступления его в силу была 21.12.2023 года. Что, в принципе, не дало возможности оставшимся полутора тысячам человек оформить необходимые документы в виде СБКТС (сертификата безопасности конструкции транспортного средства) и ПТС, а также спокойно подать документы в таможенные органы и, собственно, списать льготный утильсбор,

— объяснил Трофимов.

Из этих 4,5-5 тысячи человек порядка 500-700 подпадают под постановление 2407. Трофимов обратил внимание, что «оно хоть и криво написано и понятие СБКТС трактовано неверно», но «к покупателям транспортных средств из стран ЕАЭС никакого отношения не имеет». А вот что важно для наших граждан, так это сумма побора, которую необходимо будет внести, если ситуация не сдвинется с места.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

В среднем это от 800 тысяч рублей. Это средняя между 300 и 1,6 млн рублей. Умножим ориентировочно на 4,5 тысячи человек. То есть в принципе достаточно внушительная сумма получается, которая изымается из кармана налогоплательщиков, наших добросовестных граждан РФ путём побора,

— отметил Трофимов.

Постановление можно изменить, закон нет

Исходя из вышесказанного, возникает следующий вопрос: можно ли как-то списать, обнулить этот побор? Который, безусловно, ударит по нашим гражданам, по русским семьям. По мнению Сарданы Авксентьевой, для этого нужна политическая воля.

Всё возможно. Потому что эти деньги, которые внезапно решили собрать, они не входили ни в какие стратегические планы. Они не заложены в трёхлетний бюджет. Но нужно решение большинства,

— отметила политик.

Она обратила внимание, что речь идёт в первую очередь о постановлении, а не о законе. И оно может быть изменено соответствующим постановлением, не законом.

Поэтому здесь нам нужно действовать всем вместе. Таможенная служба и Минпромторг не отказываются от индивидуального рассмотрения тех или иных ситуаций граждан. Поэтому имеет смысл к ним обращаться. Люди читают бумаги. И если есть какие-то факты, которые они должны будут принять во внимание, они их примут. Но надо быть настойчивым всем — и нам, и пострадавшим гражданам,

— заключил Авксентьева.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА