Скандал заказывали

Настоящие европейцы никогда не жаловались на плохой аппетит. Не жалуются и сегодня, тем более что он напрямую связан с территориальными претензиями. На днях последовало сразу два громких и скандальных заявления со стороны соседей Украины. Правда, прозвучали они не с официальной стороны, а со стороны представителей крайне правых венгерских и румынских партий.

Претензии некоторых кругов румынского и венгерского общества на украинские территории давно известны, они были еще до СВО и до Майдана. Но вот закарпатский вопрос – настоящая взрывчатка в отношениях Венгрии и Румынии, не безоблачных и без того из-за трансильванского вопроса. И сдетонировать может в любой момент.

Напомним подробности скандала.

Сначала лидер венгерской оппозиционной партии ультраправого толка «Наша Родина» Ласло Тороцкаи обвинил Украину в нарушении итогов референдума 1 декабря 1991 года, Тогда одновременно с референдумом о подтверждении Акта о государственной независимости Украины и первыми в стране выборами президента тихо прошёл и референдум в Закарпатье по вопросу о самоуправляемом статусе области.

На фоне таких крупных событий в «незалежной» он не получил широкого резонанса, но 78 % жителей края высказались за самоуправление. Так что с Тороцкаи трудно поспорить.

Но он пошёл дальше, предложив венгерским властям в случае неминуемого распада Украины в ходе Российской СВО воссоединиться с Закарпатьем мирным путём.

А скажите, чьи вы?

Исторически Закарпатье ещё с XI века было в составе Венгрии, включая тот период, когда Венгрия входила в империю Габсбургов. В новейший период 19 лет подряд – край был в составе Чехословакии, во время Второй мировой войны Закарпатье опять досталось Венгрии, только потом уже став частью Украинской ССР.

Венгры там проживают компактно в районах, граничащих с самой Венгрией, образуя фактически монолитный массив, хотя в Ужгороде и Мукачево они остаются в меньшинстве. Это действительно делает их не диаспорой, а коренным населением этих районов, то есть – ирредентой. Именно поэтому Венгрия всегда может логически обосновать свои территориальные претензии.

Несмотря на то, что Тороцкаи находится в оппозиции, причём жёсткой, к непотопляемому венгерскому премьеру Виктору Орбану, по вопросам Закарпатья, евроскептицизма и отношений с Россией их позиции полностью совпадают. Но только с той разницей, что Орбан в силу должности значительно более сдержан в высказываниях, чем Тороцкаи, у которого на языке то, что у Орбана на уме.

Выпад из Бухареста

Практически сразу после этого лидер румынского «Альянса за объединение румын» Клаудиу Тырзиу выразил готовность отказаться от членства Румынии в НАТО. Спрашивается, в связи с чем такая резкость? Тырзиу объяснил – так должно быть, если НАТО будет мешать вернуть Румынии этнические румынские территории на Украине.

Подобные претензии румын – тоже не новость, их в Бухаресте выдвигали многие, последними перед Тырзиу были депутат парламента Джёрдже Симион и сенатор Диана Шошоакэ. Но Тырзиу пошёл дальше, чем в очередной раз муссировать «буковинский вопрос». Он упомянул в своих высказываниях еще и Закарпатье.

А там ведь действительно проживают и румыны, но компактно – только в Тячевском и Раховском районах. Как и венгры, румыны в Закарпатье живут вдоль границы с самой Румынией, образуя собственную ирреденту.

Понятно, что сейчас у румынских и венгерских правых консерваторов возникли общие интересы: и те, и другие против НАТО, Евросоюза и соответственно марионеточной украинской власти. При этом они в той или иной степени поддерживают Россию, хотя, скорее всего, просто в силу сложившейся конъюнктуры. Общие интересы у них – вне сомнения, тоже в силу имеющихся обстоятельств.

Согласие есть продукт…

О том, что это именно временное согласие, говорит тот факт, что вопрос о Трансильвании, где значительный процент населения составляют венгры, до сих пор в Венгрии стоит очень остро, и не только среди националистических, но и среди более умеренных кругов.

Достаточно сказать, что непосредственной причиной к свержению режима Н. Чаушеску и падению в Румынии просоветского строя были волнения в Тимишоаре из-за того, что Секуритате выселила из собственного дома венгерского диссидента-сепаратиста Ласло Тёкеша. Первоначально в волнениях и массовых беспорядках в Тимишоаре участвовали только венгры, румыны присоединились уже потом, когда события приобрели не сепаратистский, а антикоммунистический характер.

Последний скандал из-за Трансильвании случился в мае прошлого года, когда президент Венгрии Каталин Новак разместила на странице в соцсетях гимн секеев, одной из субэтнических групп трансильванских венгров, где прямо говорится, что Трансильвания – венгерская земля. Румыния тут же вручила венгерскому послу ноту протеста. Осторожный премьер Орбан (на фото ниже) тогда от комментариев благоразумно воздержался.

Беда в том, что ультраправые политики обеих стран – это маргиналы, которым нечего терять, поскольку главами государств они всё равно не станут (был уже в Румынии один такой – в лесу расстреляли при попытке к бегству Капитанул Зеля Кодряну). Они совершенно не проконтролировали определения при риске спровоцировать еще одну горячую точку в отношениях двух стран.

Если бы оба чётко назвали районы, о которых идёт речь, столкновения интересов не было бы. Тем более в обеих странах всем понятно, что русинско-украинская часть Закарпатья точно не согласится лечь ни под тех, ни под других. Особенно, когда о желании обосноваться где-то за Карпатами пока не прямо, но регулярно намекают из Варшавы и Братиславы.