Лучше, говорят, один раз увидеть, чем десять прочитать. Поэтому ко всему прочему мы покажем работу библиотеки, о которой идет речь в статье через фотографии. Причем начнем с маленьких детишек. Вот они сидят и рисуют снегирей. Их много. Но это не художественная школа, а библиотека. И тем не менее здесь детей бесплатно учат рисовать, и им это нравится
Мы везде, где трудно
Дорог каждый час,
Трудовые будни
Праздники для нас.

«Марш коммунистических бригад» В. Харитонова

Люди и культура. Ну вот любят у нас, в том числе и здесь на ВО, говорить о том, как сейчас у нас все плохо, и как «тогда», то есть в прошлом, у нас все было хорошо. Причем особенно почему-то людей волнует тема воспитания молодежи. И волнует она не столько учителей, сколько людей, к этой области культуры не имеющих никакого отношения вообще. В школе эти люди последний раз были на «морковкино заговенье», как говорили в прошлом, но судят о её проблемах так, словно отдали педагогическому труду не одно десятилетие.

«Школа не учит», «школа не воспитывает», «жертвы ЕГЭ» – только так и говорят, при этом не знают, в какую сторону открывается дверь в школе их района.

Или вот, например, тема современных библиотек…

«Дети в них не ходят», «дети не читают», «дети уткнулись в мобильники»… Откуда такая информация. Судят по своим детям? Тогда это их проблема, но никак не общества в целом. Потому что на самом деле все это, мягко говоря, не совсем так. То есть, как я об этом уже не раз писал, все проблемы, скажем так – большинство из них, происходят от неполного знания.

И вот сегодня мы как раз и попробуем некоторые пробелы в информационном поле наших читателей закрыть. Возможно, не полностью, но хотя бы частично.


Занимаются там и мальчики и девочки…

И их много!

А было так, и так оно и есть, что автору очень повезло с тем, что неподалеку от его дома расположены сразу две библиотеки: одна областная юношеская и районная детская.

По разным причинам приходится туда ходить, и вот что интересно, в них все время что-нибудь да происходит. То прямо рядом с гардеробом появляется куча чемоданов и грузовая тележка, а также клетка для большой птицы и много чего ещё, что явно говорит о том, что тут будет проходить квест по Гарри Поттеру. То библиотекари вместе с детьми сидят прямо на траве на коврах, постеленных на газоне вокруг библиотеки, и занимаются чем-то интересным, да ещё и чай с крендельками пьют.


Ребята постарше изучают творчество Аркадия Гайдара. И никому из них не смешно… Им это нравится. Вот что интересно!

Причем на эти посиделки ходила моя внучка, и они ей очень нравились, то есть они проходят вот уже много лет. «Ночь в библиотеке» также проводится регулярно, и дети туда приходят.

Словом, как я туда ни приду, там регулярно случается какая-нибудь воспитательно-развивательная массовка, так что мне порой работников этой библиотеки даже становится жалко. Мастера на все руки, вот кто они сейчас!

Но с другой стороны… Изменилось время, поменялись люди. И библиотеки, и библиотекари тоже должны обновляться. Советское время, когда они главным образом выдавали книги, ушло навсегда.


В библиотеке есть все условия для занятий с детьми

Но тут мне повезло оказаться ещё в одной пензенской библиотеке: библиотеке № 2 имени Салтыкова-Щедрина. Причем история возникновения у неё довольно необычная.

В 1946 году жители Конной слободы (в ней на момент основания города жили конные казаки местного гарнизона) города Пензы обратились к властям города с просьбой: выделить в здании школы № 12 комнату для библиотеки, которую они организуют сами (!), а книги, газеты и журналы соберут на общественных началах. И именно на общественных началах библиотека сначала и работала, но в 1947 году ее сделали городской и назначили в неё заведующую с окладом.

В 1971 году городская библиотека № 2 переехала в новое здание, в котором она располагается и сейчас. Помещение большое, очень светлое и выходит окнами на монумент воинской и трудовой Славы.


А это занятие с мамочками. Хочешь умных детей – воспитай умных родителей. Хочешь умелых детей – научи их родителей

Несколько лет назад библиотека по гранту президента РФ была отремонтирована и осовременена, так что находиться у неё внутри стало приятно вдвойне. Но привлекает она не только уютной мебелью, современным дизайном и обилием книг. Там ежедневно, а то и буквально ежечасно (!) проходят самые различные мероприятия для детей!

Кстати, информация обо всех этих занятиях выложена на сайте библиотеки и сопровождается фотоматериалами (https://vk.com/club191157234), так что стоит только туда зайти, как вся работа её коллектива окажется у вас перед глазами. Я лично устал их читать. Терпения хватило лишь на месяц, тем более что в некоторые дни в один день там проходило сразу по два занятия.


Ну а чем бабушки хуже мам? Они тоже приходят в эту библиотеку, где с ними занимаются интересными вещами…

Ну вот давайте посмотрим хотя бы на некоторые из них.

В субботу, 13 января юные читатели участвовали в экологическом часе «Смелая птица мороза не боится», посвящённому Дню зимующих птиц. Библиотекарь им рассказала, что 15 января у нас в стране отмечается экологический праздник «День зимующих птиц», инициатором которого стал писатель Евгений Носов. И понятно, что ребятам сразу захотелось кормить зимующих птиц. И что это было, как не «урок добра» и любви к природе и своему Отечеству?!

Но и этого мало. Поимо слов, ребятам провели мастер-класс «Снегири», в ходе которого они делали поделку из солёного теста.


Считается, что старшеклассники обычно равнодушны к таким вот мероприятиям. Потому что совсем другое у них на уме. Может быть, и так, но только в этой библиотеке им нравится участвовать в подобных массовках

Также в январе месяце в библиотеке № 2 начались занятия для детей 4–5 лет в студии смыслового чтения «Умка». Цель – привить ребёнку любовь к книге и чтению через… игру.

В самой непринужденной обстановке, в маленькой группе ребятам читали детские книги, а они пробовали их обсуждать! Старательно выполняли творческие задания. На первом занятии, 14 января они познакомились с медвежонком Умкой из мультфильма «Умка» по сказке Юрия Яковлева. А ещё занятие было познавательным: детишкам рассказали о животных Крайнего Севера, и почему им не холодно. А ещё они складывали пазлы и играли в «Сложи картинку» и «Игру с мячом».

На втором занятии, 21 января, чудесная девочка Алина и её мама познакомились с книгой «Кротик. Зимние истории» чешского писателя Зденека Миллера. Для чтения вслух выбрали сказку «Кротик и Снеговик». А в качестве домашнего задания нужно было раскрасить картинку «Крот – землекоп».


Вполне серьезные лица… Явно умные дети. И будут ещё умнее!

В этот же день, в воскресенье, 21 января, для юных любителей опытов и экспериментов в Лаборатории занимательных наук «ИнтелЦентр. Знайка. XXI век» состоялось второе занятие «Волшебная неньютоновская жидкость». Такие жидкости обладают сложным названием – неньютоновские жидкости. Ребятам было предложено самим изготовить неньютоновскую жидкость и определить, чем она отличается от обычных жидкостей, и какая от них может быть польза людям?

И эксперименты ребята проводили, и фильм из передачи «Галилео» посмотрели. Словом, были заняты интересным и полезным делом.


Мероприятия в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина идут одно интереснее другого. И все на разный возраст и вкус

В тот же день в клубе выходного дня «Фантазёры» проходил и литературный час «С детства верим в чудеса», посвящённый Дню Деда Мороза и Снегурочки. Ребятам рассказали о том, откуда вообще взялся этот праздник, провели с ними викторину: «Мешок Деда Мороза», «Загадки Снежинки», а ещё они выполняли интеллектуальные задания с кроссвордами. В итоге дети и в зимнюю сказку окунулись и весело и интересно провели свободное время.


А это кто? Взрослые дяди и тёти? Нет бы пиво пить в соседнем баре или телевизор смотреть, пришли зачем-то в библиотеку. Наверное, им тут интересно…

И это, подчеркиваю, занятия всего лишь двух дней. Кирпичики воспитания, нравственного, духовного, интеллектуального. Того, чего так не хватает многим сегодняшним семьям. По сути дела, современные библиотеки (по крайней мере, пензенские, как в других местах я не знаю) становятся чем-то вроде районных клубов, и в новых условиях это очень полезное общественное явление.


Не удержался и включил сюда собственное фото в кольчуге. Рассказывал ребятам шестиклассникам о своей новой книге. Но не только сам в кольчуге ходил: весь класс её перемерил – и мальчики, и девочки, и все убедились, что хотя она и тяжела в руках, на теле она не очень-то и чувствуется. И где бы им ещё такой случай представился? А какие умные вопросы задавали мне шестиклассники. И глаза умные у подавляющего большинства… Приятно!

Говорят, что дети «сидят в мобильниках»? Ну так мы будем читать им сказки по телефону

Так что прежде, чем писать, что никаких бесплатных клубов и кружков сегодня нет, что детей никто не вовлекает в творческую деятельность, что «все плохо и хуже некуда», вы походите по школам, библиотекам вашего города, центрам раннего развития и посмотрите, а чем там занимаются сегодня дети и… взрослые. А потом уже конкретно говорите и пишите о вполне реальных частных проблемах и недостатках!