Израиль ссорится с Россией и вместе с тем просит её о помощи

Время от времени в Израиле звучат резкие заявления в адрес России. Очередное раздалось на днях: лидер оппозиции в кнессете, председатель партии «Еш Атид», бывший премьер-министр республики Яир Лапид «посоветовал» руководству еврейского государства пересмотреть отношения с РФ по конфликту в секторе Газа». Причина гнева политика – обвинения Кремля «в несоразмерном применении силы» Израилем в ответ на террористическую атаку ХАМАС в октябре прошлого года.

Лапид так же напомнил о том, что вскоре после этого делегация исламских радикалов несколько раз была принята в Москве. «Израиль еще очень долго затруднится простить России и ее руководству занятую ими позицию», – заявил он. Политик отметил, что Израилю необходимо поддерживать стратегическое взаимоотношение с Россией, однако подчеркнул, что «тёплых отношений в ближайшем будущем не будет».

Характерно, что заявление бывшего премьера в Израиле никто не прокомментировал. Но это отнюдь не означает, что слова Лапида не нашли поддержки. Претензии к России звучали не раз, в том числе на официальном уровне. В октябре минувшего года израильский МИД выступал с заявлениями, осуждающими позицию РФ на Ближнем Востоке. Они касались упомянутого визита делегации ХАМАС в Москву и были названы «позорным шагом». Не осталась без внимания Тель-Авива и антисемитская акция в Дагестане.

В частности, депутат кнессета Заев Элькин связал происшедшее на Кавказе с курсом российского руководства. И добавил, что «геополитические интересы России толкают ее в сторону наших врагов». Из этого он сделал вывод, что концепции российско-израильских отношений устарели после февраля 2022 года.

Парадоксально, но то же самое с полным основанием могут говорить и в Москве. До начала СВО отношения между двумя странами развивались более или менее нормально, несмотря на разногласия по некоторым вопросам. Но после начала конфликта на Украине Тель-Авив, к огорчению Москвы, поддержал Киев, причём не только словесно. Израиль передавал Украине некоторые виды вооружений, которые считались «нелетальными». Кроме того, военные ЦАХАЛ участвовали в подготовке ВСУ, обе страны обменивались разведывательной информацией.

Ходили настойчивые слухи, что Израиль поставляет Украине «серьёзное» вооружение. На это в свое время прозрачно намекнул посол Израиля в Германии Рон Просор: «Мы помогаем (Украине. – В.Б.), пусть и за кулисами, но гораздо больше, чем это афишируется». От подробностей дипломат, естественно, уклонился. Но и этого лаконичного, но красноречивого комментария было достаточно.

Россия знала, что Израиль помогает враждебному киевскому режиму, однако не спешила обличать своего партнера. Тель-Авив же долго пытался усидеть на двух стульях, стараясь сохранить достаточно спокойные отношения с Москвой. Так продолжается до сих пор. Останется ли в такой шаткой «позиции» еврейское государство или пойдет на обострение отношений с Россией, как «советовал» Лапид?

Уместно напомнить, что в 2022 году этот политик, пребывая на посту министра иностранных дел, выступал с критикой действий Москвы и призывал ее остановить Специальную военную операцию. Представители Израиля поддержали резолюцию Организации Объединенных Наций, осуждающую действия РФ, и проголосовали за приостановку ее участия в Совете ООН по правам человека.

Помнится, таким положением всерьез обеспокоился Биньямин Нетаньяху, в июне того же 2022 года покинувший пост премьер-министра. «Мы находимся в эпицентре опасного кризиса в отношениях между Россией и Израилем, – говорил он. – Выйти из этого кризиса возможно и необходимо. В течение многих лет мы вели сбалансированные и ответственные отношения с Россией. В последние несколько дней меня не покидает тревога, что накопленное годами стало рушиться прямо на наших глазах».

Увы, этот негативный процесс продолжился. Причем уже после того, как Нетаньяху вернулся на пост премьера. Однако он находится под влиянием США, желающих вытеснить Россию с Ближнего Востока. К тому же на него давит проамериканская оппозиция.

За терзаниями Нетаньяху хладнокровно и пока безмолвно наблюдает Владимир Путин. У него хорошие личные отношения с премьер-министром Израиля, которые долгое время позволяли обходить острые углы. Но сейчас это уже похоже на кризис, который будет нелегко преодолеть.

Нормализация отношений в первую очередь необходима Израилю, который находится в крайне тяжелом положении из-за изнурительной и кровопролитной войны с ХАМАС и «Хезболлой», и ссора с Россией – одним из самых влиятельных игроков на Ближнем Востоке – может привести к необратимым последствиям.

Еврейское государство рискует серьезно пошатнуть свою обороноспособность. В частности, Россия может прекратить сдерживание врагов Израиля – радикальные организации, на которых имеет влияние. Дамаск сможет получить от Москвы новейшие средства ПВО, и тогда самолеты со звездой Давида уже не смогут вести себя так вольготно в ее небе. Да и Тегеран, сгорающий от ненависти к Израилю, уже не услышит успокаивающих слов Москвы.

Нетаньяху наверняка помнит, как благодаря взвешенной позиции России был предотвращен серьезный конфликт между двумя странами в сентябре 2018 года. Тогда Ил-22, на борту которого находились 15 военнослужащих РФ, был сбит советским комплексом С-200, находящимся на вооружении сирийской армии. Это произошло после того, как израильские истребители F-16 атаковали проиранскую «Ось сопротивления» в провинции Латакия.

По мнению представителей Министерства обороны РФ, израильтяне наносили ракетные удары в «непосредственной близости» от заходившего на посадку самолета, чем «подставили» его под удар сирийского ракетного комплекса. Тель-Авив, впрочем, свою вину отрицал, уверяя, что когда был нанесен роковой удар, израильские самолёты уже были на своей территории.

Этот инцидент мог иметь необратимые последствия, тем более что некоторые горячие головы в России призвали в ответ нанести ракетный удар по Тель-Авиву. Однако главы двух стран Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху заняли примирительную позицию и не дали разгореться конфликту.

Сегодня Россия может помочь Израилю спасти заложников. Как заявила на днях посол этой страны в РФ Симона Гальперин, Тель-Авив обратился с настоятельной просьбой к Москве предпринять все возможные усилия для освобождения заложников, пленённых ХАМАС. При этом она оговорилась, что у обеих стран существуют разногласия по ряду проблем, однако в вопросе о необходимости освобождения мирных людей они солидарны.

Складывается парадоксальная ситуация. Еще совсем недавно Тель-Авив опасался, что Россия и ХАМАС договорятся о том, что может навредить Израилю. Теперь же Израиль надеется, что переговоры России с ХАМАС спасут его граждан.

Наверняка Лапид знал, что Израиль обратился к России с просьбой помочь освободить людей, за которых уже много дней молится вся страна. Так зачем же он в самый ответственный момент выступил с резким заявлением в адрес Москвы? Не означает ли это, что судьба попавших в беду соотечественников этого политика не интересует? Не думает Лапид и о том, к чему могут привести его безответственные заявления.

ВАЛЕРИЙ БУРТ