Безэкипажные катера CUSV на испытаниях. Фото Textron

Различные структуры Пентагона и его подрядчики занимаются развитием направления безэкипажных катеров. Прямо сейчас стартует очередная программа такого рода под названием PRIME. Ее целью является поиск новой удачной конструкции катера и системы управления для него с высокой степенью автономности и широкими возможностями группового применения. Пока речь идет только о приеме заявок, но в обозримом будущем программа должна дойти до практических испытаний.

Запрос информации

Недавно подразделение оборонных инноваций Пентагона Defense Innovation Unit (DIU) запустило перспективную исследовательскую и экспериментальную программу PRIME (Production-Ready, Inexpensive, Maritime Expeditionary – «Готовый к производству, недорогой, для морских операций»). Ее целью является создание и выбор нового безэкипажного катера для военно-морских сил.

В ближайшее время DIU планирует принять заявки от будущих участников программы и принять иные соответствующие меры. Крайним сроком определено 12 февраля. В дальнейшем технические предложения дойдут до полноценного проектирования, а также строительства и испытаний полноценны прототипов. По результатам конкурса планируется выбрать наилучший проект и наиболее полезные решения для дальнейшего развития.

Запуская программу, DIU опубликовало техническое задание. В нем перечислены основные функции будущего безэкипажного катера, определяются его эксплуатационные, технические и рабочие характеристики и т.д. При этом заказчик жестко определяет только часть параметров катера, тогда как остальные характеристики смогут определить разработчики проектов в соответствии с их взглядами на проект.


Опытные безэкипажные суда программы Ghost Fleet Overlord. Фото Минобороны США

Требования к катеру PRIME разделены на три основные группы, по степени важности для заказчика. Все участники конкурса обязаны выполнить требования первой группы, тогда как вторая и третья носят рекомендательный характер. При этом выполнение всех предъявленных требований позволит создать более эффективный БЭК и получить преимущество перед существующей или ожидаемой техникой этого класса.

Желания заказчика

В числе обязательных требований первым значится производственный потенциал проекта. Будущий подрядчик должен иметь возможность запустить производство катеров весной 2025 г. и ежемесячно строить не менее 10 изделий. Соответственно, годовое производство должно достигать или превышать 120 катеров. На конкурсной стадии участник программы должен показать возможность такого производства – продемонстрировать мощности и кооперацию с другими предприятиями.

DIU не задает размеры и водоизмещение перспективного БЭК; их должен определить разработчик с учетом прочих особенностей его проекта. При этом в требованиях присутствуют другие характеристики. Так, полезная нагрузка катера должна превышать 1000 фунтов (ок. 450 кг). Судно должно использовать мощный, но экономичный дизельный двигатель. Максимальная скорость задана на уровне 35 узлов, дальность плавания – до 500-1000 морских миль. Необходимо обеспечить возможность длительного пребывания в одном районе с решением всех задач.

БЭК должен иметь возможность полностью автономной работы. Требуется обеспечить самостоятельное плавание по заданному маршруту, в т.ч. с самостоятельным обходом различных препятствий, уходом от столкновений и т.д. Нужно обеспечить возможность вождения в любых условиях, например, при отсутствии сигналов спутниковой навигации или в районах активного судоходства.


Опытный БЭК LRUSV с разведывательными и ударными средствами. Фото Минобороны США

Аппаратное и программное обеспечение будущего БЭК должно быть гибким и иметь возможность установки дополнительных устройств или приложений. За счет такой доработки катер должен решать задачи разного характера, а также работать на разные ведомства.

Во вторую группу требований, выполнение которых крайне желательно, но не является обязательным, включили возможность размещения на катере беспилотного летательного аппарата / аппаратов для улучшения ситуационной осведомленности и повышения разведывательных возможностей. Также DIU хочет внедрить самые последние стандарты связи и передачи информации, включая сетецентрические возможности. При этом в некоторых ситуациях комплекс должен переходить в режим радиомолчания.

Необязательным, но желаемой функцией назвали автоматическое распознавание судов и кораблей по характерным особенностям внешнего вида, включая надписи, номера и т.д. Желательно, чтобы катер мог нести полезную нагрузку модульной архитектуры для решения разнообразных задач. Сам же катер должен быть совместим с разными носителями и различным крановым оборудованием, помещаться в стандартные контейнеры и т.д.

Также затронули тему систем управления. Удаленный пост управления БЭК должен иметь простой и понятный интерфейс, не накладывать ограничений на работу оператора и т.д. Для разных миссий следует предусмотреть как непосредственное дистанционное управление, так и автономную работу.

Цели и задачи

Различные структуры Пентагона и коммерческие контракторы достаточно давно занимаются тематикой БЭК и демонстрируют заметные успехи. Новая программа PRIME является прямым продолжением предыдущих разработок и создается на их основе. При этом она сразу прорабатывается в контексте будущего переоснащения ВМС и учитывает вопросы производственного и эксплуатационного характера.

[center]
Катер MANTAS T-12 и пульт управления. Фото MARTAC

Цели и задачи PRIME понятны уже сейчас. Пентагон в лице подразделения DIU хочет получить еще одну надводную безэкипажную платформу, причем ее классификация с точки зрения габаритов и водоизмещения пока остается неопределенной. Ключевым требованием является простота проекта, которая позволит в минимальные сроки разработать его и довести до производства с высокими темпами.

Изделия PRIME должны будут иметь все основные функции, характерные для современных БЭК. Они смогут работать по командам или самостоятельно – двигаться по маршруту, вести патрулирование, осуществлять разведку или удары и т.д. При этом особое внимание хотят уделить групповому применению такой техники. Катера смогут перемещаться вместе организованным порядком, следить за акваториями, находить разнообразные объекты и т.д. При этом они будут обмениваться данными друг с другом и с оператором для повышения эффективности совместной работы.

По всей видимости, именно разработка систем управления с необходимыми функциями является самой сложной составляющей новой программы. Однако можно ожидать, что участники не будут создавать их с нуля, но используют уже имеющиеся наработки. Это позволит решить технические задачи и уложиться в заданные временные рамки.

DIU пока не уточняет, какие именно полезные нагрузки должны будут нести безэкипажные катера нового типа. Вероятно, их будут оснащать оптическими и радиолокационными средствами для ведения разведки и слежения за целями. Также возможна установка дистанционно управляемых модулей со ствольным или ракетным вооружением.


Совместное маневрирование патрульного катера и пары БЭК. Фото MARTAC

Грузоподъемность не менее 450 кг позволит использовать широкий круг средств разведки или вооружения. Разработка таких систем с нуля тоже не понадобится – разработчики катера смогут взять готовые образцы, присутствующие на рынке и соответствующие требованиям ВМС.

Пентагон выделяет на разработку новых проектов и проведение конкурса чуть больше года. Это означает, что опытная техника, одного или нескольких типов, может появиться в течение следующих месяцев. Так же в этот срок появятся первые открытые сведения о конкурсных разработках и новая информация о программе в целом.

Перспективное направление

Пентагон и военная промышленность США давно занимаются темой безэкипажных катеров с разными функциями и к настоящему времени представили целый ряд подобных образцов разного рода. Часть таких разработок пока проходит испытания, а другие уже дошли до опытной эксплуатации в войсках. В обозримом будущем планируется довести их до полноценного применения.

Очередным шагом в этом направлении, по всей видимости, должна стать новая программа PRIME. Как и ряд предыдущих проектов, она предусматривает создание перспективных катеров с широкими возможностями. Однако на этот раз заказчик уделяет повышенное внимание вопросам будущего производства и эксплуатации. Это обстоятельство прозрачно намекает на будущее проекта и демонстрирует оптимизм Пентагона.