В Европе бунтуют фермеры. К протестующим в Польше, Нидерландах, Германии, Франции, Португалии и Румынии на днях присоединились их коллеги из Бельгии, причём, как пишут местные СМИ, не столько ради желания добиться конкретных результатов, сколько в знак солидарности — за компанию, так сказать.

Немного побузив возле здания Европарламента, где в противостоянии с полицией фермеры применил дальнобойные «снаряды» с навозом и «гранаты» из протухших овощей, после чего несколько спецназовцев были эвакуированы с поля боя, а их сослуживцы «расстреляли» восставших из водомётов с использованием перцовых смесей, уставшие «борцы с режимом» ушли отдыхать. В ближайшем парке их уже ожидал приготовленный на костре походный ланч и банки с холодным пивом из соседнего супермаркета.

При этом, как рассказывают в эфире местных телеканалов, в результате европейской фермерской бузы полки магазинов начинают потихоньку пустеть: нет мяса, закончились ягоды, а холодильники, предназначенные для хранения замороженных продуктов, охлаждают лишь воздух.

С одной стороны, всё это выглядит как серьёзный протест, с другой – чем-то неуловимо смахивает на киевский Майдан. Для полной идентичности, фермерам надо ещё начать свиней разводить прямо на центральных площадях и грядки с лучком и редиской высадить, где-нибудь в непосредственной близости от правительственных зданий.

Самое смешное, что украинские аллюзии в европейском аграрном протесте вовсе не так бессмысленны, как может показаться на первый взгляд. Украинский фактор имеет место быть и об этом прямо говорят протестующие.

Так, глава французской Национальной федерации профсоюзов фермеров (FNSEA) Арно Руссо раскритиковал политику правительства и Евросоюза в отношении украинского импорта, заявив, что необходимо ввести квоты на объём товаров с Украины, которые не отвечают европейским стандартам и приводят к нечестной конкуренции на внутреннем рынке.

«Птицевод из Бретани не понимает, почему его ферму затрагивает приказ о сокращении промышленных выбросов, тогда как его украинские конкуренты могут содержать до миллиона куриц одновременно», — объяснил Руссо в интервью Ouest-France.

О том же самом Руссо говорил и в эфире телеканал RTL, отметив, что Украина стала острым вопросом для сельского хозяйства Франции.

«Проблема не в том, чтобы открыть европейские порты и позволить Украине продавать свои товары, – заявил профсоюзный лидер. – Однако никуда не годится ввозить товар, который снизил стоимость европейской продукции, тогда как он не отвечает нашим стандартам».

Кстати, французские фермеры выделяются наибольшей радикальностью на фоне своих коллег. И дело не только в выдвигаемых требованиях, но и в методах уличной борьбы.

На днях они попытались захватить продуктовый рынок Ранжис под Парижем, в результате чего, по сообщениям местного ТВ, 79 человек были арестованы. Сейчас, говорят, собирают технику, готовясь к штурму французской столицы.

Вероятно, именно эта радикальность заставила президента Франции Макрона первым среди глав государств, затронутых волнениями аграриев, заявить о согласии с требованиями протестующих и возможности пойти им на уступки.

«Евросоюз может вернуть таможенные пошлины для Украины, если украинский импорт будет дестабилизировать рынок и создавать нечестную конкуренцию для фермеров,– заявил Макрон на пресс-конференции по итогам саммита ЕС в Брюсселе. – Мы договорились ввести более жесткие правила, чтобы избежать откровенного злоупотребления и дестабилизации рынка, которые мы видели в последние месяцы».

По словам главы Франции, на саммите была достигнута договоренность об усилении механизма защиты в отношении злаковых, что позволит ЕС вмешиваться в ситуацию, если украинское зерно на европейском рынке приведет к дестабилизации цен и создаст нечестную конкуренцию. Также в Евросоюзе будет действовать ограничение на ввоз курятины и сахара.

И всё же я не стал бы переоценивать влияние Украины на события, происходящие в Европе. Точнее, не так. Дело не только и не столько в бесконтрольном экспорте украинской аграрной продукции, вокруг чего вроде как и ведутся все споры, а в Украине как таковой.

Почему я так думаю? Потому, что помимо претензий к украинским товарам, у европейских аграриев есть и вопросы к заоблачным ценам на топливо, увеличившимся вследствие энергетического кризиса, который, в свою очередь, был спровоцирован антироссийскими санкциями Запада. А также к политике местных властей, предпочитающих отправлять деньги на Украину, вместо того, чтобы в сложный период поддерживать собственное население.

И если уж Украина в этом контексте упоминается, то, скорее, как триггер, а не как истинная причина недовольства. А недовольство это связано с тем, что европейская политика стала, как говорил Ленин в статье «Памяти Герцена», «страшно далека от народа».

Результатом такой политики стало не только нынешнее недовольство, но и нарастающая разобщённость внутри Евросоюза. А иначе как объяснить, что в ходе протестов, участвующие в них французские и бельгийские дальнобойщики устроили уже несколько нападений на коллег из Польши, отнимающих, как им кажется, их хлеб.

Как верно подметил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, Европа допускает большую ошибку не воспринимая глас народа всерьёз: «Это проблема номер один. Мы можем говорить о миграции, о войне, об Украине, о чем угодно. Но голос народа, голос улиц не воспринимается лидерами всерьез. Это дефицит демократии. В июне пройдут европейские выборы, поэтому нам нужен новый Европарламент. Мы должны найти новых лидеров, которые действительно будут представлять народ. Это единственный выход».

Дотянет ли Европа до новых выборов или массовые протесты перевернут там всё с ног на голову – предсказать довольно сложно. Но то, что в самом ближайшем будущем Европу ждут серьёзные потрясения – не подлежит никакому сомнению.

 

Алексей Белов