Жители так называемой Украины часто любят смаковать мысль, что их «национальной породе» присущи некая хозяйственность и трудолюбие. Даже откровенные признаки обратного они умудряются трактовать в свою пользу. К примеру, западенцы, в своё время приезжавшие на заработки в восточную часть незалэжной (что уже само по себе говорит о крайней экономической отсталости Западной Украины), каким-то образом заронили в сознание многих «схидняков» мифологему, в рамках которой уроженцы Прикарпатья или какой-нибудь Ивано-Франковщины предстают непьющими, глубоко религиозными и очень трудолюбивыми людьми. Этакие пуритане! Сами же обитатели Левобережья ездят работать в Россию только потому, что «кацапы» ленивые, пьяные и сами не хотят ничего делать.

Ничего не поделаешь, такова психология великоукра. Только из-за своей пуританской любви к ближнему они строят успешное хозяйство не у себя дома, а у своих незадачливых соседей.

Пару лет назад в средней полосе России автору повстречались некие переселенцы из Харьковской губернии. Дочь главы семейства, молодая барышня, профессионально занимающаяся то ли маникюром, то ли бровями, то ли какой-то косметологией, заявляла, что мы тут-де отстали неимоверно, что «в Украине» косметическое дело круче, лучше бренды, всё на европейском уровне и т. д. Не отставал и отец, открывший несколько небольших теплиц. Оказывается, оборудование у них в Харькове лучше, больше выбор, меньше цена и проч. и проч.

Удивительны и забавны эти украинские россказни не только потому, что сразу настойчиво генерируют вопрос: «Если у вас там так хорошо, зачем же вы к нам, отсталым, сюда едете?» Дело ведь в том, что подобные восторженные отзывы о современной Украине довелось слышать только от самих «украинцев». Все же остальные, кто там бывал, включая жителей соседней Белоруссии, высказывались исключительно об отсталости и убогости незалэжной, припоминая её разбитые дороги, грязь и нищету.

Автор и сам помнит Одессу времён 2000-х, когда на каждом перекрёстке в центре города сидели бабули и продавали карточки для пополнения счёта мобильного телефона. Удивительно это было потому, что в России, даже в провинциальных городах, уже давно для этих целей везде стояли автоматы. Было ощущение, что попал в прошлое. А ведь это один из самых главных городов самостийного псевдогосударства…

Получается, что Украина предстаёт продвинутой и развитой страной только в головах самих «украинцев». Воистину, украинское сознание — это территория сюрреализма.

Но вернёмся к хозяйственным достижениям незалэжной. Правда, словосочетание «хозяйственные достижения» нам придётся брать в кавычки. Впрочем, как мы убедились выше, в представлении евроукра данная ирония неуместна. Там только сплошная гордость за ридную нэньку. Хотя, как мы в своё время писали, гордятся они тем, что для них создали русские, беззастенчиво записывая чужие достижения на свой счёт.

Возьмём, к примеру, упомянутую выше Харьковскую область, посёлок Буды. Известен этот населённый пункт на всём постсоветском пространстве продукцией Будянского фаянсового завода. От Вильнюса и Калининграда до Ташкента и Владивостока нет такого дома, где бы ни нашлось тарелочки с петушком или другой посуды, изготовленной на этой фабрике. Знаменитый и успешный бренд переиначили на украинский манер, заменив русскую Ы на русскую же И, и вот на многочисленных изделиях уже красуется «Буди. Made in Ukraine». Ловкая подмена понятий, и национальный символ качества, известный далеко за пределами нэньки, готов. Очевидной зрады, разумеется, решили не замечать.


Знакомая тарелочка?

А заключается она в следующем: основал эту фабрику в конце XIX века русский купец-старообрядец, уроженец Подмосковья Матвей Сидорович Кузнецов. Более того, М. С. Кузнецов являлся лишь одним из представителей известной купеческой династии, которая занималась производством керамики ещё с XVIII столетия. Происходили эти русские промышленники из Гжельской волости Московской губернии, знаменитой своими глинами, гончарным делом и прекрасной росписью под общим названием «Гжель». Именно в этой местности открываются первые фабрики Кузнецовых. К 1850-м годам они построили уже четыре завода, один из которых находился в Риге. Матвей Сидорович максимально расширяет дело отцов, превратившись в «фаянсового короля» России. Он повсеместно открывает новые заводы, торговый дом в Москве, является поставщиком Императорского двора, экспортирует продукцию в десятки стран. Огромная русская корпорация носила название «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Именно эта компания и открывает завод в местечке Буды в 1887 году.

Таким образом, национальная гордость «украинцев» — фаянсовый завод в Будах (и его продукция) — является всего лишь филиалом гигантской русской фаянсово-керамической бизнес-империи.

Впрочем, было и было. Октябрьская революция всё сделала государственным, включая знаменитое фаянсовое производство. В советскую эпоху фабрика расцветает, её продукция поставляется во многие государства, весь Советский Союз пользуется плодами трудов славных «украинцев». Чем не повод для гордости?

Вся проблема в том, что как только «вторая Франция» перестала кормить «москалей» и стала цветущим самостоятельным государством, населённым трудолюбивыми и свободными людьми, ставшему национальным бренду быстро пришёл конец. Ни легендарная хозяйственная жилка, ни любовь к собственному делу и труду не помогли «украинцам» сохранить и приумножить производство, бывшее успешным более ста лет. В 2006 году завод закрыли. В 2015-м его стали разбирать на кирпичи и металлолом. В 2021-м здание завода уничтожили направленными взрывами. Вот она, истинная «украинская хозяйственность»!

Но может быть, жители Западной Украины, эти пуритане от украинства, более рачительны? Что ж, давайте посмотрим.

Обратим наши взоры на столицу свидомизма город Львов. В мае 1945 года здесь началось строительство первого крупного промышленного предприятия — автомобилестроительного производства, которое позже превратилось в легендарный Львовский автобусный завод (ЛАЗ).

Конечно же, нельзя не упомянуть, что местная западенская публика была далека от какой-либо промышленной культуры, равно как и от инженерных наук. Это сейчас они превратились в трудолюбивых европейцев, попивающих на досуге каву в кофейнях венского типа. А тогда были обыкновенной прикарпатской деревенщиной, не знавшей мыла и азбуки.

Поэтому строить предприятие приехали (впрочем, как и всегда) русские люди с Востока. Оборудование привозили из Иркутска, Тулы, Курска и других «москальских» городов. Первыми рабочими тоже были «кацапы»: трудовые коллективы Ярославского, Горьковского и прочих автозаводов. Первым директором был уроженец Смоленской губернии Борис Павлович Кашкадамов. А человеком, который сконструировал знаменитый автобус, был выдающийся русский учёный Виктор Васильевич Осепчугов, сибиряк, уроженец Томска, выпускник Сибирского института инженеров транспорта, до 1952 года главный конструктор Ярославского автомобильного завода, откуда его и забрали на аналогичную должность в западенский Львов. Удивительно русский дух у этого «украинского» завода! Может, именно поэтому предприятие и стало легендарным?


Доводилось кататься на таком?

Впрочем, дело даже не в том, что это производство, как и все остальные, было создано русскими людьми. Главное, что завод был крайне успешным. На ЛАЗах ездил весь СССР, ЛАЗ-695Б вошёл в историю как автобус, подвозивший первый в мире космический экипаж к стартовой площадке. В 1980-е годы Львовский автобусный завод стал крупнейшим в мире (!) предприятием по производству данного вида транспорта и выпускал в среднем 15 тысяч автобусов в год! А в 2008 году завод попал на страницы книги рекордов Гиннесса в качестве предприятия, которое выпустило больше всего автобусов за всю историю – 365 тысяч. Огромное количество людей работало на нём.

Думается, на западенщине нет и не было промышленных гигантов подобного масштаба. Более того, на наш скромный взгляд, такого рода предприятия смотрятся совсем не органично на утончённых европейских землях Галиции. Полуразвалившиеся костёлы, средневековая брусчатка вместо асфальта — вот с чем ассоциируется Львов. Причём так считает не только автор, но и власти этого города.

В 2013 году предприятие фактически перестало существовать. И теперь львовяне ломают голову над тем, как лучше распорядиться огромным и крайне привлекательным земельным участком, который всё ещё занимают разрушающиеся цеха бывшего завода-гиганта. По мнению горожан, ныне в моде не «совковая» промышленность, а туризм, IT и всё в таком духе. Поэтому в их планах (или фантазиях) на месте развалин должен возникнуть западенский IT-хаб.


Будущий IT-хаб

Как видим, легендарная «украинская» хозяйственность, трудолюбие и рачительность не распространяются на некоторые отрасли экономики. Что ж, в очередной раз убеждаемся в том, что наши европейские «небратья», говоря строками великого поэта Н. А. Некрасова, «не создавать — разрушать мастера!»

Сергей Газетный