ФОТО: ALEXANDER ERMOCHENKO /ZUMAPRESS/GLOBALLOOKPRESS

Запад и Россия ведут между собой на Украине войну заблуждений, в которой победит тот, кто первый это поймёт. От России требуется только одно – действовать жёстко и масштабно.

Увы, о других обычно судят по себе и приписывают им свои собственные вожделения. Разница в психологии делает ошибки в суждениях практически неизбежными. Это можно проследить по генезису и истории любого конфликта, и Украина тут вовсе не исключение.

Конечно, от киевских властей тоже что-то зависит. Даже у марионеток есть возможность в определённых рамках рулить, исходя из своего собственного ущербного понимания. Присущие нашим украинским родственникам безбашенность, безответственность, безжалостность, дурная энергия, авантюризм, упёртость, вседозволенность, претензия на глобальное значение одновременно с ощущением себя жертвой истории, магическое мышление в сочетании с ярым материализмом и убеждением, что весь мир украинцам что-то должен, накладывают, конечно, на политику Запада на Украине неизгладимый отпечаток.

Но главное всё же это Россия и Запад, без которого Киев уже давно бы капитулировал, в чём мы ошибаемся в отношении друг друга. И тут приходится признать, что весь украинский конфликт состоит из наших взаимных ошибок, которые, собственно, и мешают его закончить, ведут к обострению.

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА СОСТОЯТ ИЗ ВЗАИМНЫХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ, СОБСТВЕННО, И МЕШАЮТ ЗАКОНЧИТЬ КОНФЛИКТ НА УКРАИНЕ, ВЕДУТ К ЕГО ОБОСТРЕНИЮ. ФОТО: ALEX EDELMAN/GLOBAL LOOK PRESS

Что неправильно делала Россия?

Из песни слова не выкинешь. Постсоветская Россия десятилетиями терпела и игнорировала взращивание на Украине нацизма, навязывание кровожадной бандеровской идеологии всему населению новоиспечённой страны. Ответом стали попытки Москвы подкупить и задобрить Киев выгодными гешефтами. Были пущены на ветер десятки миллиардов долларов, чтобы не допустить разрыва Украины с Россией. Часть из них пошли в карманы украинского олигархата. Другая часть была использована Киевом на вскармливание нацистского зверя.

Почему не вмешивались? А как может Россия вмешаться в чужие внутренние дела? Так думали в Москве, и при том, что в отношениях с Украиной имелся и коррупционный аспект, вполне искренне. Россия умоляла Запад оставить Украину вне НАТО в виде «моста» между собой, что было бы очень выгодно для этого «телёнка», позволив ему сосать сразу двух маток.

ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ ТЕРПЕЛА И ИГНОРИРОВАЛА ВЗРАЩИВАНИЕ НА УКРАИНЕ НАЦИЗМА, НАВЯЗЫВАНИЕ КРОВОЖАДНОЙ БАНДЕРОВСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ВСЕМУ НАСЕЛЕНИЮ НОВОИСПЕЧЁННОЙ СТРАНЫ. ФОТО: ANDRIY ANDRIYENKO/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBALLOOKPRESS

Могло случиться страшное

Игнорируя бандеризацию Украины, в том числе её русскоязычных регионов, Москва фактически соглашалась с тем, что подрастающая в этой бывшей союзной республике молодёжь через 10-20 лет сделает Украину бесповоротно враждебной России и превратит страну в страшное оружие соблазнившего её Запада против всего русского.

Подспудно это делалось в интересах пустившего на Западе корни российского (точно не русского) олигархата, опасавшегося за свои шкурные интересы и проявлявшего поэтому вопиющую близорукость. Потому что олигархи ещё надеялись, что Запад, куда они тащили всё, всё-таки примет их в своё лоно и не будет при этом покушаться на их «вотчину» – РФ.

ИГНОРИРУЯ БАНДЕРИЗАЦИЮ УКРАИНЫ, МОСКВА ФАКТИЧЕСКИ СОГЛАШАЛАСЬ С ТЕМ, ЧТО ПОДРАСТАЮЩАЯ В ЭТОЙ БЫВШЕЙ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКЕ МОЛОДЁЖЬ ЧЕРЕЗ 10-20 ЛЕТ СДЕЛАЕТ УКРАИНУ БЕСПОВОРОТНО ВРАЖДЕБНОЙ РОССИИ. ФОТО: ANDRIY ANDRIYENKO/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Упорствовали до конца

Россия пыталась уважать международное право до самого конца, пока не убедилась, что с Минскими соглашениями нас опять обманули. Дело в том, что Москва свято верила в силу и необходимость реализации заключённых договоров, в то время как Запад считал и считает, что их должны выполнять только слабые, а ему самому можно всё: выгодно – будет, невыгодно – не будет.

Примеров этому масса, но очень показателен следующий. В ходе Крымской войны (1853–1856) англичане и французы ввели в Чёрное море свои военные флоты, чтобы разбить Россию в ими же спровоцированном конфликте, нарушив соответствующий запрет… Лондонской конвенции 1840 года. И такое происходило и происходит постоянно, потому что национальная психология не меняется.

Где они ошибаются?

Ключевое заблуждение Запада в отношении России, что это «неправильная» страна – по многим причинам, но прежде всего потому, что не даёт себя окончательно скушать. Что управляют Россией алчные и некомпетентные подонки, народ – апатичный и покорный, некультурный и все – воры, каждый на своём уровне. Так думали польские паны, Карл ХIIНаполеонГитлер, погоревшие на России, показательные примеры которых современных западных политиков ничему не научили. Поскольку отрицающая многочисленные сильные стороны русских, глубинный патриотизм, изобретательность, нашу способность подняться над обстоятельствами русофобия – это ущербная идеология, мешающая адекватно воспринимать и анализировать окружающий мир.

Тем не менее установка Запада такова: русские – несимпатичные «туземцы», которых можно всячески дурить, и джентльменом от этого меньше не станешь. В это западникам хочется верить, и они верят, потому что убеждены, что являются вселенскими учителями, призваны «формировать мир», чтобы в нём стало меньше «джунглей» (словечко главы европейской дипломатии Жозепа Борреля). И они хотят ощущать себя при этом моральными людьми, воинами света против тьмы, а вовсе не агрессорами и грабителями, пиратами, присвоившими себе право жить припеваючи за чужой счёт.

Нашла коса на камень

Различные менталитет и психология России и Запада проявились, естественно, с самого старта украинского конфликта, который начался в 2014 году после в основном успешной попытки Запада устроить госпереворот в Киеве. Он показал Москве, что все её мольбы и просьбы не делать полем битвы Украину, не ускорять её превращение в пистолет, приставленный к виску России, западники цинично проигнорировали. Бараку ОбамеАнгеле Меркель и некоторым другим политическим карликам захотелось войти в историю, Вашингтону – загнать Россию в угол, а также вбить клин между Москвой и Европой, если первая посмеет как-то отреагировать.

МАЙДАН 2014 ГОДА ПОКАЗАЛ МОСКВЕ, ЧТО ВСЕ ЕЁ МОЛЬБЫ И ПРОСЬБЫ НЕ ДЕЛАТЬ ПОЛЕМ БИТВЫ УКРАИНУ ЗАПАДНИКИ ЦИНИЧНО ПРОИГНОРИРОВАЛИ. ФОТО: EMERIC FOHLEN/ZUMAPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS

Воздержаться от этого было невозможно. Ответом стали Крым, где уже готовились строить казармы для американских моряков в преддверии изгнания оттуда Черноморского флота России, и ЛДНР.

Большая часть лишившейся законной власти Украины была готова тогда стать под знамя России. Не только Харьков. Но Москва не хотела сильно ссориться с Западом, к серьёзной конфронтации и вороху новых проблем была не готова (боялись отключения от SWIFT, угрозы для олигархических капиталов на Западе и т. д.) и совершила серьёзную ошибку.

Задним числом это видно особенно хорошо. Вместо того чтобы без боя занять большую часть Украины, Россия ограничилась всегда считавшим себя русским Крымом, а ЛДНР обрекла на тяжёлую жизнь в «серой зоне» – вплоть до готовности впихнуть её обратно в Украину на правах автономии в результате реализации шутовских для Запада и Киева Минских соглашений.

Долгие годы Москва на полном серьёзе участвовала в этом фарсе, веря в святость соглашений, хотя эта тягомотина была нужна Западу только для того (его политики в этом сами признались), чтобы получше подготовить Украину к войне с Россией.

Водили за нос

Уверен: Москве Запад многое посулил тогда за умеренность требований, но, как всегда, обманул – все самые страшные санкции давно введены, Украине не дают для войны с Россией разве что только ядерное оружие. И украинцы теперь в массе своей настроены по отношению к России иначе, чем в 2014 году. Тогда они массово не хотели сражаться, теперь сражаются, и ещё как.

НАСАЖДЕНИЕ БАНДЕРОВСКОЙ ИДЕОЛОГИИ (НА ЧТО МОСКВА СМОТРЕЛА СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ) ПРИВЕЛО К ТОМУ, ЧТО УКРАИНЦЫ СТАЛИ ХРОНИЧЕСКИМИ РУСОФОБАМИ. И ОНИ БУДУТ СРАЖАТЬСЯ С НАМИ ДО ПОСЛЕДНЕГО, ТАК КАК ИМЕННО В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ ИДЕОЛОГИИ, НАЦЕЛЕННОЙ НА РАЗРУШЕНИЕ. ФОТО: OVSYANNIKOVA YULIA/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Перед нами, таким образом, ещё один пример разности в психологии: Россия, безусловно, не получила бы серьёзных санкций за Украину, если бы в 2014 году показала Западу, который был совершенно не готов к большой войне, что, если они за Украину введут такие санкции, Россия пойдёт дальше. Будет пробивать сухопутный коридор в Калининград, например.

Потому что умеренность, желание не раздражать Запад не уважает, видя в этом слабость, он уважает только силу и уверенность в себе, даже если их демонстрируют, с его точки зрения, «туземцы». Действующее худо-бедно в России правило «аккуратно, осторожно, не навредить» с западниками совсем не работает.

И если бы один раз

Россия ещё несколько раз совершит такую ошибку. Последняя попытка вразумить Запад перестать накачивать оружием Украину для войны с Россией в конце 2021 года, после провала Минских соглашений, привела лишь к ускорению этого процесса. Решившись наконец на СВО, Москва всё сделала неправильно на начальном этапе конфликта. Так как руководствовалась своей собственной психологией, экстраполируя её на оппонентов: нас вроде как на Украине ждут, мы один народ, огня без необходимости не открывать, этого и того нельзя, пленных отпускаем под подписку не воевать, флаги украинские не снимаем, так как – за исключением Донбасса – скоро уйдём, и так далее.

Провал попытки поменять на Украине власть (деньги олигархов хранятся на Западе – как на это вообще могли рассчитывать?!) стал очевиден уже через несколько дней после 24 февраля. Но как долго наши войска ещё топтались, неся потери, под Киевом (видимо, ждали, когда в Москве решат, что делать дальше), хотя могли – с учётом своей численности и при разумном планировании – вполне взять тогда Харьков и другие важные территории к востоку от Днепра, откуда сегодня зверски обстреливают Белгород, продолжают палить по Донецку.

Ныне запертый на своих базах из-за ракетной угрозы и действий безэкипажных ударных катеров, потерявший уже несколько БДК Черноморский флот мог запросто тогда высадить десант под Одессой…

ПРОВАЛ ПОПЫТКИ ПОМЕНЯТЬ НА УКРАИНЕ ВЛАСТЬ (ДЕНЬГИ ОЛИГАРХОВ ХРАНЯТСЯ НА ЗАПАДЕ – КАК НА ЭТО ВООБЩЕ МОГЛИ РАССЧИТЫВАТЬ?!) СТАЛ ОЧЕВИДЕН УЖЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСЛЕ 24 ФЕВРАЛЯ. ФОТО: SKRYPNYKOV DMYTRO/SHUTTERSTОСK.СОM

Мы не понимаем, нас не понимают

Уверен: максимально жёсткие действия в тот период (нужно было забыть на время о братском народе) сломили бы волю Киева к сопротивлению и отпугнули бы Запад от активной помощи Украине. Но мы неправильно распорядились своей добротой. Хотели как лучше…

А как Запад истолковал попытку Москвы договориться с Киевом в Стамбуле? Как слабость России и необходимость продолжать руками украинцев при массированной западной помощи войну до своей победы. Раз Москва хочет закончить конфликт соглашением, значит, её можно будет легко посадить за стол переговоров в любой момент, когда это будет выгодно Западу. А пока воюем.

Как Запад отреагировал на явное нежелание России наращивать численность своих войск в зоне конфликта – явно с намёком на некие мирные перспективы и возможность с кем-то о чём-то договориться? Наступлением ВСУ при подавляющем украинском численном превосходстве, когда Киеву начиная с осени 2022 года удалось отбить у России (конечно, временно) часть потерянных было территорий.

Этот успех так вдохновил Запад, что он понадеялся на его продолжение – очередной украинский «контрнаступ», который в 2023 году провалился, застряв на «линии Суровикина». Ибо Москва, выезжая на стойкости русского солдата, приняла наконец давно назревшие меры, хотя и по минимуму. Имею в виду частичную мобилизацию и официальное принятие в состав России четырёх бывших украинских областей.

Одумались? Пока нет…

И только это отчасти отрезвило и заставило наконец Запад немного задуматься насчёт того, всё ли он правильно делает. Россия укрепила армию, наращивает силы, а Украина истекает кровью, почти надорвалась, помощь извне Киеву сокращается, в украинской элите раздрай. Поэтому на Западе становятся популярными идеи «заморозить» конфликт, создав ситуацию, в которой Россия снова наступит на старые грабли, на этот раз не додавив стоящего на грани поражения врага.

Заявляя, что обстрел ВСУ детской ёлки в центре Белгорода кассетными боеприпасами чешского производства является правом Украины на самооборону, Запад демонстрирует, что по-прежнему считает слабой, презирает Россию, а значит, не просто закроет глаза, но и горячо одобрит нарушение Украиной заключённого однажды под его же давлением мирного соглашения с Москвой.

И пусть Россия сколько угодно обвиняет американских и британских консультантов в причастности к зверскому удару по Белгороду. В глазах Запада во всём виноваты русские и ПутинТочка. Всё остальное – «дезинформация» и «российская пропаганда».

И ПУСТЬ РОССИЯ СКОЛЬКО УГОДНО ОБВИНЯЕТ АМЕРИКАНСКИХ И БРИТАНСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ В ПРИЧАСТНОСТИ К ЗВЕРСКОМУ УДАРУ ПО БЕЛГОРОДУ. В ГЛАЗАХ ЗАПАДА ВО ВСЁМ ВИНОВАТЫ РУССКИЕ И ПУТИН. ТОЧКА. ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – «ДЕЗИНФОРМАЦИЯ» И «РОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА». ФОТО: STEFANOVENTURI75/ SUNSHINE SEEDS/SHUTTERSTOCK

Что делать России?

Как видим, у России нет никаких шансов выполнить заявленные цели СВО, ликвидировать угрозу со стороны Украины при продолжении игнорирования базовых основ западной психологии, ибо наши рассуждения о возможности заключения мира с Украиной, пусть и на наших условиях, – это не более чем заявка на затягивание войны.

Отрезвить и «успокоить» Запад может только, во-первых, решительный и деловой подход к его безобразиям на Украине. Обстреливаете из Харьковской области мирных жителей Белгорода? Значит, она станет частью России. И то же самое будет с другими приграничными территориями, если оттуда исходит угроза. Лучшая защитная линия – река Днепр. Для начала.

Во-вторых, украинских зверств и очевидной недоговороспособности вполне достаточно для того, чтобы исключить какие-либо переговоры с Киевом, за исключением обсуждения крайне жёстких условий его капитуляции.

В-третьих, необходимо наконец чётко конкретизировать, что означает демилитаризация и денацификация Украины применительно к её территории, и официально объявить, к примеру, что Одесса – русский город. Последнее, кстати, президент Путин уже сделал.

Но этого всё же мало. А то наши солдаты в окопах не вполне представляют себе, за что конкретно воюют, до каких рубежей им придётся гнать врага. Уверен: ответа на этот вопрос пока не знает и сама власть, действующая ситуативно, с расчётом сделать так, чтобы война как можно меньше ощущалась страной и народом.

Но тактических соображений не всегда бывает достаточно. Публичное объявление о решительных намерениях вызовет не раздражение Запада, а лишь дальнейшее его отрезвление.

В-четвёртых, не надо продолжать обманываться: одними контрактниками войны не выиграть, значительных территорий Украины не занять. А без этого любое «замирение» с Украиной (Киев сколько угодно может обещать, что с бандеровщиной будет покончено, но делать всё будет наоборот) – это приглашение к следующей войне уже в ближайшие годы.

Она начнётся, как только Россия в чём-нибудь покажет слабину, почти неизбежно – при трансфере власти, ведь Путин не вечен.

В-пятых, Запад слишком хорошо и комфортно устроился, позволяя себе в отношении России всё, кроме ядерных ударов. Воевать до последнего украинца можно долго, как и стрелять ракетами значительно дальше Белгорода. Во всём этом западники самым активным образом подвизаются прежде всего потому, что не ощущают со стороны России никаких реальных военных угроз для своих стран. Так быть не должно. Есть масса способов, как Россия могла бы очень больно ответить, даже публично всё отрицая. Хотели гибридную войну? Получите её и у себя дома или на своих базах в других странах, не только на Украине.

Что с того?

Одноразового «керосинового душа», утопившего американский шпионский стратегический БПЛА в Чёрном море, который разведывал цели для болезненных «украинских» ударов по России, совершенно недостаточно. Чем решительней и жёстче будет действовать Россия на Украине и в связи с Украиной, тем скорее всё это кончится и нас снова начнут уважать. А иначе никак.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ