Предполагаемая компоновка двуствольной «Коалиции-СВ»

Спаренная «Коалиция-СВ»

Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех», заявил, что в конце декабря опытно-промышленная партия самоходных гаубиц «Коалиция-СВ» появится на фронте. Из всего сонма новейшего российского оружия именно дальнобойная артиллерия востребована на спецоперации больше всех. С появлением «Коалиции-СВ» российские артиллеристы наконец-то получают «длинную руку» для контрбатарейной борьбы. Нет желания забегать вперёд слишком далеко, но самоходка вполне может обесценить хвалёную импортную артиллерию – PzH 2000, Caesar и другие. При достаточном уровне разведки и численности самоходных гаубиц, разумеется. 70-километрового запаса дальнобойности «Коалиции-СВ» хватит для подобных задач с лихвой.


Немцы также игрались с двуствольной идеей на сухопутных машинах. На фото Versuchsträger 1, который мог стать новым танком Leopard

Одним из самых интересных решений в ходе разработки темы САУ «Коалиция-СВ» стало использование двух артиллерийских стволов. На этапе формулирования тактико-технического задания именно «двустволка» была приоритетной. Для сухопутной техники столь крупнокалиберные орудия спаривают крайне редко. На ум приходит опытный немецкий танк Versuchsträger 1, у которого в горизонтальной плоскости размещались два 105-мм орудия. На танк эта машина за счёт безбашенной компоновки походила меньше всего – скорее на противотанковую самоходку. И вот теперь «Коалиция-СВ», задуманная в виде 152-мм двустволки. Зачем отечественным инженерам потребовалось городить такие сложности, от которых в итоге и отказались?

Прежде всего, двуствольная компоновка – это небывалая для класса орудия плотность огня. Конечно, одновременно бить из двух стволов «Коалиция-СВ» никогда бы не смогла. Но временной промежуток между первым и вторым выстрелом сохранялся минимальный. Особенно пара орудий полезна для работы самоходки в режиме огневого налёта. Снаряды друг за другом идут к цели по разным траекториям и поражают её в один момент времени. Название «Коалиция» во многом отражало суть самоходной гаубицы, у которой два орудия работают сообща. Естественным образом возрастала и скорострельность – по некоторым данным, двустволка в составе гаубиц 2А88 могла выпускать по врагу более 16 снарядов в минуту. То есть в два с лишним раза больше, чем «Мста-С». На дальних дистанциях это позволяло уходить с места открытия огня ещё до момента падения на цель первого снаряда.

Спецоперация – во многом уникальный вооружённый конфликт. Достаточно посмотреть на изменившуюся тактику использования танков и широкое распространение дронов-камикадзе. Ни то ни другое в Генштабе не предсказывалось до февраля 2022 года. Но в концепции применения артиллерии обе стороны конфликта угадали развитие событий на все 100 процентов. Войну будут выигрывать дальнобойные и высокоточные гаубицы – остальные падут жертвой контрбатарейной борьбы. «Коалиция-СВ» словно разрабатывалась для реалий спецоперации. К сожалению, на фронт она приходит только на исходе второго года спецоперации. И не в двуствольном исполнении.

Как известно, «Коалиция-СВ» оснащается доплеровской РЛС для отслеживания траектории полёта выпущенного снаряда. Это позволяет не пользоваться пристрелочным выстрелом, то есть не сообщать заранее противнику, что по нему намерены работать. Все поправки оперативно вносятся в бортовую систему управления огнём, и второй снаряд летит к цели уже по «правильной» траектории. Двуствольная компоновка возводила это преимущество в квадрат. Второе орудие позволяло не тратить время на перезарядку после первого пристрелочного выстрела. При определённом стечении обстоятельств второй снаряд попадал в цель раньше первого и гораздо точнее.

Борьба компоновок

Официальной информации о «Коалиции-двустволке» не так много, но даже скупые изображения опытных машин говорят о сложностях, с которыми пришлось столкнуться конструкторам. Как известно, боевое отделение «Коалиции-СВ» необитаемое – всю работу выполняет автоматика на пневматических приводах. Две 152-мм пушки-гаубицы заставили заметно увеличить габариты рубки и, соответственно, итоговую массу изделия. Даже с учётом заметного ослабления бронирования шасси и рубки, двухствольная гаубица получалась перетяжеленная. Вопрос можно было решить полной перекомпоновкой боевой машины, но это заметно повышало итоговую стоимость. В итоге в серию пошла самоходная гаубица с заметно меньшими габаритами боевого отделения. С сотни метров далеко не каждый бандеровец сможет отличить «Коалицию-СВ» от «Мста-С». И это хорошо.

В копилке преимуществ двухствольной компоновки «Коалиции-СВ» из прошлого является большой ресурс орудий. Просто потому, что в среднем гаубица будет в два раза меньше пользоваться каждым стволом. В конфликте, подобном СВО, это особенно важно. Дело в том, что все дальнобойные орудия стран НАТО достаточно быстро вырабатывают ресурс ствола. Причина не в низком качестве стали, а в экстремальных условиях работы. Стандартная «Мста-С» работает обычным снарядом на 25 километров, а немецкая PzH 2000 – на десять километров больше. Но такая дальнобойность требует жертв. Значительное увеличение давления пороховых газов для достижения необходимой дальности стрельбы вызывает ускоренный износ ствола. В конфликтах типа афганского подобные особенности не критичны, но на Украине PzH 2000 работают на износ, и он приходит очень быстро. Все эти недостатки не обойдут и российскую «Коалицию-СВ», хотя, конечно, всех тонкостей подготовки стволов пушек 2А88 на заводе мы не знаем. Но совершенно точно «двухстволка» на замену орудий в тыл ходила бы гораздо реже.

Любое дублирование – это всегда двукратное повышение живучести. Два ствола позволяли не выходить из боя на преждевременный ремонт по причине повреждения одного. При интенсивной работе на спецоперации это преимущество немаловажно.

Почему же, при всех преимуществах, от двуствольной компоновки «Коалиции-СВ» отказались? По имеющейся информации, оставить один ствол решили ещё в 2010 году. Первая и самая главная причина – это высокая стоимость сдвоенного автомата заряжания и размещения сразу двух пушек на одном шасси. Точные расценки мы ещё долго не узнаем (если вообще когда-то они станут доступны), но затраты на разработку и доводку машины в серию были не совсем по карману оборонному бюджету. Но с этим можно было смириться, если бы стоимость оказалась единственным минусом спаренной компоновки.

Как уже упоминалось выше, масса машины с двумя гаубицами могла уходить за 55 тонн и более. А это уже сложности с переброской машины стандартными танковозами Российской армии. Из числа минусов нельзя убирать и заметное усложнение автоматов заряжания «Коалиции-СВ» с двумя стволами. С одной стороны, живучесть машины под обстрелом выше, с другой, отказов в сложной системе будет ожидаемо больше. Как и требования к уровню квалификации ремонтных бригад. Два ствола и два автомата заряжания оставляли меньше места под возимый боекомплект, что требовало особой логистики. Машины заряжания к двуствольной САУ должны ходить чаще, что повышает уязвимость техники. С учётом того, что экипажи ещё и расходовать снаряды будут быстрее, чем на традиционной САУ, ситуация становилась совсем неудобной. Нельзя не принимать во внимание и хорошую заметность двух стволов для противника – на поле боя такие «Коалиции-СВ» стали бы приоритетными целями.

Компромисс был найден, и на спецоперацию отправляется «Коалиция-СВ» с привычным одним, но дальнобойным орудием. Но это не означает, что интересная и красивая идея с 152-мм двустволкой ушла в небытие. Конструкторы обязательно продолжат работу с концепцией, но уже на ином технологическом уровне. И тогда поле битвы ждёт подлинная революция.