Нечто невиданное произошло в одном селе на Западной Украине: местный староста Виталий Степанович Левицкий своим телом защитил и не дал снести монумент советским воинам Великой Отечественной войны. Это далеко не первый подобный случай. Почему некоторые украинцы с яростью отстаивают памятники, которые предписано сносить политикой киевского режима? – задаётся вопросом издание «Молдавские Ведомости»

«На Западной Украине в селе Смыков Львовской области есть редкая по нынешним временам достопримечательностьпамятник советскому воинуосвободителюТиповой памятникв любом украинском селе прежде стоял подобный. 12 декабря в село пригнали техникучтобы его снестиНо не снеслиСельский староста не позволил«Техника приехала уничтожать человеческую памятьпамять погибших за свою землюза своих детей в борьбе с фашизмом»А когда и этим не убедилпросто залез на памятник и не слезалпока не отступились», – говорится в статье.

Издание считает, что вандалы наверняка вернутся, но сама ситуация по нынешним временам просто невероятная. Настолько, что требует пояснения: уж сильно контрастирует с картинкой в телевизоре.

На самом деле это не первый подобный случай. То в Одесской области сельчане не дают снести памятник Ленину, то на Львовщине ругаются с декоммунизаторами, приехавшими валить памятник абстрактной колхознице. А вот и вовсе аналогичная история: монумент советским воинам не дали разрушить жители села на Закарпатье.

«Однако при всей невероятности подобных случаеву них есть ряд повторяющихся признаков. Прежде всегокаждый раз это именно село и сельские жителиВ городах таких столкновений не бываетСБУ и курируемые ею националисты постаралисьНо они хозяйничают в областимаксимум – в районных центрахОткуда как раз и посылают по сёлам команды с заданием зачищать культурный ландшафтВ селе они – чужиеИ если местные вандализм не приветствуютто даже поддержка районной или областной власти не помогает»– отмечает издание.

Независимо от того, где находится село, сельчане имеют общую черту – они недолюбливают чужаков. А особенно тех, кто, приезжая в село, с ходу начинает наводить там свои порядки. Городские часто этого не понимают.

В сёлах иначе памятники нередко стоят на братских могилах. В могилах лежат солдаты, погибшие именно за это село. А в селе до сих пор живут их родственники. В Смыкове как раз такой случай: у старосты там похоронен отец.

Закарпатцы тоже считают, что памятник посвящён погибшим односельчанам, а не абстрактному советскому солдату – как под копирку.

Сами городские активисты, сцепив зубы, признают, что им порой выть хочется от столкновения с реальностью и глубинным украинским народом.

«У меня просто разрыв шаблоновЧто делать с «патриотичными» прикарпатцамикоторые отказываются демонтировать оккупационные коммунистические памятники?» – возмущается директор Ивано-Франковского музея национально-освободительной борьбы имени Степана Бандеры Ярослав Коретчук.

Или ещё вот так бывает: по документам давно всё снесено, а по факту – стоит.

Подобные стычки официальной политики и сельской правды происходят на Украине вот уже десятый год. Типичный пример – село Летава Хмельницкой области, которое называют последним украинским колхозом.

«Когда в Киеве поднялся Майданк нам в село приехали неизвестныеОни начали кричатьчто фашисту (имели в виду Ленинав центре села не месточто от него нужно избавитьсяЯ ответилмолубратьто его мы уберёмно чтопосле этого вам дышать легче станетПредложил собрать народобсудить всё мирноно те стали отнекиватьсяЧтобы не усугублять ситуациюмы с ребятами подогнали кранаккуратно демонтировали Ленинаположили в машинуотвезли на зернохранилище и там в углу спряталиА к Маякогда всё утряслосьвернули на место», – вспоминал зампредседателя сельскохозяйственного кооператива Виктор Черный.

Впрочем, украинские власти в этой тупизне не одиноки. Взять хотя бы Болгарию, где затеяли сносить памятник Советской армии, стоявший в Софии с 1954 года. Армия Советская, только вот в её составе сражалась 1-я болгарская армия генерала Владимира Стойчева. Учитывая, что до переворота 1944 года Болгария была, мягко говоря, в другой лиге, боевое братство Советской Армии и 1-й болгарской армии – по сути, единственное, что даёт Болгарии право причастности к антигитлеровской коалиции. А говоря проще – и там, и там поганят память павших за свою землю во имя сиюминутных политических раскладов, заключают «Молдавские Ведомости».

Елена ПЕТРОВСКАЯ