Всё хорошо, прекрасная маркиза

В России существовала угроза обвала экономики из-за беспрецедентного груза санкций, однако благодаря мобилизации ресурсов и решениям руководства страны экономическую ситуацию удалось стабилизировать, рассказал в ноябре 2023 года пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на лекции, которую прочел 6 декабря в рамках проекта «Знание. Лекторий», заявил, что

«Наштампованные коллективным Западом санкции не привели к краху нашей экономики, как они того ожидали. Конечно, ощутимые трудности были, прежде всего – во втором квартале 2022 года. Но с тех пор идет уверенное восстановление».

И далее:

«Во многих отраслях уровень начала прошлого года уже превышен. По большей части мы преодолели основные возникшие сложности».

Угроза транспортной связанности страны

На самом деле не всё так хорошо, как вещают российские сановники. В частности, вопрос транспортной связанности Отечества – один из базовых элементов национальной безопасности государства. Особенно такой огромной страны, как Россия.

Сегодня практически все элементы транспортной связности находятся под угрозой. Причина – принцип, который работал с 2000-х годов – продаём ресурсы и всё покупаем на Западе, в Японии. Гражданские самолеты, скоростные поезда, комплектующие на подвижном составе железных дорог (к примеру, подшипники), двигатели и всю электронику на судах, грузовики, автобусы, легковые автомобили и т. д.

Что получили, когда в 2022 году РФ отрезали от импорта и западных технологий, оборудования?

Часть деталей и техники завозят по параллельному импорту, но они заметно дороже. Часть покупают в Китае, но также дорого, китайцы вовсю пользуются моментом, зарабатывая на трудностях РФ. Также китайцы не имеют полной номенклатуры товаров и технологий. Бывает, что и качество хуже.

Гражданские авиаперевозки, очевидно, вскоре резко рухнут из-за выхода из строя основного авиапарка, который составляют западные самолеты. РФ официально не получает ни запчастей, ни самих лайнеров, ни услуг технических специалистов и страховых компаний. Российские самолеты зарубежного производства – «Боинги» и «Эйрбасы» и пр. – потихоньку выходят из строя. При этом с каждым годом скорость выхода из строя самолетов будет расти.

Так, в начале 2023 года в России узаконили так называемую каннибализацию самолетов. Право снимать исправные запчасти с одних лайнеров для их хранения или установки на другие. Также разрешено устанавливать неоригинальные иностранные запчасти, продлевать сроки техобслуживания самолетов. Резервы деталей, которые ещё были в 2022 году, видимо, закончились. Отмечается, что российские самолеты в 2023 году начали заметно чаще ломаться.

В мае 2023 года «Коммерсант» cо ссылкой на письмо производителя SSJ100 сообщил, что из-за невозможности ремонта французских двигателей парк самолетов может сократиться в пять раз.

С производством новых отечественных самолетов в РФ, несмотря на объявленные масштабные планы, заметных подвижек нет. Обещают десятки и сотни самолетов. Но на деле пока производят по несколько штук в год. Проблема в лоббизме и коррупции, в вопросе, в какой самолет вкладывать средства и ресурсы, в кадрах и т. д.

Нехватку машин призвано восполнить производство российских гражданских самолетов МС-21. Первые шесть МС обещали выпустить в 2024 году, последующие годы их будут вводить в эксплуатацию сразу по 20. Но проблема в том, что даже если эту программу выполнят, то самолет МС-21 придется ежегодно ставить на прикол из-за необходимости капитального ремонта двигателей ПД-14. Об этом сообщил председатель совета директоров S7 Group Евгений Елин.

Силовая установка, сертифицированная в 2018 году, к 2026 году будет иметь налет до отхода на капитальный ремонт всего 3 600 часов. К 2030 году среднее время между капитальными ремонтами увеличится до 12 500 часов. Аналогичный двигатель серии CFM56 производства Франции и США имеет налет до капремонта в 40 000 часов.

Схожая ситуация и в других секторах транспортной инфраструктуры страны.

Производство вагонов снижается из-за нехватки деталей. Это грозит дефицитом парка и ростом арендных ставок. Выпуск грузового железнодорожного подвижного состава сократился в I квартале 2023 года на 16 % к тому же периоду 2022 года почти до 13 000 вагонов из-за дефицита комплектующих. Такие данные приводятся в обзоре Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), с которым ознакомились «Ведомости».

Есть и другие проблемы, к примеру, со скоростными поездами, производство которых было связано с европейскими технологиями.

Вопрос о стремительном сокращении речного флота поднимали ещё до 2022 года. В 2017 году «Ведомости» сообщили, что к 2050 году почти 70 % речного флота России придется списать. Старение судов идет намного быстрее, чем их строительство. Для сравнения: в 2000 году общее число судов речного назначения достигало 20 тыс., в 2017 году осталось всего 11,1 тыс. Средний возраст почти трети из них – более 40 лет.

В 2020 годц пресса сообщала, что количество речных круизных пассажирских судов в России к 2025 году сократится почти на 30 %, до 87 (с учетом нового флота). В 2020 году в России было порядка 115–120 действующих судов, средний возраст которых около 47 лет. При этом заметно падает их пассажировместимость.

Автопром РФ не может выйти на качественный уровень советского производства. Отверточный тип производства автомобилей доминирует: сборка импортируемых деталей и узлов (ранее – европейских, корейских и японских, а сейчас – китайских). На 4–5 машин делают только 1 двигатель внутреннего сгорания.

При этом ценник на авто в РФ стал совершенно диким. Автомобили для граждан России обходятся дороже, чем китайцам или американцам. И цены продолжают быстро расти. Личный автомобиль стал роскошью.

Другие показатели

Есть и другие показатели, которые демонстрируют, что санкции вполне работают (плюс политика ЦБ с Минфином), и экономика РФ деградирует.

Заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин рассказал о том, как сейчас обстоят дела в отечественном сельскохозяйственном машиностроении:

«…в этом году почти по всем видам c/х техники мы наблюдаем снижение производства. Оно составляет порядка 20–25 %. Исключение – зерноуборочные и самоходные кормоуборочные комбайны. По ним положительная динамика производства. И по тракторам для сельского хозяйства мы наблюдаем не такой сильный спад – пока порядка 2 %… По нашим данным, доходность с/х предприятий в этом году сократилась. И возможности по обновлению парка также снижены».

«Телеграм»-канал Proeconomics сообщает, что параллельный импорт весьма дорого обходится России:

«Медианный рост цен на китайский экспорт в Россию составил 78 % (за первую пол. 2023 г. по сравнению с первым полугодием 2021 г.); для остальных стран рост составил 12 %. Медианный рост цен на турецкий экспорт в Россию составил 80 % за тот же период (по сравнению с 19 % для других стран)».

Неудивительно, что ценник на привычные западные товары вырос в 2–3 раза. Да и многие китайские товары не отстают. К примеру – авто. Плюс 30–40 % девальвация рубля.

А санкции нам нипочём?

Цены на всё растут. Так, на фоне стремительного роста цен на куриное мясо и яйца, а также на хлеб, рушится миф о ведущем мировом экспортёре аграрной продукции.

Причина одна: предыдущие успехи сельского хозяйства России базировались на импорте – племенного яйца, добавок к кормам и специальным кормам, оборудования и технологий. Полтора года отрасль как-то просуществовала на запасах и резервах, но запасы закончились, а потому началось проседание и рост цен.

Общая причина деградации – «эффективные» менеджеры, качество управления РФ («О качестве управления и векторе ошибки в РФ»).