В предыдущей статье я рассмотрел вопросы морального климата, как одну из важных частей общей демографической проблемы.

Моральный климат можно сравнить с почвой, на которой дерево растет, и воздухом, его окружающим – это то, от чего зависит: вырастет дерево или нет. В этой аналогии финансовая составляющая подобна солнечному свету и воде – без них дерево не вырастет даже на самой благоприятной почве.

По государствам развитым зачастую видно, что экономическое благополучие и обилие отнюдь не влияет на демографию положительно – именно поэтому вопросы духа были поставлены мной перед вопросами материи, и я начал не с экономики, а с вопроса среды.

Моральный климат влияет на желания людей делать или не делать что-либо, задает им верный или неверный настрой и формирует прогностику по среде – позитивную или негативную.

Экономические же вопросы отвечают за возможности этих людей реализовывать свои желания в русле, полезном для государства и выгодном для них.

Однако, написав эту статью, я понял, что многие вопросы, изначально представляемые мной как чисто экономические – выходят на стык экономики, морали и менталитета. Сепарировать эти факторы, как изначально задумывалось, оказалось не так-то просто!

То, что человек может делать в условиях несколько лучших, он по-прежнему может делать и в несколько худших, и тут экономические факторы сближаются с субъективными – он теряет желание этим заниматься. Так что дальше будут скорее рассуждения о сути проблемы и некоторые наметки по направлениям ее решения, нежели клише про «больше денег всем и сразу».

Суть проблемы

Проблема, как я ее вижу, заключается в том, что рождение ребенка – это фактор, негативно влияющий на ряд ценностей, привычных в наше время.

Это ценности «времени» и ценности «пространства», а также ценности «благосостояния» в первую очередь. Во вторую очередь это вопросы саморазвития и дальнего личного прогнозирования.

Именно из этих частей большей частью и состоит экономическая сторона того, «почему не рожают». Рассмотрим их подробнее.

Ценности времени.

В нашу эпоху человек обрел значительное количество свободного времени: развитый транспорт, лимитированный рабочий день, выходные и отпуска, возможность гибкого заработка и фриланса, бытовая техника, полуфабрикаты и прочее – все это по сути своей экономит наше время, которое мы в свою очередь предпочитаем тратить, исходя из собственных эстетических или экономических потребностей. Хобби или подработка, праздное времяпрепровождение или самообразование.

Эти ценности имеют огромное значение для современного человека – потому что общемировая культура сознательно или нет формирует, в общем-то, эгоцентриков.

Как известно, человек очень легко привыкает к хорошему – а вот отвыкает куда труднее. С появлением детей свободного времени становится меньше, и оно реструктурируется не лучшим образом.

Безусловно – это проблема.

Ценности пространства.

Вопрос личного пространства и вообще «личного, персонального» невероятно актуален для человека и его нормального функционирования. Как, в общем-то, для любого живого существа. Дом и вообще «наша территория» – это пространство, где мы накапливаем дорогое нам и релаксируем, это то, что сейчас именуют «зоной комфорта».

Адекватные значения доступной человеку площади способствуют его развитию как личности т. к. у него появляется пространство для саморазвития и хобби, он лучше отдыхает и лучше обдумывает что-либо в спокойной обстановке.

И наоборот – в случае скученности, неизбежны бытовые конфликты и неудобные компромиссы, резонирование между разными психотипами, вынужденными сосуществовать, влияет на накопление стресса, вредные привычки, и все это неизбежно выливается как в проблемы со здоровьем, так и в успешность деятельности.

Появление ребенка неизбежно влияет на уменьшение «личного пространства» и в целом снижает его качество. Не всем везет со спокойными детьми, не все могут вытерпеть этот период – многие браки распадаются после рождения детей, и вопросы, связанные с падением качества личного пространства тут играют важную роль.

Ценности благосостояния.

Человек работает большей частью для покрытия своих материальных потребностей. И хотя опросы 2022 года (по Росстату) показывают, что порядка 50 % работающих граждан довольны своей зарплатой (среди низкоквалифицированных работников этот показатель 32 %) , с рождением ребенка та часть дохода, которую человек привык воспринимать как личную – уменьшается, и, учитывая немалые цены на продукты, вещи и расходники для детей, большой вопрос – будет ли человека устраивать его доход после этого.

В особенности если мы говорим о семьях с более чем одним ребенком, тем более разнополыми детьми и приблизительно одновозрастными. Это настоящий удар по привычкам и свободным ресурсам еще молодых людей, которые привыкли внутри общества потребления жить, так сказать, потребляя.

Вопросы саморазвития.

Помимо того, что дети сковывают время и отнимают ресурсы, они также разбивают это свободное время не всегда предсказуемым образом. Это, в свою очередь, может разрушить мечты человека о хобби и карьере, ограничить его в саморазвитии, отложить его или сделать менее удобным.

Конечно, есть много примеров хорошо организованных людей, в буквальном смысле успевающих все – но следует признать, что это скорее исключение, чем правило.

Вопросы дальнего личного прогнозирования.

Не все задаются вопросом – «когда ребенок вырастет, где он будет жить»? А между тем этот вопрос может быть весьма неприятен – как для родителей, так и для ребенка/детей.

Я думаю, у всех есть примеры «резиновых квартир», в которых ютятся 2–3 поколения, и хотя в таких семьях бывает весело-задорно, надо понимать, что скученность – это никогда не хорошо. Дети будут взрослеть, и им потребуется личное пространство, они также захотят завести семью.

Вопрос, что мы оставим детям – это не праздный вопрос. Никому не хочется «плодить нищету», даже если есть средства на сиюминутное существование и уверенное завтра, недвижимость в наше время – это самый настоящий «потенциальный барьер», для преодоления которого у многих просто не хватает сил.

Вновь к главному вопросу

Проблема разложена на составные части – все это экономические сдерживающие демографический рост факторы.

В предыдущей статье многие читатели отмечали, что одной из главных проблем демографического упадка являются малые зарплаты. И верно – не без этого.

Но невозможно взять и увеличить зарплаты всем, это даст краткосрочный эффект, за которым будет инфляция. Вопросы заработных плат и уровня жизни должны выправляться постепенно – и полностью они выправятся к моменту, когда общество из комплексного застоя выйдет на устойчивый рост в полную силу.

Тогда, и только тогда – на волне экономического рывка, роста внутреннего рынка и производства, роста внешней и внутренней торговли. До того момента можно стимулировать отдельные категории населения и отдельные профессии – но невозможно простимулировать всех.

За хорошими зарплатами всегда должен стоять созданный эффективный комплекс – иначе это просто бумажки, подверженные инфляции. Лишь в процессе созидания такого комплекса доходы широких масс населения будут расти. Но это не то, что можно создать одномоментно – это очень красиво было бы написать как фактор: «дайте людям хорошую зарплату, и они будут рожать». Как красиво – так же и пусто.

Однозначно стоит выправлять зарплаты каких-то категорий населения таргетно, но не стоит переоценивать подобные инструменты. На первоначальном этапе выхода из демографической ямы больше следует полагаться на льготы и услуги, это куда более целевые инструменты.

Каждый раз, когда мы вот так препарируем любую проблему – мы попутно находим точки, указывающие нам на ее поэтапное разрешение.

Ключевой момент экономической стороны демографии – это вовсе не деньги, как многим может показаться.

У людей могут быть деньги в дне сегодняшнем и даже в завтрашнем на вполне комфортное существование. Но этих средств будет недостаточно для перспективы преодоления потенциального барьера в разумные сроки – обозревая этот момент, они предпочтут спокойное и относительно сытое существование тому, чтобы ввязываться в расширение семьи. Ипотеки, кредиты, как и накопление (в нашей стране существуют привычка относиться к этому негативно), так и объективные условия. Отсутствие действительно долговременной стабильности сыграло свою роль в формировании поколенческих привычек и менталитета.

Так что я выделю ключевой момент – вопрос жилья. Большая часть ниточек так или иначе выводит на жилищный вопрос – будет ли у ребенка и родителей своя комната, пока он растет, будет ли у него возможность получить свое жилье, когда вырастет и захочет создать семью, будет ли где спокойно и без треволнений жить на пенсии старикам, будет ли личное пространство под хобби и релакс.

Общество потребителей-эгоцентриков охотно стимулируется расширением жилищных условий – с этим у них появляется мотивация заполнять пустоту, исходя из собственных эстетических предпочтений. На все это понадобятся деньги – и будет выше мотивация развиваться и трудиться.

Вопрос о том, как ключевым способом решить задачу обеспечения жилплощадью, значительно уменьшив это бремя на плечах молодых пар, как в моменте, так и на перспективу – я уже поднимал в своей статье 2020 года. С тех пор много воды утекло, однако общий принцип радикального решения ключевой составляющей экономической части демографической проблемы, как я его вижу, остался неизменен.

Если на детей от рождения и до совершеннолетия будут ежемесячно выделяться деньги на закрытый счет, и по совершеннолетию этих денег с процентами будет хватать для приобретения от 1/3 до 1/2 жилья в регионе их проживания (тут возможны варианты) – проблема в целом будет решена.

Потому что молодая семья автоматически сможет приобрести жилье, имея от 2/3 до полной ее стоимости. Им не нужно будет «ютиться с предками», а главное – когда у них родится ребенок, они будут знать – что и ему в свое время не придется скитаться.

До момента взросления самого ребенка эти деньги будут работать в экономике, он сам будет знать, что государство ценит его как гражданина своей страны.

Также в той моей статье указан механизм беспроцентной пожизненной ренты жилья для молодых семей, неспособных приобрести его в собственность. Это также снимет с их плеч бремя необходимости выплачивать многолетнюю изнуряющую ипотеку, когда вопросы расширения семьи зачастую также откладываются до границ 35+.

Вот эти меры поддержки государства – будут самыми реальными и эффективными.

Помимо указанных в статье механизмов, не утративших свою актуальность, как в задаче, так и в комплексе – также стоит учитывать мощнейший импульс для развития внутреннего рынка и потребления, который был бы приятным бонусом к такой политике.

Дьявол в деталях

Помимо этого ключевого решения, о котором я написал выше – есть и меньшие по масштабу, но от этого лишь немного менее значимые.

Как уже было замечено – вопрос удобства для собственного времени родителя – также имеет важнейшее значение в наше время. Не даром в США детей в школу зачастую развозят автобусы – это снимает с родителя необходимость тратить время перед работой, что, согласитесь, не всегда удобно. Вовсе необязательно, что по аналогии, но, вероятно, этот вопрос можно было бы проработать в плане и дошкольного, и школьного, и кружково-образовательного направления. Потому что вопрос важен – когда два родителя работают, любая логистика, связанная с детьми, является для них известной трудностью.

Даже в обычную секцию малыша кто-то и когда-то должен отвести и забрать оттуда. Хорошо, когда этим вопросом могут заниматься люди старшего поколения, но с учетом подъема пенсионного возраста и того, что не везде есть здоровые дедушки-бабушки – этот вопрос также желательно проработать.

Наконец – да, вопрос материального стимулирования.

Но этот вопрос одновременно и самый деликатный – его неверное решение приведет к тому, что многие будут рожать «ради денег», и среди этих людей будут семьи неблагополучные, неспособные дать детям будущее даже при наличии средств.

Вообще, денежный момент – это очень специфическая почва: раздача денег повышает планку человеческих запросов. Эта планка подобна атомным орбиталям – заполненная ниша есть достаточное состояние, начатая новая орбиталь создает жажду заполнения. «Вертолетные деньги» сразу и в больших количествах стимулируют у граждан единовременные запросы, под которыми в сущности ничего, кроме этих денег, не будет. Так что к раздаче денег следует относиться крайне осторожно – лучше по возможности снимать с родителей бремя затрат средств и времени там, где это можно рационально и продуктивно осуществить.

Если государство может организовать компенсацию кружков, секций, детских садов или даже обеспечить их бесплатность – это однозначно в плюс.

Если оно может компенсировать и разумно сертифицировать практику летних лагерей – и это внесет свою лепту.

Что же касается прямых доплат – с моей точки зрения, это можно было бы проводить через рост декретных выплат для матерей, фиксированную доплату работающим отцам (не зависящую от размера их заработка) до возраста детей до 7 лет, например.

Часть закрытых средств, которые стоило бы начислять на каждого рожденного (об этом писалось выше), а вернее – процент с этих денег можно и нужно временами использовать в качестве выдаваемых премий за успехи (в учебе, например, или творчестве) и деятельность ребенка. Год без троек, занятие каких-то мест в школьных олимпиадах – да что там, 5 тысяч на каждый день рождения ребенка вряд ли разорит государство.

Уже накопившаяся на счету сумма в 500 тысяч при банковской ставке по вкладу 4 % дает годовой доход в 20 тысяч рублей. Это деньги небольшие, но 1/4 часть от этой суммы вполне может сделать приятно и ребенку, и его родителям – особенно малообеспеченным.

Но самое главное – это, конечно же, внимание и участие. Зачастую этого со знаком «+» очень не хватает от нашего государства.

Инфляцию все это не разгонит – эти деньги все равно уйдут в реальную экономику, на них будет что-то куплено, это будет произведено и с этого будут уплачены налоги. В масштабах государства это будет стимулировать производство – и создавать связанные с ним рабочие места.

Эпилог

Меры экономической поддержки не призваны решить все проблемы людей и дать им халяву за то, чтобы они плодились и размножались. Это именно комплекс мер, связанных между собой и существующих как на благо государства, так и на благо людей.

Государство может и должно снимать с людей часть непосильного для них бремени – особенно в тех областях, где им тяжело справляться самим. Освободив их от даже части этой нагрузки – вы делаете их видение жизни легче и взгляд в будущее увереннее. Это элемент той среды, где естественное желание человека оставить потомство не будет придавлено несколькими тяжелыми плитами, государство станет ближе к человеку, экономика станет шустрее, а главное – выходящие из детства подростки смогут раньше начать ощущать себя не как зависимый элемент, а как полноправные члены общества.

В следующей статье я в завершение цикла рассмотрю проблемы демографии, связанные с менталитетом и прочими факторами.