Издание El Universal сообщило, что большинство граждан Венесуэлы высказалось за то, чтобы считать территорию соседней Гайаны — Гайану-Эссекибо — частью страны. Территория площадью 160 тыс. кв. км находится к западу от реки Эссекибо, занимает три четверти Гайаны и находится под её управлением.

Национальный избирательный совет Венесуэлы сообщил, что проголосовали 10554320 человек. Это более 50% граждан, обладающих правом голоса.

«Это был полный успех демократии. Убедительная победа по всей Венесуэле по каждому вопросу при очень высоком уровне участия народа. Венесуэла победила!», — заявил на митинге на площади имени Симона Боливара в Каракасе президент страны Николас Мадуро.

На голосование было вынесено пять вопросов, их поддержка варьировалась от 95 до 98%.

По словам главы государства, граждане Венесуэлы «сделали первые шаги на новом историческом этапе, чтобы бороться за своё дело, чтобы вернуть то, что оставили борцы за независимость» республики. Мадуро заявил, что американская нефтяная компания ExxonMobil, ведущая добычу в Гайане, и правительство США израсходовали много денег, чтобы «саботировать референдум, но он прошёл с большим успехом». Президент Венесуэлы заявил, что «вместе с героем национально-освободительной борьбы Симоном Боливаром» Венесуэла «пойдёт освобождать Гайану-Эссекибо».

Каких-либо действий для воплощения своих замыслов Венесуэла пока не предпринимала. Ранее Мадуро говорил, что планов вторжения в регион нет, и референдум проводится для того, чтобы власти Венесуэлы заручились поддержкой населения в возможных переговорах. Гайана увеличила количество полицейских сил вдоль венесуэльской границы, стянула войска к своей северной границе и Бразилия.

Президент страны Ирфаан Али заявил, что Гайана не позволит Венесуэле взять под контроль регион, страна будет оставаться в состоянии повышенной боевой готовности. По его оценке, референдум в Венесуэле создаёт угрозу суверенитету и территориальной целостности Гайаны.

«Риторика Венесуэлы, а также поведение и позиция президента и вице-президента вызывают серьёзную озабоченность», — заявил Ирфан Али в интервью Би-Би-Си (цитата по Guyana Chronicle). В конце октября Али заверил в мощной международной поддержке Гайаны и пристальном внимании, с которым в мире будут следить за действиями Венесуэлы. «Эссекибо принадлежит нам, каждый его квадратный дюйм», — заявил Ирфан Али, пообещав бороться за территрию.

Политик Олег Царёв рассказал о причинах активности в регионе.

«В 1966 году Гайана была провозглашена независимым государством, она имеет статус кооперативной республики — в стране был взят курс на построение „кооперативного социализма‟. Страна была довольно бедной, но в 2017 году американская компания ExxonMobil обнаружила на её шельфе огромные залежи нефти. Очень напоминает Палестину, не правда ли? По первичным оценкам, речь идёт о 3,2 млрд баррелей, и у Гайаны есть план увеличить добычу нефти на 1 млн б/с к 2028-му (сейчас добывают менее 400 тыс. б/с). Определённо, это шанс вытащить экономику Гайаны, а заодно помочь американскому нефтяному гиганту, терпящему в последние годы убытки. А там, может, и какую-то военную базу США сообразят, ходят и такие слухи. С учётом американского контингента в Колумбии, Венесуэле, если что, придётся сложно», — написал он в своём телеграм-канале.

Он добавил, что такое развитие нефтедобычи в Гайане — серьёзный удар по Венесуэле, главному поставщику нефти в Западном полушарии, с которой США только недавно частично сняли санкции.

«С учётом тяжёлого кризиса в стране и президентских выборов в следующем году перспектива отобрать у Гайаны шельф и отдать его дальнейшую разработку венесуэльской компании PDVSA выглядит для нынешнего президента Венесуэлы Николаса Мадуро весьма заманчиво. Тем более что армия в Венесуэле сильная. А большинство венесуэльцев поддерживают присоединение „исторических‟ территорий. Однако, как я писал в привязке к Украине, вслед за большими деньгами приходят силы, чтобы эти деньги защитить. А значит, в маленькую Гайану может прийти „ЧВК ExxonMobil‟. Плюс обеспокоенность ситуацией выразили Бразилия и Организация американских государств. В случае как военного, так и политического поражения несговорчивый с США Николас Мадуро вряд ли сможет быть переизбран президентом. Что касается влияния ещё одной горячей точки на развитие конфликта с Украиной, то в случае развития она ещё сильнее отвлечёт мир от Украины и Зеленского. Хотя людей, конечно, жалко. И венесуэльцев, что, кажется, идут в ловушку, и гайанцев, что становятся новыми пешками в большой геополитической игре США», — резюмировал Царёв.

Источник