© ALEXEI GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS

Федеральные чиновники решили, что народ российский платит неоправданно низкую стоимость за электроэнергию. Региональным властям фактически выдвинут ультиматум: либо повышаете тарифы для граждан, которые потребляют большие объёмы, либо из своих «дохлых» бюджетов будете выделять субсидию на покрытие недостающей суммы.

Как поступят муниципалитеты, пока не известно. Думаю, что каждый город будет самостоятельно выбираться из этой тарифной ямы. Однако, по мнению экспертов, при любом раскладе населению страны надо быть готовыми к росту коммуналки на 15% в следующем году.

Чиновники искренне убеждены, что их новелла позволит снизить перекрёстное субсидирование. Эта мера дошла до нас из 90-х. Она была призвана помочь тем категориям граждан, которые самостоятельно не могли полностью оплачивать коммунальные счета. Тогда тарифы на электроэнергию для граждан снизили, повысив плату за электричество для бизнеса. Позже покрывать разницы в тарифах возложили на малый и средний бизнес. Крупный бизнес получил преференции, тарифы для него стали минимальными.

Сейчас слуги народа решили переложить дифференциацию ставок на регионы. Те, кто согласится на этот шаг, будут иметь право повышать предельный объём перекрёстного субсидирования. Если же региональные власти решат не трогать тарифы для граждан, то субсидии придётся находить за счёт местного бюджета.

«Действительно многие годы у нас рост не превышал 4 процентов, но теперь мы видим, что инфляция у нас достаточно велика, и этим, в том числе, правительство обосновывает необходимость повышения тарифов на коммунальные ресурсы, – объяснила депутат Госдумы Светлана Разворотнева. – Но 15 процентов, мне кажется, здесь не имеет вообще никакого объяснения. Более того, вообще считаю эту систему, когда по всей стране одномоментно практически для всех повышаются тарифы, ну как бы порочной. Она является таким спусковым крючком и для инфляции сама по себе, и круг замыкается. Поэтому, на мой взгляд, уже давно надо передать эту историю регионам. Но регионы, кстати, здесь действительно активно участвуют. И правительство определяет у нас потолок, выше которого не может выйти общий платёж. А вот тарифы по каждому конкретному предприятию, тепло-, водо- и прочего снабжения, определяет регион. И практика показала, что регионы зачастую не пользуются теми возможностями, которые им предоставляет правительство. Я думаю, что не воспользуются они и на будущий год, потому что действительно сейчас, наверное, не самая простая ситуация и доходы людей не растут, и поэтому тут регионы действительно тратят довольно много денег. Вот Счётная палата показала, что 56 процентов консолидированного бюджета идёт на ЖКХ, это регионы и муниципалитеты, но там, к сожалению, деньги не очень правильно расходуются. Они тратятся на поддержание неэффективности конкретных предприятий. Ну работает на угле, действительно, там огромные тарифы вместо того, чтобы переводить на газ или модернизировать».

По данным экспертов, объём перекрёстного субсидирования в прошлом году составил 294 млрд руб. Именно такую сумму бизнес платит вместо населения за электроэнергию. В 2023 году платежи увеличились на 18% год к году. И проблема нарастает. Для перекрёстного субсидирования, чтобы сохранить низкие тарифы для населения, требуется всё больше денег от бизнеса. Однако денег как в бюджете, так и у предпринимателей не много. Более того, госбюджет стал дефицитным, а значит, утверждают слуги народа, населению пора повышать тарифы:

«Если бы речь шла именно о промышленности, то причём тут тариф для населения? Я всё-таки вижу все эти нововведения в русле одной цели и одной программы, которую Минстрой реализует неустанно. И это повышение тарифов для населения. Дело в том, что если тарифы не растут, то для бизнеса скучновато, нечего зарабатывать. За рубежом не покупают энергию нашу в том или ином виде, в том числе электроэнергию, значит, надо ориентироваться на внутренний рынок, – говорит член комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Константин Крохин. – И вот эти крупные игроки, крупные монополисты, такие как Газпром (Газпром ведь не только газ продаёт, он в том числе и производит электроэнергию с использованием газа), то есть им нужно, чтобы на внутреннем рынке увеличился спрос. А спрос увеличивается в том числе за счёт цены. И увеличивается выручка. То есть это то же самое, что несколько лет назад пытались ввести нормативное потребление, когда 50 киловатт или 100 киловатт, в зависимости от региона, граждане получали по регулируемой цене, а всё, что свыше, а среднее потребление в квартирах это выше 300-350 киловатт в месяц, вот всё, что свыше, должно было быть по рыночной цене. Когда говорят о том, что от объёма потребления, это тоже похоже на эту схему, когда у вас увеличивается объём потребления по отношению к нормативу, государство уже не гарантирует вам регулируемый тариф, а вы будете платить такой, который вам поставят энергомонополисты. Я полагаю, что это всё одна история. Надо увеличить не мытьём, так катаньем, не в лоб, так по лбу, надо увеличивать сборы с населения. И ещё раз повторюсь, речь идёт о тарифах для населения, о повышении тарифов для населения».

В Госдуме звучат голоса, что если повысить тарифы, то граждане станут экономить, меньше потреблять электроэнергии, что приведёт к падению уровня жизни. Необходимо сейчас увеличивать объёмы поддержки граждан, а не уменьшать. Тем более эксперты утверждают, что итоговый рост коммуналки в 2024 году составит как минимум 15%. «Чёрная дыра» российского ЖКХ через криминальные схемы и распилы продолжает опустошать кошельки граждан и счета бизнеса. Конца тоннеля, к сожалению, пока не видно.

ЮРИЙ ПРОНЬКО