KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Евгений Грэк, автоэксперт и и советник главы профсоюза таксистов «Стоп, нелегал», в эфире Царьграда рассказал удивительные вещи о том, как агрегатор обманывает водителей и пассажиров, как на самом деле выстраиваются маршруты, по которым едут такси, и на какие уловки идут фирмы ради обогащения.

Ежегодно в ДТП, совершённых по вине водителей-мигрантов, гибнут порядка 500 человек и около семи тысяч получают ранения. Об этом заявил министр внутренних дел России Владимир Колокольцев на заседании коллегии МВД по вопросам противодействия незаконной миграции и пресечения правонарушений со стороны иностранных граждан.

На днях в Госдуму был внесён законопроект, который запрещает мигрантам работать в школах, больницах и в такси. В пояснительной записке говорится, что это поможет освободить рабочие места для граждан России. Рост аварий именно по вине мигрантов наблюдается уже второй год подряд. Число погибших в ДТП от таких водителей в 2022 году выросло почти на 16%. Больше всего – в Дальневосточном федеральном округе. Там этот прирост составил 30%, включая аварии с участием общественного транспорта. При этом в регионах, в которых запретили мигрантам работать в общественном транспорте, наоборот, наблюдается спад подобных инцидентов.

Однако любой монополист, как мы знаем, заинтересован в бессловесной и бесправной массе, поэтому закрывает глаза даже на вопиющие случаи. Как, например, в Уссурийске. Там в мае этого года таксисты из Узбекистана насмерть забили толпой русского мужчину, который несколько лет назад сам приехал из этой страны в Россию. «Братская помощь», как они это называют, сработала отлично. А вот из недавнего: в Сургуте мигрант, оказывая услуги такси, проехав половину маршрута, потребовал от пассажирки оплату наличными в обход агрегатора. Услышав отказ, он пригрозил девушке отвезти её обратно. После чего следственные органы организовали проверку по этой информации.

На юге Москвы тоже в ходе конфликта между таксистами и молодыми людьми пострадал один из участников. Причиной для разборок послужило замечание, которое прохожий сделал таксистам из-за громкой музыки, которая раздавалась из их автомобиля. В ответ один из знакомых таксистов выстрелил в молодого человека. Пострадавший был госпитализирован в больницу, а полиция возбудила уголовное дело о покушении на убийство.

Интересно то, что бесчинствуют не только водители такси. Сам агрегатор-монополист, чувствуя свою вседозволенность, придумывает всё новые и новые правила. Вот сервис «Яндекс.Такси» недавно внедрил новый алгоритм подачи автомобилей такси в Москве. Теперь если пассажир вызвал машину в точку, где остановка запрещена, то ему придётся идти до места разрешённой стоянки. И под снегом, и под дождём, и на каблуках, и даже на костылях. Чтобы найти заказанную машину, человек будет вынужден побегать по округе.

Можно ли считать такие инициативы нарушением правил предоставления услуги, каковой, собственно, и является перевозка пассажиров? Этот вопрос ведущая «Первого русского» Елена Афонина обсудила с автоэкспертом, советником главы профсоюза таксистов «Стоп, нелегал» Евгением Грэком в эфире программы «Мы в курсе».

Где антимонопольный комитет?

Елена Афонина: Евгений Григорьевич, можно ли считать такие предложения нарушением по предоставлению услуги? И почему в отношении той компании, о которой мы говорим, не действует антимонопольное законодательство? Вот, на днях был сбой в сервисе и люди не могли уехать в аэропорт, выехать, сделать заказ. Если бы была возможность воспользоваться услугами других перевозчиков, то такого коллапса бы не было. Но он был. Значит, монополия в данном случае есть? Почему на это не обращают внимание соответствующие органы?

Евгений Грэк: Антимонопольный комитет давно признал монопольное положение «Яндекс», особенно в таких крупных городах, как Санкт-Петербург и Москва. В большей части России, я думаю, их положение является монопольным. Возможно, не 80%, а 90% городов-миллионников. В любом случае, больше 50%.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Антимонопольной службе давно пора заняться этим агрегатором, а также чиновниками, которые работают в этом ведомстве. Поскольку у меня есть большое подозрение, что их «крышуют». Мы пишем письма в антимонопольную службу в течение многих лет. И недобросовестные службы такси привлекают к ответственности. За исключением «Яндекса».

По «Яндексу» мы получаем шикарнейшие отписки. Это практически рекламные письма! Мол, это не является службой такси, это замечательная служба, ноу-хау, новейшие технологии… Наверное, некоторым сотрудникам антимонопольной службы нужно было бы работать в рекламном отделе «Яндекса», а не в органе, который должен пресекать рекламные и монопольные нарушения.

Раньше искали покемонов, теперь – такси

– Если есть монополист, значит, альтернативы нет и для пассажиров, и для водителей. Поэтому эта инициатива стала шоком. Потому что и так, чтобы найти такси, которое заказал, нужно искать по району. А теперь нам  говорят, что это будет ещё и по закону. Недавно водитель такси по имени Татьяна заявила мне, что пассажир сам должен знать, где в городе развешаны камеры и не должен вызывать такси под камеру. А теперь ещё и эта инициатива: «побегай, поищи». Мы раньше, помните, покемонов бегали искали? Вот теперь мы также будем бегать такси по заказу искать?

– Елена, вы знаете, то, о чём заявил агрегатор, надо было сделать десять лет назад… Пассажир, безусловно, не должен высматривать какие-то камеры. Он изначально не должен иметь возможность туда автомобиль заказать. Это агрегатор в состоянии контролировать сам, но он этого не делает. И сталкивает лбами водителя и пассажира. То, о чём вам рассказывала водитель, – это яркий пример того, до чего нас довели.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Это абсурд. Вместо того чтобы объяснить, что под знаком машина не может стоять, и где можно встать, водитель говорит: «А я вот здесь встану, чтобы камера меня не видела!» То есть он нарушает правила. Он показывает пример другим водителям. Он показывает пример пассажирам. Таксисты в силу профессионализма должны быть образцом для подражания водителям, показывать, как надо соблюдать правила. А делают наоборот.

Именно из-за агрегаторов эти правила долгие годы обходили. Водителей штрафовали, блокировали, увольняли… А те, которые не вставали под камеры, под знаки, они просто объясняли, что вот, в 15 метрах есть арка, где я по правилам могу остановиться, чтобы вас подобрать. Или вот, я стою за 50 метров от вас. Когда вы выйдете, я могу, не нарушая правил, подобрать вас на автобусной остановке. Но, будьте добры, сообщите, когда там будете.

Потому что стоять на остановке общественного транспорта водитель даже такси не имеет права. Он может остановиться для посадки-высадки, если это не создаёт затруднений для общественного транспорта. Добавлю, что организация «Стоп, нелегал» совместно с профсоюзом таксистов выступала с инициативой, чтобы разрешили остановку и стоянку такси до 30 минут или в рамках выполнения заказа под знаками, запрещающими остановку, если это не создаёт затруднения для другого общественного транспорта.

Как агрегатор доит водителей и пассажиров

– На днях появилась новость о том, что «Яндекс» первым в России запустил детализированную карту для водителей в больших городах. Там подробная разметка дорог. Но почему-то нет приложения, которое бы выстраивало маршрут с учётом тех самых полос, по которым ездит и общественный транспорт, и такси. Кроме того, водители сами делятся с пассажирами, как их обманывает агрегатор. Оказывается, что цена, которую видит пассажир, может быть меньше той, что видит водитель. А какие ещё есть уловки?

– Цены, опять же, – это вотчина антимонопольной службы. Депутаты Госдумы вполне могли бы это включить в закон… Да, действительно, агрегатор с водителя забирает минимум 30% от стоимости поездки. Иногда доходит и до 50%.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Что касается уловок, то они бывают разные. К примеру, водитель хочет поработать по району. Или у него ограничено время и он хочет взять заказ в определённую сторону. Или у него недостаточно высокий рейтинг, который непонятно, как определяется. В таких случаях может быть и 35%, и 40%, и 50%. У нас есть скриншоты от водителей, где и до 70% доходит. Скоро водителю самому придётся доплачивать за возможность поработать с агрегатором и порадовать своим присутствием на линии.

То, о чём вы сказали. Да, 30% забирается. Но не с той условной тысячи рублей, которую заплатил пассажир, а с той, которую показали водителю. И если это безналичный расчёт, то пассажиру могут показать и полторы, и две. А это уже далеко не 30%.

Маршрут дольше – плати больше

– Но это же прямой обман! Не может быть такого, чтобы одна поездка, с которой с водителя вычитают  30%, составляла для него одну сумму, а для пассажира – больше. Но я ещё узнала об одной уловке. Мне рассказали, что у таксистов есть талоны, чтобы заправляться на определённых заправках. И из-за того, что у агрегатора есть договорённости с этими заправками, маршруты должны быть длиннее. Чтобы бензина сжигать больше. Поэтому сложные маршруты и выстраиваются. Водители, знающие местность, порой быстрее, в обход этого маршрута, доставляют тебя. И вот такие способы мошенничества разве никому не интересны?

– Это узаконенное рабовладельчество для водителей. Это рабство в крупных городах. Хотя вроде как Россия – это современное государство… Более того, это ещё и мошенничество в отношении пассажиров, которых регулярно обманывают.

Заправки – это тема антимонопольной службы. Водителю говорят: заправься на такой-то заправке и получишь больше баллов приоритета. Соответственно, неугодные заправки, которые не отстёгивают достаточный процент агрегатору, с рынка вытесняются и оказываются в неравном положении.

Маршруты целенаправленно удлиняются, чтобы водитель потратил больше бензина, больше загрязнил город, быстрее купил покрышки и быстрее приехал на мойку, которую тоже агрегирует та же самая фирма, представляющая заказы этому водителю. А пассажиру показывают, что цена такая высокая, потому что он долго ехал.

Профессионалы, действительно, могут довезти гораздо быстрее зачастую. Но эти люди вычисляются агрегаторами и удаляются из системы. Сначала снижают рейтинг, потом они удаляются за неправильное выполнение заказов. Мол, вы отклонились от того маршрута, который вам предложил агрегатор, и повезли неправильно, поэтому мы пересчитаем заказ. Пассажиру деньги за это не возвращают, а с водителей вычитают.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА