Цитаты о Москве:
Москва слезам не верит…

Все лезут в Москву, как будто она резиновая.
В Москве все суетятся, даже те, кому нечего делать.
Москва заряжает вирусом равнодушия, и ты сам этого не замечаешь.
Народ в Москве отзывчивый и, если надо, придет на помощь (Источник).

Москва – столица, и этим все сказано. Город становится все краше и краше. Это действительно один из красивейших и успешных городов мира.

Здесь – основная масса правительственных учреждений, офисов главных компаний страны. Это территория правящего класса, где есть все: бизнес, апартаменты, роскошь и развлечения. Но Москва – это и духовный центр России – здесь находятся около 1 227 православных храмов и часовен, а также центр культурной и научной деятельности.

Сможет ли Москва победить пробки?

Средняя заработная плата в Москве на начало 2023 года – 113 671 руб., но есть где выше – северные регионы (Чукотка, Магадан, чемпион Ямало-Ненецкий автономный округ – 158 333 руб.), Санкт-Петербург – 80 698, но в небогатых регионах: 32 941 (Чечня) – 40 000 (Чувашия).

В столицу едут наиболее активные люди, спасаясь от ненужности в неблагополучных регионах страны. Их удел – ипотека, в том числе льготная. Сейчас население Москвы, по официальным данным – 13 млн чел., увеличившись за последние 10 лет на 1,5 млн, т. е. в среднем – на 150 тыс. чел. в год. Но по данным Министерства связи, в 2020 году в Москве имелось 27 млн (!) пользователей мобильного Интернета.

В числе достижений команды нового мэра Москвы – реконструкция, строительство новых дорог и развязок, новых станций и линий метро, включение в единую сеть пригородных электричек, что в совокупности улучшает транспортную ситуацию. Среди успешных примеров борьбы с пробками – реконструкция Калужского шоссе и ввод московского скоростного диаметра (МСД). Но эти усилия обречены на «перегонки» с ростом ввода нового жилья, увеличением числа жителей и, как следствие – с взлетом числа личного транспорта в столице.

По итогам 2020 столица заняла 1-е место среди 416 городов мира по уровню пробок в рейтинге компании TomTom, но в 2021 году уже лучшее – 2-е место (данных за 2022 – нет). По данным ЦОДД, загруженность дорог Москвы упала: в 2022 году оценивалась в 8 баллов и выше 78 дней, что на 50 дней меньше, чем в 2021 году.

По данным мэрии, с начала года 2022 в городе введено в эксплуатацию около 5 млн кв. метров жилья, что почти повторяет рекорд 1965 года, когда в Москве строили хрущевки.

Как заявил заммэра города Максим Ликсутов в интервью Москве-24, количество личного транспорта москвичей выросло в столице на 50 % с 2010 года, достигнув 8,5 млн авто на октябрь 2022. Из них легковых – 4,13 млн. По данным начальника ГИБДД, в 2010 году – 3,89 млн авто, в 2000 – 2,6 млн. В 2022 году в столице впервые была зафиксирована небольшая убыль легкового парка.

Итак – получаем такой график (функция – экспонента!), которому соответствует фото ниже.

Москва – крупнейший транспортный хаб, который перевозит от 40 % до 80 % всех грузов и пассажиров страны. Все это усугубляет транспортную ситуацию.


Пробки в Москве

Москва и регионы: разрыв как признак кризиса

Рассмотрим редкий график: данные о концентрации денег в стране (источник: расчеты автора по данным Банка России). На первом месте Москва, в которой сконцентрировано около 55 % всех финансовых ресурсов, затем Питер – 7 %. Даже богатая Тюменская область и Краснодарский край – это только 3 % и 2 % соответственно, Подмосковье – 3 %.

Богатство остальных регионов (менее 1 %) нужно рассматривать под лупой. Однако, как сообщил мэр столицы, в 2014 году в Москве сосредоточено около 80 % всех финансовых потоков России.

Неравномерность – колоссальная, и это зеркало наших проблем. Сырьевой полуколониальный капитализм привел к тому, что страна разделилась на две России и на два народа. Богатые регионы, где есть сырье и товары экспорта – нефть, газ, металлы и на худой конец зерно, а следовательно валюта и деньги, и глубинка – оставленная и запущенная.

Концентрация населения и военные риски

Избыточная концентрация населения – катастрофический фактор военного риска. Как заявил РБК военный эксперт Юрий Лямин, в случае ядерной войны Москва станет главной целью и подвергнется самому массированному удару.

С одной стороны, Москва имеет мощную ПВО и убежища в метро. Но ПВО не всесильна, убежищ может быть недостаточно, и, чем крупнее город, тем сложнее будет уже после удара обеспечивать снабжение выживших из-за разрушений и разрыва транспортных линий.

Если Новая Москва когда-нибудь в отдаленном будущем примет ещё 10 млн чел., то это только за счет России. Но ненужной земли не бывает – и это показывают как успешные фермеры, так и китайские «овощеводы». Везде, кроме скал и вечной мерзлоты, можно что-то выращивать, что-то строить и производить.

Мы что хотим, чтобы наши земли с большим удовольствием заселили китайцы или мигранты из Азии? Как нас предупреждал П. Столыпин:

«Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут – они превращаются в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы».

Новые застройки: зачем Москве «человейники»?


Район новостройки в Люблино

В Москве есть разные по красоте и комфорту районы. Сейчас застройщики обладают значительным набором вполне красивых проектов.

В столице есть проекты домов «экономкласса», которые архитектурно могут вписываться в ландшафт в ограниченном масштабе, но когда они превращаются в небоскребы или занимают кварталы, то создают впечатление убогости и безликости.

Так можно ли москвичам обеспечить нормальную и комфортную для жилья застройку, чтобы в там не появлялись кварталы, которые уже окрестили «новыми гетто» или «человейниками»?

Ответ прост – можно: но не всем по карману, в дело вступает невидимая рука рынка – читай: интересы крупного капитала, который, стремясь за длинным рублем, не считается с «нефинансовыми» интересами москвичей.

Комфортные условия – это нормы строительства. Но их недавно отменили как антисанционную меру, сделав рекомендательными. Не лучше ли создать новые строительные нормы, предусматривающие ограничение этажности и вводящие просторные нормы для улиц и мест для парковки, и сразу строить нормальные выездные дороги?

Зачем строить здания высотой выше 14 этажей? Конечно, виды оттуда – отличные, но… Чем больше этажей – тем больше профит, тем больше доход застройщика, тем больше выгода управляющей компании – чем больше квартир, тем лучше. Никто не спрашивает, хороши ли эти дома для жилья, не все понимают на что они «подписываются» – небольшая скидка, и все продано! Но при этом выше риски: поломки лифта, пожара, катастрофы.

Подберется ли туда пожарная машина при заставленной машинами улице и хватит ли ей высотной лестницы? Исследования показывают, что больше 30 % людей при виде панорам свыше 15 этажа испытывают головокружение и ощущение опасности.

Зачем строить жилье в непосредственной близости от железнодорожных линий, где шумят поезда и составы? Это сомнительное место, особенно летом, когда окна настежь.

Не лучше ли там построить высокотехнологические и экологически чистые предприятия – производства электроники, микроэлектроники, компьютеров? Или нам проще купить все теперь уже в Китае, поддерживая их рабочих, но не русских?

Если ты крутой – купи себе квартиру в «комфорт»-классе, а если денег мало – твой удел как раз «человейник». И это жилье привлекает приезжих, часто покупающих малогабаритные квартиры-студии с кухонной пристройкой прямо в комнате. По данным BFM, самым покупаемым жильем в Москве на начало 2023 года стали квартиры-студии на вторичном рынке. Ну и какие здесь могут быть семьи и дети?

О комфортной и просторной застройке

В 2021 году аналитики одного известного портала о недвижимости составили рейтинги районов Москвы по привлекательности. Лучшим для жизни москвичи выбрали Строгино: район набрал 8,9 балла. В топ-10 вошли районы Головинский, Академический, Южное Бутово, Ломоносовский, Митино и Тропарево-Никулино. Антирейтинг возглавил столичный район Люблино – он получил минимальную общую оценку.

У нас могут строить красиво и комфортно. Пример – застройка в Остафьево.


Новая застройка в Остафьево

Район Южное Бутово вошел в десятку лучших для проживания столичных районов и занимает шестую позицию в топе. Еще не так давно покойный Ю. М. Лужков застраивал его – и основная часть территории района по-прежнему является неплохим стандартом по сравнению с районами плотной застройки.


Южное Бутово, начало ул. Адмирала Лазарева

В центральной части в Ю. Бутово (кроме района от леса до м. Скобелевская) нет плотной застройки, почти у каждого дома, за редким исключением, во внутреннему дворе дома есть где поставить машину и разъехаться. Здесь во многих местах между домами имеются обширные внутренние микропарки, а также огромная парковая зона от м. Б. Ушакова до пруда на м. Бунинская аллея и там большой парк у пруда. Здесь также мало высоких домов высотой от 14 до 22 этажей и выше просто нет. Но даже здесь проезд мусорной и следовательно пожарной машины не всегда является простым делом.


Парк в Южном Бутово

Что мешает в районах новой застройки создать людям хорошие и комфортные условия жизни, не превращая Москву в Китай? Ведь даже в столице земли (хотя бы в Новой Москве) достаточно.

Проблемы Москвы: ищите «невидимую руку рынка»

Ответ прост – погоня на прибылью девелоперов, которые проектирует проекты с минимальным жизненным пространством между домами. По той же причине на каждом клочке земли строятся многоэтажные бизнес-центры и торговые центры.

Неужели вместо того, чтобы построить лишние несколько домов, нельзя было сделать шире дороги и оставить пространство для людей? Зачем прятать от людей солнце и лишать их зелени?

«Широка Россия, а машину поставить негде…»

В одной из окраин можно видеть такую картину. Мест – для парковки – кажется, достаточно. Парковка (между рядом домов) длинная и широкая, тут даже стоят дорожные знаки, показывая проезд по парковочной зоне в одну и сторону – здесь в другую. То и там можно кружить минут 20, чтобы где-то пристроиться – реально мест нет. Получается – проектировщики опять ошиблись.

Как считает известный архитектор, почетный строитель Москвы, член Союза архитекторов Алексей Кротов:

«…комфортные условия проживания людей, похоже, никого не интересуют. Бизнесу нужны сверхприбыли, а что нужно московским властям – остается только догадываться».

Такие вопросы должно решать государство. Но наше государство в отношении своих граждан (не вообще ко всем) – «ночной сторож». Оно спит, когда речь заходит о «невидимой руке рынка» – т. е. об интересах крупного капитала.

Концепция бизнес-развития: нужно ли Москве столько бизнес- и торговых центров?

Нужно ли столице столько торговых и бизнес-центров, да и такое количество жилья низкого качества, которое непрерывно растет в цене, несмотря на избыток предложения. Нет ли во всем этом признаков пузыря?

По оценкам РБК, объем нераспроданного жилья в новостройках Москвы резко вырос и для его продажи нужно около 3 лет (при условии отсутствия нового – читай: затоваривание), среди бизнес-класса и элитного сегмента доля нераспроданного жилья составляет 47 %, а комфорт-класса– 42 %. По данным аналитического центра «Дом.РФ», на начало апреля объем строящегося жилья в Москве составил 16,2 млн кв. м, из которых около 10 млн кв. м были нераспроданными.

Сравним цены на аналогичные квартиры в Москве и регионах. По данным realtymag.ru, средняя цена трехкомнатной квартиры в Москве составляет 25 019 950 ₽ (цена кв. м – 320 841 ₽) . В Питере – 13 817 250 ₽ (180 818 ₽), при этом во многих вполне приличных городах (Владимир, Калуга, Вологда) – 5–7 млн руб. (кв. м – 85 126 ₽). Почувствуйте разницу! Зарплаты в столице выше, но и расходы тоже.

После ухода с российского рынка популярных западных брендов в Москве посещаемость торговых центров упала на 39 %. Хотя в популярных торговых центрах картина нормальная, по данным РГ, в среднем пустует 12–15 % площадей.

Как пишет РБК, по итогам 2022 года общая площадь офисов в Москве, взятых в аренду и купленных для собственных, по данным консалтинговой компании CORE.XP, составила 1,2 млн кв. м, что на 20,6 % меньше, чем по результатам 2021 года.

Доля свободных площадей в бизнес-центрах Москвы выросла на 2,7 п.п. по сравнению с концом 2021 года и составила 10,3 %, в т. ч. в более дорогих офисах, которые относят к классу А, пустовало 13,4 % площадей, в классе B – 7,4 % площадей.

Где деньги, Зин?

Деньги важны, но еще важнее – куда их вкладывать. Наши элиты по факту не могут (и в принципе – не очень хотят) производить высокотехнологичную продукцию и для них недвижимость, наряду с торговлей сырьем – основной способ (далеко не лучший) умножения капитала. Не пора ли строить заводы, господа? Как там: «перекуем мечи на орала».

Дамбисса Мойо в своей книге «Как погиб Запад» подробно анализирует ошибки Запада и США, допущенные в эпоху либерализма. По ее мнению, в либеральной экономике возникает эффект «неправильного распределения капитала». К этим явлениям она относит также и инвестиции в ипотеку, на которую пошла значительная часть национальных сбережений США, которые не генерировали никаких потоков дохода. В стадии надувания пузыря рынок недвижимости на какое-то время создает иллюзию роста для «непроизводственных» инвестиций. Вам это ничего не напоминает?

У нынешней бизнес элиты нет большого стимула или необходимости развивать страну, которая была, например, у Петра I или у Сталина, пока есть сырье, и его цена держится на уровне. Зачем? Богатство есть и без производства, эта наша историческая беда, в отличие от Европы; а купить почти все можно за бугром. И промышленное развитие для них опасно, так как может лишить их власти.

Импорт в Россию за 2022 год – это колоссальные $259,1 млрд. Нетрудно посчитать, что эта сумма вытесняет порядка 25 млн рабочих мест по стране, как раз те, которые президент ставил задачу создать к 2020 году. Это было недавно, но проблема решена не была. Простой ответ почему страна вымирает – ее население в сырьевой экономике не востребовано. Концепция Гайдара по-прежнему рулит страной – только с 90-х цены на сырье многократно выросли.

Почему власти строят жилье, но не строят рядом новые предприятия?

В самой Москве промышленность, в том числе инновационная, развивается вполне динамично. В 2023 году в Москве подготовят к реализации 77 проектов комплексного развития участков территорий бывших промышленных зон общей площадью около 1 тыс. га. В апреле 2021 года Москва запустила программу «Индустриальные кварталы».

Однако на практике в спальных районах предприятия практически не возводятся, хотя создание рабочих мест могло бы разгрузить и перенаправить транспортные потоки в сторону рациональности. Безусловно, речь идет об экологически чистых производствах.

А где будут работать приезжие, взявшие льготную ипотеку? Может, построить там технопарки и высокотехнологичные производства? Но владельцы центра вряд ли хотят, чтобы людские потоки уходили в Новую Москву.

Расширение Новой Москвы: зачем столице новые территории?

Крупному бизнесу проще работать в Москве и крупных городах, которые концентрируют основные финансовые ресурсы и рабочие места. Что проще, вкладывать деньги в развитие пустеющих регионов России или развивать Москву и Питер? Проще там, где деньги и люди, а значит – Москву надо расширять.

1 июля 2012 года официально произошло изменение границ Москвы. Площадь мегаполиса выросла более чем в два раза с 1,1 тысячи квадратных километров до 2,6 тысячи квадратных километров. Новые территории разделили на два административных округа – Новомосковский и Троицкий, которые стали для Москвы одиннадцатым и двенадцатым по счету.

Снова архитектор А. Кротов:

«Градостроители не раз предупреждали власть, что предел территориального развития Москвы – это МКАД, а максимальное количество населения, которое она может вместить, повторюсь, 7–8 миллионов человек. В противном случае жить будет неуютно всем: как старым москвичам, так и новым. Ответы на предупреждения экспертов – Новая Москва и программа реновации…»

Транспортная проблема: избыточные перемещения

Ну вот, предположим, мы купили квартиру за МКАД. Дешево и сердито. Сейчас метро становится все более плотным, и часто можно видеть, когда люди «просто летят» на автопилоте. Сейчас в метро в течение нескольких дней трудно встретить беременную женщину, хотя в советское время их было полно – все время уступали места, помним.

Почему так? Потому что, тратя в метро на поездку около часа, им еще нужно потом сесть в машину на перехватывающей парковке и ехать от нее в свою ипотечную мечту за МКАД. И здесь москвичей ждет новая засада – нелепые пробки по дороге к их дому. В кого превращаются эти люди?

В целом в метро пока нормальная ситуация. Но все прекрасно знают, какие проблемы встречают москвичей, например, в метро Выхино. Но жилье строится все дальше и на этом направлении – в Подмосковье. А Мытиши, Одинцово, Подольск – и прочие города-спутники де факто становятся частью Москвы.


Метро в час пик

Москва, Россия и наше будущее

Москва будет оставаться одним из лучших городов, и жизнь там будет улучшаться. В Москву будут продолжать ехать. Но в интересах всей страны – в разумных пределах преодолеть разрыв заработных плат и экономической активности по всей стране и притормозить бесконечный рост мегаполиса, чтобы основная часть граждан могла бы реализовать себя по месту рождения.

И безусловный ключ к решению проблемы – импортозамещение, новая индустриализация и техническая революция, которым в сырьевой экономике места нет. Иначе – в либеральной модели наше государство – сначала может обезлюдится, а потом расколоться.

Недаром в 2016 году американский исследовательский центр Stratfor, связанный с ЦРУ, так точно описал проблему:

«…мы не думаем, что Российская Федерация способна просуществовать в своем нынешнем виде еще десять лет. Подавляющая зависимость от экспорта углеводородов и непредсказуемость цен на нефть не позволяют Москве поддерживать государственные институты на всей обширной территории Российской Федерации. Мы ожидаем заметного ослабления власти Москвы, что приведет к формальному и неформальному раздроблению России…»

Т. е. навязанная нам в 1991 году сырьевая модель есть инструмент депопуляции России в тренде планов мирового правительства.

И внутренняя миграция, и депопуляция, как процесс деградации регионов и страны в целом – свидетельство тупиковости и кризиса нынешней либеральной модели.

Российский олигарх Олег Дерипаска в своём «Телеграм-канале» написал, что в бедности россиян и отсутствии экономического роста виноват Центробанк. Об этом же свидетельствуют С. Глазьев, В. Касатонов и многие левые политики и экономисты. В стране в целом и особенно в регионах просто нет денег, значит – не может быть инвестиций, когда в Москве их наоборот – переизбыток.

Но вопреки этим планам, ключевая задача страны обеспечить рост населения и освоения нашей территории. Тектонические знамения времени: СВО, конфликт с Западом, новый «железный занавес», санкции, импортозамещение, восстановление статуса нашей Армии и ВПК, разворот на Восток, исход либеральных фигур из страны, рост симпатий населения к СССР, Сталину, катастрофическая депопуляция – предрекают кардинальные изменения в России.

Циклы российской истории свидетельствуют о том, что нынешний либеральный цикл подходит к концу, и его заменит антилиберальный. Ничто не может быть вечным, и все то, что мешает развитию, в исторической перспективе выносится на свалку истории. И развязка, по разным прогнозам, возможно, наступит до 2025 года: избежать ее невозможно.

Автор:
Александр Одинцов