Вчера с коллегами обсуждали парламентские выборы на Украине. Да-да, те самые, которые согласно требованиям Конституции должны состояться в ближайшее воскресенье, 29 октября, но которых не будет, и к которым всё равно все готовятся. Непонятно? Сейчас разъясню.

Украина (имеется в виду киевский режим) не была бы Украиной, если бы даже в такой более-менее понятной для всех процедуре, как волеизъявление народа, всё у неё было бы совсем как у людей. Но нет.

По закону выборы в Раду должны (были) пройти в конце октября, но объявить старт избирательной кампании надо было минимум за 60 и максимум за 90 дней до их начала. И когда в августе этого не случилось, стало понятно, что выборов в указанные сроки не будет.

При этом на Украине действует временное военное положение, продлеваемое каждые три месяца. По идее, какие могут быть выборы, когда идёт война? Но в том-то и дело, что официально, на законодательном уровне, никакой войны нет, она не объявлена. А «военное положение» — шутка весьма эфемерная и чётко в украинских законах не прописанная.

А значит, выборы проводить можно и нужно. Тем более, что от Зеленского этого требуют США и Европа. До недавнего времени ему удавалось как-то отнекиваться, туманно намекая, что парламентские выборы лучше проводить весной, вместе с президентскими и даже выборами в местные органы власти, чтобы не распаляться, так сказать, и одним выстрелом — трёх зайцев.

В итоге Запад дал согласие на такой трюк, тем более, что продление полномочий Рады на полгода разрешено Конституцией. Но дальше всё, стоп. После 31 марта ни эти депутаты, ни этот президент не будут иметь никакой легитимности. Подобный расклад никак не устраивает западных спонсоров, и они продолжили давление на киевский режим с целью заставить его выборы всё-таки провести.

Судя по тому, что сейчас происходит на Украине, никто из основных политических игроков проводить их не хочет, но, тем не менее, они уже начали к ним готовиться. Красочнее всего ситуацию описал местный городской сумасшедший, глава Минюста Денис Малюська, «запилив» соответствующий «видосик».

Это, конечно, надо видеть, но я хотя бы процитирую его для вас:

«Чувствуете, выборами пахнет. Во время войны, после войны — непринципиально. А что необходимо любому политику перед выборами? Правильно — лапша! Вот её мы и купим… готовьте уши», — обожаю украинских политиков за их придурковатую непосредственность.

Ещё один местный персонаж, в некоторым смысле сестра Малюськи по разуму, депутат из фракции «Слуга народа» Марьяна Безуглая решила без обиняков спросить у электората, что он думает о депутатском корпусе, сформулировав вопрос так: «Желаете ли вы смерти народным депутатам?».

В результате оказалось, что 45% её многочисленных подписчиков в соцсетях видели народных избранников в гробу, а 55% — нет, но это пока. Как пишут украинские комментаторы, зимой (а она обещает стать для Украины суровой) всё может измениться.

Для того, чтобы как-то задобрить избирателя, некоторые наиболее прозорливые общественники из числа потенциальных победителей будущих выборов уже начали готовить почву. Как рассказало издание «Новое время», «благотворительный фонд Сергея Притулы решил поддержать граждан Украины, проживающих на прифронтовых и деоккупированных территориях».

За столь витиеватой формулировкой прячется банальная раздача народу гречки, средств гигиены, лекарств и прочих сухпайков и продуктовых наборов — традиционный способ ведения избирательной кампании на Украине.

Ещё один деятель, Юрий Бойко (тот самый, из ОПЗЖ), как выяснилось, озаботился раздачей украинским военным металлодетекторов для разминирования. О чём тут же раструбили самые неподкупные украинские медиа.

Более того, говорят, что Бойко выступил за производство техники для разминирования на украинских предприятиях и вместе со своей депутатской группой «Платформа за жизнь и мир» выразил готовность законодательно поддержать эту инициативу.

Но помимо откровенно комичных случаев, прекрасно бы подошедших в качестве сюжетов для карикатур в журнале «Крокодил» в его лучшие годы, есть и более серьёзные сдвиги в украинском политикуме, которые вряд ли обрадуют нынешнее руководство страны.

Как пишут местные эксперты, Зеленский очень боится реванша Порошенко, так как, придя к власти, тот не оставит камня на камне от Зе-режима, вспомнив все обиды, пересажав всех, кто не успеет сбежать.

Не знаю, как по мне, «седовласый гетман», как когда-то называли Порошенко — это всё же больше «тень отца Гамлета» — грозная, но бессильная. А вот прочие персонажи, которых не меньше, а то и больше опасаются в офисе у Зеленского — Кличко, Залужный — действительно заслуживают пристального внимания. Тем более, что и у того, и у другого рейтинг стабильно высокий, а у главкома ВСУ ещё и наименьший антирейтинг среди всех его конкурентов. Кстати, сам Зеленский этим похвастаться, увы, не может.

Впрочем, ему сейчас не до этого. У него и так всё трещит по швам. Если верить слухам, доносящимся из кулуаров Верховной Рады, Давид Арахамия, нынешний глава фракции «Слуга народа», создаёт внутри неё некую свою группу, независимую от воли Банковой и всесильного главы ОП Андрея Ермака. Формально раскола ещё не произошло, но фактически Ермак уже давным-давно пользуется услугами безотказных ОПЗЖшников, когда ему необходимо набрать большинство по тому или иному закону.

Как пишут украинские источники, монополию и влияние Ермака американцы, активно занятые сейчас перераспределением властных полномочий среди украинских ведомств, будут обрезать, и на его место понадобится кто-то менее амбициозный и более покладистый. Арахамия как раз подойдёт.

Но самым сильным ударом на этой неделе для Зеленского, делающим любые новые выборы максимально рискованными, стало постановление Большой палаты Верховного суда Украины, определившее, что экс-глава Конституционного суда Александр Тупицкий был смещён незаконно и должен быть восстановлен в должности.

Разбирательство длилось более двух лет, и вот Верховный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу Зеленского, направленную на реализацию его указа об увольнении главы КС, решение вступило в законную силу с 19 октября 2023 года, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Что это значит? А то, что, когда Банковой придётся обращаться в Конституционный суд в случае споров (а они неизбежны) по результатам выборов, положительного для Зе-власти решения может и не быть. И с учётом того, что напряжение и недовольство в народе нарастает, а рейтинг Зеленского кубарем катится вниз (о «слугах» и говорить не приходится), до возникновения нового Майдана будет не так уж и далеко.

Получается, что выборы, если они вообще состоятся, сами по себе могут стать катализатором развала страны. Такая себе «украинская» рулетка с непредсказуемым финалом.

Алексей Белов