«Здравствуй, мама, возвратились мы не все…». После войны на Украину вернётся не более половины граждан, выехавших из страны после начала СВО. Такой неутешительный прогноз дала директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова. Своё заявление демограф сделала на форуме «Human capital UA».

При этом многие участники мероприятия даже эту цифру считают сильно завышенной – возвращаться в «концлагерь», построенный Зеленским, с разрушенной экономикой и гражданским противостоянием внутри, вряд ли захотят те, кто за два года обустроились в странах, где нет языкового или религиозного маразма, cвойственного Украине. Зато есть социальные гарантии и работа.

Та же Либанова делает акцент на том, что уехавшие украинцы уже являются частью диаспоры, как и те, кто уехал несколько поколений назад. Новые диаспоряне могут обеспечить Украину только деньгами, которые станут пересылать оставшимся родственникам. Такая система финансовых взаимоотношений действовала в стране после евромайдана, когда гастарбайтеры из Польши, Италии, Чехии слали на Украину заработанную валюту.

Например, по сведениям Нацбанка, в 2018 году заробитчане перевели на Украину почти 7 миллиардов долларов. И это при условии, что за границей работало около трех миллионов украинцев, в основном, из западных областей Украины. А сейчас, по разным сведениям, Украину покинуло от 10 до 12 миллионов граждан.

«Они могут обеспечить нам не только инвестиции, не только в этом их ценность. Главное, чтобы они формировали позитивный имидж Украины и украинцев за границей», – пытается делать хорошую мину при плохой игре директор Института демографии. Потому что хороший имидж Украины за рубежом никак не поможет отстроить страну в послевоенный период. Украину ждет депопуляция, дефицит рабочей силы и снижение плотности населения, особенно на отдельных территориях. И помахивание желто-голубыми флажками на площадях Мадрида, Варшавы или Праги ситуацию с отсутствием рабочих рук и специалистов никак не поправят.

К слову, доклад Либановой состоял из двух частей, публичная часть была обнародована, непубличная предназначалась для ограниченного числа пользователей. Видимо, чтобы не травмировать размахом катастрофы тех, кто еще верит заявлениям Зеленского, Данилова, Подоляка.

Согласно закрытой части доклада, до 10 марта 2022 года после начала СВО ежедневно Украину покидало до 120 тысяч человек. Уезжали люди в основном из Киева и Харькова, конечный пункт – страны ЕС. Большинство этих беженцев осели в Германии, Польше, Чехии, Италии. 70% украинских мигрантов, находящихся в Германии, имеют высшее образование и они могут неплохо адаптироваться. К тому же треть уехавших – это дети до 18 лет. Если они получат образование за границей, вернуть их будет почти невозможно.

Если верить полякам, 70% украинских мигрантов нашли работу в Польше и трудятся в этой стране. Это отлично для Польши и очень плохо для Украины, где почти нет работы.

Чтобы удержать население на уровне 30 миллионов, Украине нужно ежегодно привлекать около 300 000 мигрантов. Причем, это будут не образованные люди, а бедные мигранты из арабских стран. Но даже их на веревке не затащить в Украину, отмечают демографы. По самому оптимистичному сценарию через 5-8 лет на Украине останется в среднем 26 миллионов граждан. А ведь после распада СССР население составляло 52 миллиона.

Впрочем, даже оставшимся и вернувшимся жизнь медом не покажется: на Украине очень высокая преждевременная смертность. В первую очередь среди мужчин. 42% из них не доживают до 65 лет, то есть умирают в период трудоспособного возраста. Это данные на 2021 год, они не учитывают влияние войны. Для женщин этот показатель составляет 19%. Для сравнения: в соседней Польше эта цифра на уровне 28%. При этом на Украине пенсионеров больше, чем молодых и трудоспособных: стариков в возрасте 65+ на 20 процентов больше, чем молодежи.

И вряд ли эти показатели изменятся. Те, кто приходили к власти после майданов, ничего не делали для того, чтобы на Украине жилось людям дольше, богаче, комфортнее. Наоборот, украинцев ориентировали на Европу. Только обернулось это тем, что люди стараются устроить свою жизнь и жизнь детей в ЕС. Точно так же действовали и сами правители страны. Итогом такого подхода и стала обезлюдевшая Украина.

Светлана Манекина