На прошлой неделе Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой заранее объявила победу Владимира Путина на предстоящих в 2024 году президентских выборах нелегитимной, да и вообще обозвала власть в РФ «диктатурой». За день до того ПАСЕ одобрила ещё одно постановление о признании Голодомора на Украине 30-х годов ХХ века «актом геноцида, направленным на разрушение основ украинской нации, языка и культуры». Таких вот два антироссийских и одновременно проукраинских (если таковым считать точку зрения украинских националистов) голосования подряд.

Именно это обстоятельство дало основание некоторым украинцам сделать вывод, что таким образом Запад (в данном случае, Европа) попытался дать Киеву хоть что-то, не давая ему, по факту, ничего.

«Практических результатов от этих решений, кроме медийных, конечно, нет. И Шольц, и Макрон, и остальные лидеры стран ЕС при необходимости будут, как раньше, созваниваться с Путиным и решать свои вопросы. Подмена реальной помощи яркими, но бесполезными символами цинична. Но такая «поддержка Украины» позволяет ЕС и дальше морочить голову с реальными шагами по предоставлению нашей стране членства в ЕС и НАТО», – пишет телеграм-канал «ЗеРада».

Что ж, здравое зерно в таких рассуждениях, несомненно, есть. Но, на самом деле, всё это и так, и не так. Дело в том, что Украина здесь вообще ни при чём, и на её месте могла оказаться любая другая «обиженная» на Россию страна. А потому, на мой взгляд, ПАСЕ чётко отрабатывала исключительно русофобскую повестку. Почему? Давайте разбираться.

Во-первых, то, что Запад планирует разыграть карту «нелегитимности» нового срока Путина (вряд ли кто-то сомневается в его победе на выборах) стало понятно ещё после ордера на его арест, выданный Международным уголовным судом (МУС). Собственно, ради этого его и выписывали. И то, что начать решили с резолюции Парламентской ассамблеи СЕ, так это лишь первый шаг.

Да, разумеется, всем хорошо известно, что ПАСЕ – это такой совещательный орган, где политики занимаются словоблудием и резолюции ассамблеи не имеют никакой юридической силы, но…

Но, если внимательно проследить историю поведения ПАСЕ хотя бы по отношению к России, то становится очевидным, что здесь устанавливаются тренды. Задолго до нынешнего разгула европейской русофобии со всеми этим конфискациями машин, невозможностью открыть счёт в ЕС и прочими проявлениями откровенной дискриминации русских по национальному признаку, ПАСЕ уже проводила антироссийскую политику, пытаясь, например, приравнять преступления сталинизма и нацизма, и так далее.

Отсюда вывод – не стоит относиться к перспективе непризнания главами стран Запада результатов мартовских выборов в России слишком уж легкомысленно.

Видимо, понимая это, Кремль в последнее время начал контригру, всячески демонстрируя, что нам на мнение «мирового сообщества», как бы это по мягче сказать – всё равно, коллективный Запад нам не указ и вообще мы страна-цивилизация.

С одной стороны, всё так и есть, и философ Александр Дугин, сформулировавший эту теорию, абсолютно прав. А с другой – ничего нового или уникального в этом нет. Ровно также странами-цивилизациями можно назвать, к примеру, Китай или Индию.

А уж то, как нам «не пофиг» решения Запада, можно было наглядно увидеть, проанализировав график зарубежных поездок президента России, состоявшихся (точнее, не состоявшихся) после появления того самого ордера МУС.

В ЮАР, на ставший во многом судьбоносным саммит БРИКС, Путин, как известно, не полетел. Было решено не подставлять южноафриканских партнёров, ратифицировавших в своё время Римский статут. То, что это вовсе не пустая формальность, подтвердила и крайне нервная реакция нашего МИДа на решение Армении сделать тоже самое и тем самым признать правомочность МУС.

Как видим, логика действий «мы и сами с усами» не срабатывает и мы, Россия, всё ещё пребываем на уровне «казаться, а не быть». А потому стратегия Запада с непризнанием итогов выборов имеет право на существование.

Во-вторых, в данный момент куда важнее повестка внутренняя. И тут есть серьёзные проблемы. Пока что всё выглядит так, как будто наша власть старательно дистанцируется от своих собственных граждан, предпочитая держать их в неведении или временами даже откровенно за дураков.

Стоило только Путину во время своего недавнего выступления в рамках Российской энергетической недели в очередной раз заявить, что Запад фактически обманул нас Минскими соглашениями и втянул в экономическую и даже реальную горячую войну, как российское чиновничество, очень чутко реагирующее на слова Верховного, стало общаться с гражданами в духе «чего вы от нас хотите, мы к этой войне не готовились».

Так, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа госпожа Комарова на встрече с населением, которое решило поинтересоваться, почему в округе так плохо решаются вопросы с обеспечением всем необходимым наших мобилизованных, ничтоже сумняшеся заявила, мол, страна не готовилась воевать, и вообще не была заинтересована в конфликте на Украине. Представляете себе такой ответ от любого чиновника во время Великой Отечественной? Я тоже нет. Сколько бы прошло времени, прежде чем «товарищ» оказался бы на Колыме? Полагаю, совсем не много.

Любопытно, что житель Тюменской области Юрий Рябцев усмотрел в словах Натальи Комаровой факт дискредитации Вооружённых сил России и даже написал соответствующее заявление в правоохранительные органы. Чем закончится дело – пока не ясно.

Да что и говорить, если до президентских выборов осталось уже меньше полугода, а у нас не только президент до сих пор не объявил, что идёт на них, но и вообще всячески разгоняется месседж, что выборов может и не быть.

И, наконец, в-третьих. Кажется, что пригожинский мятеж настолько напугал власть, что теперь тем «царедворцам», которые проявили в тот момент безусловную лояльность, отныне позволено всё и даже больше. Взять хотя бы пример с Кадыровым и его совершенно средневековыми понятиями о кулачном праве.

Просто вдумайтесь в несколько аспектов произошедшего и то, как их при желании можно развернуть. Сын большого начальника под камеру бьёт подозреваемого (даже не осуждённого), чеченец избивает русского, мусульманин бьёт православного за Коран и так далее – но руководство страны (России, на минуточку) на это не реагирует. Подобные месседжи легко превращаются в лозунги под которые собирается толпа, готовая к бунту. Произошедшее прямо работает на дискредитацию власти.

Таким образом приходится признать, что в условиях внешнего давления и стойкого недоверия власти народу (народ-то, что удивительно, власти доверяет и ждёт от неё взаимности) мы действительно можем столкнуться с серьёзными трудностями в будущем, особенно если Запад решит продавить тему «нелегитимности» до конца.

Ключом от всех дверей в этой сложной и запутанной ситуации могли бы стать наши решительные действия на Украине (заметьте, достаточно именно решительных, а не обязательно сразу победных), но как раз решительности в последние 1,5 года и не хватает.

Алексей Белов