КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В ближайшие дни отечественную культуру ждёт без преувеличения историческое событие и весьма неприятный сюрприз. Впервые в легендарном балете Чайковского «Лебединое озеро» некоторые женские партии исполнят мужчины-танцоры. Как такое стало возможно в России и что это означает — нюансы странной истории из Перми.

Весьма специфический подарок к 9 Мая приготовила для пермских ценителей культуры труппа местного Театра оперы и балета. Как сообщили представителям СМИ в пресс-службе этого культурного учреждения, балет «Лебединое озеро», показы которого состоятся в Перми 7, 8 и 10 мая, станут поистине историческими.

Дело в том, что впервые в истории русского балета партии некоторых лебедей в легендарной постановке Чайковского исполнят танцоры-мужчины.

Известие об этом уже вызвало негодование у ряда патриотических телеграм-каналов.

Теперь выбор лирического героя — между женщиной и мужчиной?

Так, обращается внимание, что при таком «концептуальном решении» главный персонаж балета Зигфрид, выбирая в определённый момент себе возлюбленную между чёрным и белым лебедем, должен выбрать не между двумя прекрасными девушками, а между мужчиной и женщиной. И в таком случае, по мнению критиков, речь идёт ни много ни мало, а о замаскированной пропаганде содомии и прочих извращений. А ведь с 2022 года подобная пропаганда в России запрещена на законодательном уровне.

НЕУЖЕЛИ ТАКОЕ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» УЖЕ УСТАРЕЛО И ВЕЛИКОМУ СПЕКТАКЛЮ ТРЕБУЮТСЯ «НЕСТАНДАРТНЫЕ» ПРИЁМЫ? ФОТО: YIN BOGU/GLOBALLOOKPRESS

Безусловно, подобные «эксперименты» и «трактовки» вызывают как минимум настороженность. В западных балетных труппах «гендерной нейтральностью» (то есть полной неразберихой с исполнением женских партий мужчинами, а мужских — женщинами) уже мало кого удивишь. Ну так на то это и «толерантный» Запад, который давно и успешно подменяет искусство античеловеческими и богоборческими псевдоценностями.

Неожиданный «китайский след»

Россия же, напротив, в последние годы встала на путь пусть сложного, медленного, в режиме «шаг вперёд — шаг назад — шаг на месте», но всё же отхода от либеральных «трендов». И появление мужчин-танцоров в традиционно женских ролях, да ещё в являющемся визитной карточкой и символом русского балета спектакле «Лебединое озеро», не может не заботить.

«ТЕАТР-ТЕАТР», ПЕРМЬ. ИМЕННО ЗДЕСЬ В МАЕ 2024 ГОДА ДОЛЖНА СОСТОЯТЬСЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ» ДЛЯ РОССИИ БАЛЕТНАЯ ПРЕМЬЕРА. ФОТО: ELENA MAYOROVA/GLOBALLOOKPRESS

Впрочем, в данном конкретном случае есть один нюанс. По словам руководителя пермской балетной труппы Алексея Мирошниченко, этот шаг родился как вынужденный. В апреле труппа выступала в Китае, где число иностранных гастролирующих артистов строго ограниченно. В итоге просто не было физической возможности взять в поездку всех необходимых «по штату» танцовщиц для исполнения партий лебедей.

Поэтому, как сообщил Мирошниченко, в третьем акте в ролях лебедей пришлось использовать некоторых танцоров-мужчин. Просто не было выбора.

«Дяди-лебеди» вместо «тётей-лебедей» — русские дети точно должны это видеть?

Что ж, в качестве объяснения звучит вроде бы вполне правдоподобно. Однако зачем теперь показывать «экстренную версию» постановки ещё и на Родине, где дефицита с артистками быть не может — вот в чём вопрос.

Остаётся наблюдать, чем окажется нестандартное «Лебединое озеро» — разовым вынужденным, на грани внутрицехового анекдота действом или «новаторским» спектаклем на постоянной основе? Потому как если балетмейстерам из Перми внезапно придутся по вкусу подобные «новшества» со своеобразным «привкусом трансгендерности», это уже будет совершенно недопустимо.

НА САЙТЕ ПЕРМСКОГО «ТЕАТРА-ТЕАТРА», ГДЕ ДОЛЖНЫ ПОКАЗАТЬ НЕОБЫЧНОЕ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», ФОТО ВПОЛНЕ ТРАДИЦИОННЫЕ. БЕЗ «МУЖЧИН-ЛЕБЕДЕЙ». СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ TEATR-TEATR.COM

Напомним, что спектакль «Лебединое озеро» имеет возрастной ценз «6+», то есть его зрителями могут быть дети того возраста, когда информацию об окружающей действительности они впитывают как губка — мгновенно и надолго. И картина танцующих «дядей-лебедей» на том месте, где Чайковским были задуманы и более столетия танцевали «тёти-лебеди», представляется для детского сознания крайне нежелательной и опасной.

Это в театре в старину мужчины исполняли все роли, в том числе и женские — что было одной из причин отношения к актёрском ремеслу как к предосудительному. А вот в балете никаких «трансгендерных» исторических традиций не было. Увы, до недавних пор.

Русский балет стал полем для специфических экспериментов

При этом стоит напомнить, что веяния «прогрессивного мирового искусства» в последние годы не обошли стороной русский классический балет. Причём благодаря усилиям «культурных варягов» из-за рубежа балетная сцена стала трибуной сомнительных политических намёков и аллюзий.

В 2018 году не где-нибудь, а в Большом театре состоялась премьера спектакля «Анна Каренина» в постановке американского режиссёра и хореографа Джона Ноймайера. Балет поставлен, как указано на сайте Большого театра, «по мотивам одноимённого романа Льва Толстого», а в качестве музыкальной основы использованы произведения Петра Чайковского, Альфреда Шнитке и Кэта Стивенса.

СЦЕНА ИЗ ВЕРСИИ «АННЫ КАРЕНИНОЙ» ОТ АМЕРИКАНЦА НОЙМАЙЕРА. СКРИНШОТ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Балет американского хореографа изначально вызвал противоречивые отклики из-за модернистской трактовки — действие перенесено в наши дни, главная героиня представлена в вызывающе феминистском ключе, а едва ли не главное содержание сюжета отведено всякого рода уличным политическим протестам.

Однако особый резонанс вызвал показ спектакля «Анна Каренина» 2-3 марта 2024 года. Вот что увидели в эти дни зрители на сцене Большого театра:

Спектакль начался с предвыборного выступления главного героя — Алексея Каренина, который выдвигается в президенты. Одновременно со сцены звучит голос Алексея Навального — нарезка из его публичных выступлений. Главный герой на протяжении всего балета одет точь-в-точь как с рекламных плакатов Навального: тёмно-синий костюм и красный галстук. На заднем плане за героем — группа с плакатами, выстроенными в той же стилистике и недвусмысленно апеллирующими к реальным событиям в политической ситуации 2018 года в России, связанной с деятельностью Навального.

ТРУДНО НЕ ВСПОМНИТЬ О НАВАЛЬНОМ ПРИ ПРОСМОТРЕ «АННЫ КАРЕНИНОЙ». СКРИНШОТ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

При этом особую пикантность ситуации добавили два обстоятельства.

Во-первых, за день до спектакля, 1 марта, в Москве состоялись похороны Алексея Навального, умершего в местах заключения. Это событие, как известно, отечественные либералы, западные дипломаты и СМИ попытались превратить в политическую демонстрацию и антигосударственную провокацию.

Во-вторых, балет Джона Ноймайера «Анна Каренина» с очевидными намёками на Навального последний раз до того показывали на сцене Большого театра 30 апреля 2023-го — и больше в нынешнем сезоне представлений не будет. Неужели на главной сцене страны спектакль «вытащили из кладовки» специально к похоронам скандального оппозиционера?

Что с того?

Является ли специфическая версия балета «Лебединое озеро» действительно одноразовой акцией, родившейся по воле случая, или перед нами замаскированный под форс-мажор «прогрессивный творческий опыт» в худших либеральных традициях?

Посмотрим. На некоторые опасения наводят появившиеся высказывания пермских балетных деятелей о том, что «мужской состав «Лебединого озера» позволил усилить драматический конфликт в сюжете спектакля». Логика считывается довольно легко: мол, если «мужчины-лебеди» «позволили усилить», неплохо бы в таком виде и оставить.

Если подобные планы у кого-то существуют, то они настолько нежелательны и опасны для русской культуры, что, возможно, не стоит даже и экспериментировать. Один раз в Китае под давлением обстоятельств побаловались — и довольно. И весьма кстати вспомнить цитату Владимира Путина образца 2019 года:

Мы видим, что на всяких конкурсах, в западных странах, нужно что-то рассказать, написать, показать из жизни сексуальных меньшинств, трансгендеров, каких-то там еще трансформаторов…

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ