ГУБЕРНАТОР ХМАО НАТАЛЬЯ КОМАРОВА НА ВСТРЕЧЕ С БОЙЦАМИ СВО. ФОТО: ADMHMAO.RU

Иногда лучше жевать, чем говорить. И всегда лучше подумать, прежде чем говорить публично. К губернаторам это тоже относится. А кто забывает это правило, тот оказывается в центре, вежливо говоря, неприятного скандала.

Что сказано

Три проблемы свойственны нашим чиновникам. Не всем, но слишком многим из них:

  1. Они регулярно «упускают блестящую возможность промолчать«.
  2. Они не дают себе труда сформулировать своё мнение так, чтобы можно было избежать двоякого и троякого толкования.
  3. Наконец, говоря языком противника, last but not least, они демонстрируют принадлежность «партии поражения», она же «партия позорного мира», или на языке новейшей новостной повестки – «партии нормализации».

Судите сами, какая из трёх проблем яснее видна в высказывании губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой. Ей пришлось ответить на вопрос жены бойца СВО. Та посетовала, что у бойцов есть проблемы с амуницией. Губернатор решила быть откровенной:

Мы не готовились к этой войне. Она нам не нужна. Мы совершенно по-другому выстраивали мир. В этой связи какие-то несостыковки, нерешённые вопросы, безусловно, будут присутствовать – это такие же люди, как все. Вот у вас всё всегда на работе получается? У меня – не всегда.

НАТАЛЬЯ КОМАРОВА: «МЫ НЕ ГОТОВИЛИСЬ К ЭТОЙ ВОЙНЕ. ОНА НАМ НЕ НУЖНА». ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV / GLOBAL LOOK PRESS

Что можно услышать

Что хотела сказать Наталья Владимировна? Что власть, в том числе и она сама, не всегда хорошо справляется со своими обязанностями? Что она выбивается из сил, стараясь помочь СВО и отдельным людям, но, увы, не всё получается? Что бюджет любого региона России, даже одного из самых богатых, такого как ХМАО, – это всё-таки бюджет мирного времени, военные расходы в нём не предусмотрены? Что надо войти в её положение, а она постарается сделать всё, что от неё зависит?

Да, наверное, Комарова могла иметь в виду именно это. Но получилось у неё нечто совсем иное. Ключевые слова её высказывания: «Мы не готовились к этой войне. Она нам не нужна».

Конечно, и эти слова можно истолковать в её пользу: мы, мол, мирные люди, до последнего были против конфронтации, в бой выступили, когда нас вынудили.

Увы, придерживаться этого мнения довольно трудно. Тем труднее, что в информационном и политическом пространстве России в последнее время всё заметнее присутствие так называемой партии нормализации. Царьград не раз писал о том, как она себя проявляет, например, в Государственной думе, в деятельности представителей партии «Новые люди» и в высказываниях некоторых известных политологов.

Что это значит

В политической и властной элите России слишком много тех, кто хотел бы как можно скорее вернуться в счастливое время «до войны» – куда-нибудь примерно в 2013-й, а то и в 2007 год, «до санкций», – не понимая, что такое возвращение невозможно. Эти люди очень хотели бы, чтобы боевые действия закончились, и готовы ради иллюзорного мира сдать интересы России.

Они как будто не понимают, что сдача врагу, заключение позорного мира ситуацию, в том числе и для них лично, не улучшит, но ухудшит. Что поражение России выйдет куда страшнее войны. Что никто по ту сторону линии фронта даже не скажет спасибо им лично, а с удовольствием посмеётся над дураками, которые поверили в «миролюбие» Запада.

СВО в самом деле застала гражданские власти регионов России врасплох. Никто и никогда до 2022 года не заставлял губернаторов и их подчинённых готовиться к настоящей войне. Не ставил перед ними задачи помогать действующей армии, создавать фонды для того, чтобы закупать амуницию и беспилотники, автомобили и медикаменты. Никто и никогда не тренировал чиновников для того, чтобы они способствовали сплочению народа против смертельного врага Родины.

НИКТО И НИКОГДА ДО 2022 ГОДА НЕ ЗАСТАВЛЯЛ ГУБЕРНАТОРОВ И ИХ ПОДЧИНЁННЫХ ГОТОВИТЬСЯ К НАСТОЯЩЕЙ ВОЙНЕ. НЕ СТАВИЛ ПЕРЕД НИМИ ЗАДАЧИ ПОМОГАТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ. ФОТО: PETROV SERGEY / NEWS.RU / GLOBAL LOOK PRESS

И разговаривать с жёнами и детьми защитников Родины чиновников тоже никто и никогда не учил, сколько бы ни было тренингов разного уровня и какие бы опытные публичные политики в этих тренингах не участвовали. Всё это чистая правда, и правда, что с начала СВО работать в региональной власти стало в несколько раз тяжелее. Ответственность выше, возможности всё те же или даже меньше, чем раньше. А люди – люди, поддержавшие курс президента, поддержавшие СВО, – стали к власти требовательнее.

Так что если бы губернатор Югры сказала вслух, что ночей не спит, сбивается с ног, но не всё получается, пообещала бы приложить все усилия, рассказала бы о том, что уже сделано и будет сделано в ближайшее время, думается, её поняли бы правильно. Но она сказала, что «эта война нам не нужна».

Что с того

Мне очень хочется верить, что дело всё-таки в усталости и косноязычии. Потому что в противном случае Югре срочно нужен новый губернатор.

АНДРЕЙ ПЕРЛА