Идея «европейского авианосца» возникла не случайно и может иметь зловещее будущее

Евросоюз может рассмотреть возможность создания собственного авианосца для защиты морских акваторий. Об этом заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон в эфире радио Sud Radio.

«Это очень важный вопрос, – сказал он, отвечая на просьбу журналиста прокомментировать слухи о возможном строительстве странами ЕС авианосца. — Необходимо задуматься об общей инфраструктуре для защиты морского пространства: нужно, например, защищать Балтийское море, Средиземное море, осуществлять оборону в Атлантическом и в Тихом океанах. Я лично считаю, что это вопрос, который следовало бы вынести на обсуждение…»

Бретон напомнил, что в соответствии с доктриной безопасности ЕС существуют так называемые оспариваемые пространства, «для обороны которых необходимо иметь общую стратегию».

С учётом того, что Тьерри Бретон является с 2019 года европейским комиссаром по внутреннему рынку, промышленной политике, туризму, цифровым, аудиовизуальным, оборонным и космическим технологиям, не приходится удивляться тому, что именно он выступает с такой масштабной военно-стратегической инициативой.

Бретон имеет очень тесные заокеанские связи, которые он приобрел в бытность преподавателем Гарвардского университета. И явно не чужд политики, что и привело его на пост еврокомиссара с уклоном в промышленность, оборону и космос. Помимо всего прочего, он зарекомендовал себя в качестве одного из ведущих генераторов прорывных бизнес-идей в Европе.

С учётом такого «портфолио», можно предположить, что функционер подобного калибра слов на ветер бросать не будет. А идея «европейского авианосца» возникла неспроста и не случайно озвучена именно в это время.

Не кажется случайным и то, что явно аккуратный на язык Тьерри Бретон вряд ли случайно опустил при перечислении «морских пространств, которые Европа должна защищать», Черноморский бассейн. Такая осторожность понятна, ибо из всего вышеперечисленного именно Чёрное море является сегодня наиболее взрывоопасной акваторией на нашей планете.

Как известно, после начала специальной военной операции на Украине Турция ввела в подконтрольных этой стране проливах Босфор и Дарданеллы особый режим, исключающий проход в Чёрное море любых военных кораблей. В том числе флотов крупнейших западных держав – США, Великобритании, Франции, Германии и Италии.

Данное обстоятельство крайне сковывает военно-морскую активность НАТО в Чёрном море и не позволяет альянсу занимать в этом регионе агрессивную позицию, которой он обычно следует в подобных случаях.

 Попытки западных государств повлиять на Турцию в целях разблокирования проливов успехом не увенчались. Турецкие власти с самого начала СВО обязались строго следовать Конвенции Монтрё 1936 года о режиме Черноморских проливов. И даже при введении общего запрета на проход военных кораблей разрешать отдельным боевым единицам причерноморских стран следовать проливами на свои базы.

«Турция может закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для прохода военных кораблей, однако даже в этой ситуации у РФ будет право использовать их для возвращения флота на базу, – заявил 25 февраля 2022 г. тогдашний министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. – Украина сделала нам официальный запрос [по закрытию проливов для прохода российских военных кораблей]. Положения Конвенции Монтрё предельно ясны и точны… Конвенция Монтрё также предусматривает, что корабли участвующих в войне стран могут возвращаться на свои базы, и это должно быть им разрешено». 

В Вашингтоне и Брюсселе, несомненно, знают об этих «нюансах» и вряд ли не думают о том, как их обойти. Но перспективы изменения политики Турции в отношении проливов не просматриваются даже на отдалённую перспективу, особенно на фоне устойчивой тенденции к дальнейшему ухудшению отношений между Анкарой и «коллективным Западом».

Данная ситуация наверняка может стимулировать западных стратегов и особенно таких творческих личностей, как Тьерри Бретон, непосредственно связанных с военными вопросами, к поиску самых нестандартных решений, одна из которых и была накануне озвучена в формате «европейского авианосца».

Замысел может быть следующим. Поскольку возможности для легального прохода в Черное море крупных сил основных флотов НАТО, в том числе авианосцев, не просматриваются, стоит подумать о строительстве и последующей приписке авианесущего корабля к одной из причерноморских стран НАТО. Не к слишком строптивой Турции, разумеется. Это может быть Болгария, но, скорее всего, Румыния.

Причём в случае с Румынией строительство авианосца за пределами бассейна Черного моря с последующей неизбежной его доставкой к черноморскому пункту назначения может оказаться и вовсе излишним. У Румынии имеются серьёзные судостроительные мощности в районе Галаца и солидный опыт взаимодействия в этой сфере с военно-морскими флотами западных стран, и она вполне может взять на себя миссию по строительству такого объекта. Любопытный и малоизвестный факт: в 2021 году на румынских верфях для ВМС Австралии был построен крупный научно-исследовательский корабль ледокольного класса RSV Nuyina.

«Характеристики судна:

  • водоизмещение— 25,5 тыс. тонн;
  • длина — 160,3 м;
  • ширина — 25,6 м;
  • максимальная осадка – 9,3 м;
  • толщина льда — до 1,65 м на скорости 3 узла;
  • автономность – 90 суток;
  • вес груза – 1,2 тыс. тонн;
  • пассажиры – 117 человек;
  • экипаж — 32 человек».

Выполнение такого крупного и технически сложного заказа свидетельствует о возможностях находящейся здесь верфи нидерландского судостроительного холдинга Damen Shipyards Galati. Его мощности позволяют строить корабли дедвейтом 50 тысяч тонн и больше, что вполне соразмерно авианосцу.

Что касается комплектующих и специфического военно-морского оборудования, которое нельзя произвести на месте, оно может быть доставлено в рамках европейской военной кооперации из других стран ЕС.

Само собой разумеется, несмотря на румынский флаг на борту такого корабля, принцип «Кто платит, тот и заказывает музыку» никто не отменял. И «европейский авианосец» будет выполнять свои задачи в соответствии с теми указаниями, которые будут ему даны из Брюсселя, где, как известно, находится не только штаб-квартира Евросоюза, но и штаб НАТО.

Именно потому, что данный проект потребует самой широкой кооперации европейских военно-промышленных структур, данная тема засветилась на уровне еврокомиссара по вопросам промышленности и обороны Тьерри Бретона. По всей видимости, его ведомство уже находится на стадии практической проработки этой идеи. Которая в случае её реализации может существенно изменить военный баланс в Черном море. Даже в условиях сохранения ограничений Конвенции Монтрё.

ЮРИЙ БОРИСОВ