Факт существования отдельного государства Россия вроде должен был бы констатировать, что мы самобытная общность, желающая жить по-своему. Огромное государственное образование, как бы само разумеющееся, предполагает наличие большого количества взрослых людей, понимающих свои желания и имеющих какие-то национальные традиции, на основании которых вырабатываются национальные цели.

Государство, по своей сути, есть форма национального обособления и интернациональной быть не может. Великие нации никогда не строят интернациональные коммуналки. Интернациональным государство может быть только под воздействием деструктивных идеологий после каких-то трагических событий, перевернувших всё вверх дном.

При постройке государства национальная общность самоопределяется в том числе и в отношении своих соседей. Она чувствует границы своего самобытного ареала и хочет жить своей национальной жизнью в отдельном государстве. Государство как защитный военно-административный обруч ограждает нацию от чужих, не своих. Отделяя своё от чужого, формируются благоприятные условия для более благотворного, свободного развития своих национальных сил, религиозных, культурных, политических, физических и пр.

Что же такое наша Российская федерация?

Состав территории РФ является прямым наследием коммунистического прошлого. Правящая партия большевиков нарезала как внешние, так и внутренние границы для РСФСР, исходя из совершенно идеологизированной посылки —  максимально удовлетворить национальные меньшинства, создав для них территориальные ареалы развития. Проповедуемый коммунистами интернационализм имел форму жёсткой позитивной дискриминации русского населения.

РСФСР не была государственным образованием для русского народа. РСФСР была сложной многонациональной федерацией внутри многонациональной федерации СССР и также состояла из национально нарезанных республик для национальных меньшинств, которых решили не выделять в союзные национальные республики.

Проявление всякой русскости в СССР было объявлено «великодержавным шовинизмом» или «великорусским национализмом». Русские проходили по разряду «имперских эксплуататоров», «нации угнетательницы», которая должна была отдавать некие долги национальным меньшинствам за многовековую имперскую «эксплуатацию». Верхние русские слои были уничтожены. А многомиллионная крестьянская русская толща была жестоко эксплуатируема в колхозах и уничтожаема периодически происходившими массовыми голодами.

 

Переучреждение РСФСР в Российскую Федерацию

Как самостоятельное общество, мы отделились от соседей в суверенное государство Российскую Федерацию в результате развала Советского союза (1991).

Процесс был малосознательным, партийные номенклатуры союзных государств просто разделили между собою большую федерацию СССР, проигравшую в холодной войне.

Разгоревшиеся сепаратизмы внутри бывшего РСФСР чуть не разорвали федерацию на ещё более мелкие национальные образования.

При переучреждении из РСФСР  Российской Федерации меньше всего думали о формировании какого-то преемства с дореволюционной русской государственностью. Вопросы кто мы, чем отличаемся от соседей и что хотим у себя внутри культивировать, просто не стояли.

Появление Российской Федерации произошло как бы вынужденно — другие союзные советские республики разбежались. И РСФСР по факту сепаратистских процессов, усилиями местной элиты переучредилась в Российскую Федерацию.

Действительно, к 1991 году народу надоела руководящая роль КПСС, но что бы он хотел культивировать в себе самом и в окружающем мире, он не знал. Последовавшая за коммунистами, руководящая роль демократов (в большинстве своём бывших теми же коммунистами) надоела ещё быстрее.

Разочарование в демократах должно было бы привести к выводу о непригодности демократии и самого формата республики для России, её культурно-исторического содержания. Но жизнь пошла более сложным, окольным путём. Часть общества, самую советскую, разочарование в демократах, погрузило в сколь банальное, столь и не реальное желание «вернуться» в свою молодость, в некий выдуманный Советский союз без КПСС, где солнце было ярче, небо синее, а девушки красивее…

 

Подморозка Путина и отсутствие ответов на вопросы

Ситуацию подморозил приход Путина. Он провёл некоторые военно-спасательные мероприятия на Кавказе и попытки коррекции внутренней политики (уход от договоров с национальными республиками, коррективы Конституции и др.) Но не разрешил до конца ситуацию с самоопределением: кто мы, что строим и куда идём?

Собственно, ответов на эти вопросы и не могло появиться без подготовительной работы над ошибками. За тридцать лет так и не было проведено глубокой и серьёзной ревизии периода 1917–1991 гг. с осмыслением революции, идеологии и практики коммунистического периода.

Бесплодные попытки сделать вид, что между православными Государями и марксистскими большевиками нет никакой разницы, что республика может наследовать и продолжать дело империи отражают банальное нежелание разбираться со своей жизнью. Всё это предлагают без всякого осмысления одинаково уважать и считать единой и неразрывной отечественной историей. Такой вроде бы «снимающий» все споры подход на самом деле отменяет или радикально запутывает ответы на вопросы: кто мы, что строим и куда идём?

Наряду с этим в обществе есть потребность в сильной власти, и желание воссоединения отторгнутых территорий есть. Но всё это происходит спонтанно, бессознательно. А от этого любое действие государства и общества в одну сторону сочетается с движением в противоположную. Бессознательное метание продолжается сочетать республику с империей, сильную власть с демократией, просемейную политику с ювенальной юстицией, самоопределение государствообразующего русского народа с многомиллионной среднеазиатской и закавказской миграцией. Восстановления Российской Империи не происходит, мы держимся за просоветскую федерацию и многонациональный народ при наличии активной внешней политики, появлении в Конституции Бога, государствообразующего народа, приоритета и просемейных поправок.

При такой непоследовательности и желании угодить (воображаемым) всем мы больше похожи на осколок СССР (РСФСР) федеративностью, с её постоянной беременностью сепаратизмом, вариантами искусственного интернационализма (российский народ как уменьшенная и деидеологизированная калька с советского народа), с продолжающимся ущемлённым состоянием государствообразующего, но не правящего (господствующего) русского народа.

 

Мировоззренческие противоречия 

Как в период перестройки, сегодня господствует гипертрофированный, конфликтный мировоззренческий плюрализм, который губителен не только для сознания людей, но и для общества, в котором они живут. Противоположные взгляды, нерешительность власти, не верящей до конца в свою устроительную миссию, не дают нам определиться, в какую сторону будет развиваться Россия. Возвращаться в СССР 2.0, восстанавливать Российскую Империю или вновь пробовать построить на своих территориях какие-нибудь варианты западных социальных конструкций — варианты, которые одновременно гуляют в коридорах нашей власти и в головах наших сограждан.

Идеологические зазоры или, лучше сказать, ямы, мировоззренческие противоречия между социальными союзами: церковью, государством, нацией, социальным слоем, семьёй и личностью, — разрывают цельность русского существования.

Как может, например, появиться массовая многодетная семья без религиозно-нравственного её понимания? Рождение детей при наличии всевозможных контрацептивов и разнообразии в подходах к необходимости семьи как института, при таком положении дел в реальности будет снижаться. Прорыв может быть только при цельном религиозном сознании.

Какое может быть представление о государстве в обществе, где одинаково существуют традиционно-имперские, западно-либеральные и советско-коммунистические представления о развитии этого социального института? И все остальные представления о социально значимых институтах находятся примерно в таком же туманно-шизофренированном состоянии.

Современная Россия могла бы быть значительно более сильным государством, если бы её власть и её граждане разрешили для себя те мировоззренческие противоречия, которые тормозят её движение в будущее. Без интеллектуальной и духовной работы, сложной, требующей гражданского мужества, общество не способно будет развиваться. Нельзя одновременно культивировать в общественном организме болезни (революцию, социализм, Сталина, аборты) и здоровый образ жизни (Православие, Империю, социальную солидарность и семейственность).

Мы как незадачливые алкоголики, с одной стороны, уверяем себя, что всегда сможем бросить пить («лимит на революции исчерпан»), будем культивировать традиционные ценности (принятые государством новые концепции), а с другой —  оставляем у себя памятники революционерам, поощряем сталинистов, завозим миллионы мигрантов, торгуем контрацептивами и делаем аборты.

Если не убрать эту противоречивость в наших мыслях и государственных поступках, то мы погубим Россию и самих себя.

 

Автор: Михаил Смолин