ФОТО: PETROV SERGEY/NEWS.RU VIA GLOBALLOOKPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS

Госдума озаботилась проблемой массовой шринкфляции в России. Анонимные рейды в магазинах показали, что вес фасованных продуктов продолжает стремительно уменьшаться. При этом дизайн упаковки практически не меняется. А всё ради того, чтобы не пугать покупателей растущими ценами. Нас обманывают практически все производители. Кто позволил воровать у народа и можно ли с этим бороться?

Хитрость с уменьшением веса товара придумал гений. Как замаскировать рост цен и при этом повысить продажи? Фасовать продукты в меньшую упаковку! Если разница небольшая, её мало кто заметит. Поэтому вместо честного литра молока или растительного масла производители разливают 900 мл, вместо килограмма гречки, риса или пшена фасуют 800 г, а вместо 200 г сливочного масла или сыра делают пачки весом 170–180 г.

И мы к этому уже привыкли. У явления даже появилось своё название – «шринкфляция». Некоторые экономисты используют русифицированный термин «сжимфляция» или даже «даунсайзинг».

Виноват Центробанк

Почему так происходит? Всё довольно просто. Когда власти требуют от производителей и торговцев держать цены на определённом уровне, то есть вводят потолок цен, те начинают уменьшать объём содержимого, ведь на это никаких ограничений нет.

В результате цены на какое-то время удаётся сохранять на заданном уровне. Но потом инфляция, организованная Центральным банком, всё-таки вынуждает производителей и торговцев повышать цену. Это и есть шринкфляция – меньше товара за большее количество необеспеченной бумажной валюты,

– пояснил Царьграду экономист Александр Лежава.

В России шринкфляция известна ещё со времён Первой мировой войны, когда также вводился потолок цен (такса) на различные товары: хлеб, мясо и прочее. Так что ничего нового в этом нет.

В новейшей истории этот приём взяли на вооружение многие производители в период экономического кризиса 2008–2010 годов. Они стали уменьшать объём упаковки. Майонез с тех пор «похудел» с 450 до 400 г, сгущёнка – с 400 до 380 г, сметана – с 350 до 315 г, фруктовый сок – с 0,5 до 0,485 л и так далее.

Одними из первых неприятное открытие сделали любители пива, когда поллитровая бутылка вдруг «сжалась» до 450 мл. Разница вроде небольшая, но неприятная. Затем возмутились хозяйки, которым стало не хватать веса одной упаковки продукта для приготовления блюд.

Стандартная пачка сливочного масла «похудела» до 170–180 г. И если в рецепте сказано про 200 г масла, то надо покупать сразу две пачки. А это уже повышение продаж – хитрость, от которой выигрывает производитель. Товара в упаковке меньше, цена прежняя – в дураках в итоге только покупатель.

Депутаты волнуются

Проблема не новая, но только сейчас ею заинтересовались на государственном уровне. О массовой шринкфляции заявил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.

С 1 по 18 июля во всех районах Москвы прошли массовые анонимные рейды по популярным сетевым супермаркетам. Эксперты проверили 122 торговые точки и подтвердили, что шринкфляция стала обыденным явлением. В 87% случаев молоко было расфасовано в ёмкости объёмом 925–950 мл. Причём такая упаковка визуально никак не отличается от продукции производителей, которые разливают честный литр молока.

Хитрят и бакалейщики: в 97% случаев гречка, рис, пшено и овсяные хлопья продаются в пакетах по 450 и 900 г вместо 500 и 1000 г соответственно. Вес и объём продукции указан таким мелким шрифтом, что эту информацию мало кто видит.

За неправильную булку – голову с плеч!

Казалось бы, решить проблему очень просто – зафиксировать законодательно единые стандарты упаковки продуктов питания. Однако до сих пор в России этот момент отдан на откуп самим производителям.

Почему это разрешают? Вопрос надо задать депутатам и министрам. Отрегулировать это можно. В Средние века города жёстко следили за размером и качеством выпекаемого хлеба. Были стандарты, и если пекари их нарушали, то за это они могли головы лишиться. Городские власти категорически не хотели, чтобы озлобленный народ поднял их на вилы,

– напомнил Александр Лежава.

По словам эксперта, экономически производители особо ничего не выигрывают на шринкфляции, так как растут затраты на закупку сырья, упаковки, производство и так далее. Однако в денежном выражении продажи растут, и речь идёт о миллиардах рублей, вынутых из карманов покупателей.

Что дальше?

Почему разрешают воровать у народа? Экономисты сходятся в одном: можно принимать какие угодно регламенты, но чтобы они работали, нужно, прежде всего, менять финансовую систему страны. В ней должны циркулировать обеспеченные деньги, которые надо заработать, а не нарисовать в произвольных объёмах.

Так что принимать какой-то закон или регламент в нынешней ситуации попросту бессмысленно. Если производство товара окажется ниже себестоимости, его либо просто перестанут выпускать, либо продолжат, но продавать будут на чёрном рынке по рыночным ценам. А все сверхдоходы получат спекулянты.

Поэтому пока имеем что есть – покупатель платит дважды. На бумаге цены вроде бы зафиксированы, но в магазине приходится раскошеливаться сразу на две упаковки.

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ