До СВО многим казалось, что Йенс Столтенберг уже рисует дембельский альбом, но оказалось, что этот функционер для США незаменим

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, несмотря на тяжёлую ситуацию внутри альянса и значительное падение авторитета блока, продолжает излучать оптимизм. Может, потому, что Североатлантический союз буквально жить не может без 64-летнего норвежца. Недавно его полномочия были пролонгированы уже в четвертый раз – до октября 2024 года.

Когда в Европе царил мир, западные лидеры утешали себя мыслью, что НАТО это грозный монстр, готовый устранить любую опасность. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что особых испытаний на его долю не выпадало. Нельзя же назвать таковыми бомбардировки Афганистана, Ливии, Югославии или даже вторжение в Ирак. Там солдаты альянса просто упивались своей безнаказанностью.

Конфликт на Украине раскрыл глаза идеалистам – евро-атлантический оборонный щит НАТО вовсе не идеал. Русская армия успешно справляется с вооружением, которое Запад поставляет Украине. Да и единство в рядах альянса трещит по швам. Недавний саммит Североатлантического блока это наглядно доказал.

«Русская угроза» заставила членов альянса спрятаться за потоками слов различной тональности – от заискивающих до визгливых. В очередной раз все убедились, что в НАТО властвует США. Американцы действуют с максимальной выгодой для себя, и в какое болото этот Сусанин заведет Европу, никому не ведомо. Былой покорности в НАТО уже нет: Венгрия, Турция, Франция проявляют строптивость, приводящую к отсутствию консенсуса по ключевым вопросам.

Зонтиком от невзгод выступает испытанный помощник Вашингтона, худощавый господин с холодным взглядом из-под тонких очков. Фирменный стиль генсека НАТО – агрессивные высказывания в адрес России. Он держит на коротком поводке Киев, баюкает Украину сладкими сказками на ночь, изредка потчуя мясом. А на недавнем саммите альянса в Вильнюсе скормил заплесневелый сухарик, ведь ей, как оказалось, ещё невесть сколько торчать в приёмном покое НАТО.

Столтенберг – личность, безусловно, неординарная, с багажом пёстрого прошлого, которое стоит слегка перетряхнуть, чтобы понаблюдать за эволюцией его сознания.

Отец Йенса Торвалд был лидером правящей Народной рабочей партии Норвегии, входил в стортинг (парламент), получал министерские посты – министра обороны и руководителя МИД. Супруга Карин мужу под стать – руководила внешней торговлей страны, позже курировала работу министерства по социальной политике.

А вот молодой Столтенберг, типичный выходец из богатого, респектабельного семейства, заразился бунтарством. Впрочем, этому поспособствовала экспансивная сестра Камилла, активистка леворадикальной организации «Красная молодежь». Когда Йенсу было всего пятнадцать, он подался к оголтелым левакам. Был он длинноволос, худ, взъерошен, как и его мысли. Участвовал в протестных акциях, выходил на демонстрации против войны США во Вьетнаме. Во время одной из них разгорячённые ребята и девчонки, не удовлетворившись лозунгами и призывами, стали бросать камни в американское посольство. В дело вмешалась полиция и Йенса едва не «повязали». Помогли быстрые ноги.

Когда-то взбалмошный парень мечтал где-нибудь устроить революцию и стать Че Геварой или на худой конец Троцким. Но с годами остепенился: постригся и причесал не только волосы, но и мысли. Впрочем, дух протеста ещё долго клокотал в глубинах его бессознательного.

Закончив экономический факультет университета в Осло, Йенс не стал работать по специальности, а стал журналистом. Любопытно, что в газете Arbeiderbladet будущий генсек альянса писал пылкие политические статьи, в том числе призывающие власти Норвегии выйти из «агрессивного блока НАТО». Столтенберг был ярым пацифистом. Изменил свои взгляды он значительно позже.

Благодаря публикациям Йенс обрёл известность. На него обратили внимание не только читатели. Резиденты КГБ из советского посольства, как раз в тот период, когда он возглавил Молодежную рабочую лигу, решили Столтенберга завербовать. Сын известного политика считался крупной рыбой – через Йенса можно было узнать, о чём говорит на кухне его отец Торвалд, министр иностранных дел страны-члена НАТО. Чекисты взяли парня в разработку, присвоив ему псевдоним Стеклов.

Агент КГБ «случайно» познакомился с Йенсом на художественной выставке. Они разговорились, оказались родственными душами. Начали встречаться в старинной таверне Осло «Строторвет». Пили аквавит – норвежскую водку, закусывали солёными креветками и разговаривали обо всём на свете. В общем, стали хорошими приятелями, почти друзьями. Потом русский признался, что он агент КГБ и предложил сотрудничество – разумеется, за деньги. Столтенберг рассказывал, что возмутился и отверг предложение.

Но есть версия, что он соглашался работать на Советы, но не официально, без вознаграждений, а по «зову сердца», как многие левые. В то время в голове Столтенберга еще тлели социалистические идеи.

В 90-х годах начался взлёт Столтенберга по номенклатурной линии – он стал депутатом стортинга. Возглавлял министерства по делам торговли и энергетики, затем финансов. Дважды был премьер-министром и поднаторел в политических играх. Йенс пытался заполучить пост в третий раз; затеял необычную рекламную кампанию, на время которой стал водителем такси, чтобы общаться со своими избирателями. По норвежскому телевидению крутили видеоролики, на которых «таксист» Столтенберг крутил баранку старого «мерседеса» и оживлённо беседовал с пассажирами. Казалось, все замечательно, но вскоре выяснилось, что люди в такси были актёрами. Спектакль был сорван, и Столтенберг, уличённый в «воровстве на доверии», тогда проиграл.

В бытность его премьерства он как будто неплохо относился к России. Выступал за отмену визового режима между нашей страной и скандинавскими странами. В 2010 году Москва и Осло подписали соглашение об упрощённом пересечении границы для жителей приграничной территории и заключили договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море. Прекратился территориальный спор между двумя странами, который длился с 1978 года.

Инициатором назначения Столтенберга на пост генсека НАТО стала Ангела Меркель. Канцлеру Германии понравилась манера общения и умение вести переговоры. Американцы, а потом и британцы, подумав, согласились. После них никто не стал возражать.

Со Столтенбергом Меркель прогадала. В свое время норвежец ответил ей чёрной неблагодарностью, вылив на голову канцлерин поток критики. Зато американцы стали его лучшими друзьями. С момента избрания и до сих пор он поддерживает линию США. Особенно это важно для Вашингтона сейчас, когда стены альянса сотрясаются от противоречий. Столтенберг, как может, их поддерживает. Другому такая задача, возможно, оказалась бы не под силу.

«Столтенберг в глазах США — квалифицированный посредник. Именно по этой причине он и стал их окончательным и самым простым выбором, – утверждает китайский военный эксперт Сун Чжунпин, – Столтенберг твердо придерживается политической позиции США в российско-украинском конфликте. Он прикладывает все усилия для координации военной и финансовой помощи Украине, втягивая в это 31 государство НАТО и даже страны, не входящие в Североатлантический союз, такие как Япония, Южная Корея и Австралия».

Тем не менее назывались имена других потенциальных кандидатов на пост генсека НАТО. Это премьер-министр Дании Метте Фредериксен и министр обороны Великобритании Бен Уоллес. Но оба политика не подошли Вашингтону.

Поговаривали, что у Байдена в фаворе председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Однако у президента США возникли опасения из-за её давних разногласий с министерством обороны Германии. Но, пожалуй, главное, что она удивительно некомпетентна и была негласно признана одним из худших глав оборонного ведомства за всю историю ФРГ. Специальность Урсулы врач-гинеколог, из её успехов на новом поприще можно отметить лишь немалое количество поводов для язвительных шуток в бундесвере. Более того, дер Ляйен проходила по делу о неэффективном расходовании бюджетных средств и провалах новых проектов в оборонной сфере. Но её каким-то образом «отмазали» и вскоре водрузили на другой высокий пост. Однако и на должности председателя Еврокомиссии дер Ляйен проявляет себя далеко не лучшим образом – её неразборчивость в средствах, упрямство и одержимость накаляют международную обстановку и наносят экономический урон странам ЕС.

Выходит, что с кадрами в Североатлантическом альянсе сущая беда, и Столтенберг на посту его генсека пока не заменим. Впрочем, это мнение сугубо американское. Другие члены НАТО могут думать иначе. Но они вынуждены молчать.

ВАЛЕРИЙ БУРТ