© БАРАНОВ ВЛАДИМИР/GLOBALLOOKPRESS

Практически в ежедневном режиме сообщается о росте цен на тот или иной товар или о предстоящем повышении тарифов. Ситуация на финансовом рынке стала настолько волатильная, что бизнес пытается заложить в конечную стоимость рост постоянных и переменных издержек.

Ключевым фактором во всей этой неопределённости становится, как это ни странно прозвучит, государство. Точнее, решения тех чиновников, которые в России отвечают за это направление. Более того, они функционально обязаны обеспечивать предсказуемость и долгосрочность своей политики. В реальности всё с точностью до наоборот. Именно государственные органы власти провоцируют кризисные явления: сокращение инвестиций, падение доходов и покупательной способности, бегство капитала и создание ситуации тотальной неопределённости. Самые яркие примеры – это девальвация рубля и беспрецедентное бегство капитала. Рубль стал худшей валютой в мире, а из России только за один минувший год было выведено за границу более $240 млрд.

«Курс рубля укрепился год назад по той причине, что президент восстановил обязательную продажу валютной выручки. Ведь курс формируется за счёт валюты, которая приходит от экспорта на рынок. Но не вся валюта, которую экспортёры зарабатывают, идёт на рынок, они значительную часть валюты держат за рубежом, в том числе уводят в офшоры, – объяснял в эфире Царьграда академик РАН Сергей Глазьев. – Так вот, прошлый год оказался рекордным с точки зрения вывоза капитала. 240 млрд долларов практически составил вывоз капитала, который полностью съел положительное сальдо торгового баланса. То есть вместо того чтобы продавать валюту на рынке, Центральный банк исподтишка начал постепенно дезавуировать указ президента. Если вначале было написано в указе 80 процентов – обязательная продажа валютной выручки, то шаг за шагом они эту норму нивелировали и потом дали понять экспортёрам, что можно вообще валюту не возвращать в страну, можно держать её на счетах за рубежом. Всем понятно, что это риски. Центральный банк как регулятор отвечает за эти риски, но вместо того чтобы сказать экспортёрам: возвращайте всю валюту в страну, здесь надёжнее и вообще вы это обязаны делать для макроэкономической стабильности – они, наоборот, дают возможность не возвращать. Держите её (валюту. – Ред.) за рубежом, ваша валюта тут не нужна, она слишком сильно давит на повышение курса рубля. Так вот, нынешняя девальвация – это прямой результат политики Центрального банка по прекращению обязательной продажи валютной выручке экспортёрам, всё очень просто».

Потоки капитала в отечественной экономике – это яркая иллюстрация того, как даже не через офшоры, а в открытую выводят деньги из России. Это яркий пример того, как в рамках – вдумайтесь (!) – ныне действующего законодательства можно грабить страну. Пилить Россию, распродавать её оптом и в розницу, и всё на законных основаниях.

Чиновники и олигархи превратили Россию в страну, где существует одноканальный валютный поток – отсюда за бугор, в офшоры и слепые трасты. Как оказалось, русофобские санкции этому распилу не помеха. Сотни миллиардов долларов как уходили из России, так и уходят. Смогут ли чиновники и стоящие за ними валютные воротилы узаконить свой произвол или всё-таки разум победит, покажет самое ближайшее время. К сожалению, надежда минимальная.

ЮРИЙ ПРОНЬКО