Президент Белоруссии Александр Лукашенко 10 июля 2023 года отметит 29 лет своего первого избрания главой государства. Тогда, в далёком 1994 году, он, только набирающий известность экс-директор совхоза, а раньше пограничник и вохровец, во втором туре набрал 80,1% голосов и победил.

Как говорится, «вставил» действующего главу правительства республики Вячеслава Кебича, от которого получил в наследство шикарную фразу о том, что демократия – «это самое паршивое, что только можно придумать». С этим убеждением он и правит три десятка лет, соблюдая тем не менее демократические процедуры и проводя все выборы в положенный срок.

Сейчас Лукашенко, похоже, опять чувствует себя на коне и приступил к очередному туру игры на повышение собственных ставок и роли Белоруссии в современном мире. Он опять предлагает себя в качестве действенного и успешного, главное – трудно заменимого посредника в улаживании самого кровопролитного конфликта в Европе – спецвоенной операции (СВО) России в Украине по приведению последней в адекватное состояние. И, разумеется, канала связи между противоборствующими сторонами.

При этом Лукашенко пользуется самой шикарной привилегией, которой сегодня нет практически ни о кого из лидеров, имеющих отношение к СВО или к переделу сфер влияния в мире, проявлением которого и является указанная спецоперация, — он может говорить правду. Тоже относительную, конечно, но самую близкую к реальности.

И на встрече с белорусскими и зарубежными журналистами 6 июля 2023 года он сделали три заявление, которые не только напрямую касаются его странны, России, с которой Белоруссии составляет единое союзное государство, Европы и мира, но и отражают реальную картину происходящего и прогноз на будущее.

Во-первых, он констатировал «похороны» однополярного мира с США в качестве единоличного гегемона. «Мы уже не живем по законам, международным правилам. Мы сегодня даже не живем по понятиям. Правил никаких, понятий нет. Мир разрушен, миропорядок тоже. Благодаря тем играм, которые затеяли крупные страны нашей планеты. Если говорить очень мягко.., нас ждет, абсолютно в этом убежден, уход в небытие однополярной системы. Появляется многополярность. И этот процесс уже не остановить. Не остановить ни мирным, ни военным образом. Если появляется настоящий порядок, основанный на многополярности, то это совсем иная конфигурация, которая обеспечит совершенно серьезную устойчивость нашей планеты, которая будет опираться на много точек опоры», – сказал он.

И наряду с США, ЕС, Китаем и Индией, к которым должны подтянуться Латинская Америка и Африка предложил постсоветскому пространству во главе с Россией и, ясное дело, Белоруссией стать одной из таких точек. Не констатировал, что Россия – уже такая точка, а только предложил ей стать таковой. Чувствуете нюанс? Ну и ладненько. И кому надо, тоже почувствовали…

Во-вторых, он признал возможность перерастания СВО в планетарный ядерный конфликт, который уничтожит человечество. «Войну можно закончить нанесением ядерного удара по Украине, – вполне возможно, но не нужно. Президент Путин несколько раз заявлял, что применять ядерное оружие, даже ограниченных возможностей, – тактическое ядерное оружие, – такой вопрос даже не стоит», – сказал он. Но тем не менее страшно гордился тем, что разместил на территории своей страны ядерное оружие России, что должно послужить инструментом сдерживания агрессии против Белоруссии и «включить» мозги потенциальных агрессоров на коллективном Западе в лице довольно сильно сбрендивших лидеров Польши и стран Прибалтики.

Мир, построенный на балансе взаимных сдерживаний и противовесов – вот предел мечтаний Лукашенко. Тот мир, в котором его Белоруссии никто не будет угрожать. «Пока мы не уравновесим планету (а уравновесить можно, только создав определенные противовесы, как это было в свое время, когда был Советский Союз), пока мы этого не сделаем, до тех пор они будут чудить. И это будет превращаться в гибель тысяч и тысяч, миллионов людей», – сказал он.

В-третьих, Лукашенко фактически констатировал поражение Украины и победу России в СВО. Потому что провалился нынешний так называемый украинский контрнаступ, а на второй такой же у Украины не остается уже ни сил, ни времени. «Если Россия будет действовать в соответствии с классикой ведения военных действий, никакой победы у украинцев не будет. …Опасность заключается в том, что если они бросят сейчас, перед 11 июля, чтобы продемонстрировать своим покровителям свою мощь, лучшие подразделения в бой, они окончательно похоронят украинскую боеспособность. Они перемелют там все. Тогда из той точки, где они атакуют сейчас, чтобы отрезать сухопутную дорогу на Крым, разрубить южную группировку, как только они перемелют здесь свои войска, Россия нанесет контрудар, а защищаться будет уже украинцам нечем. Они отрубят Украину полностью и от Черного моря, и от самых хороших, выгодных, ценных для Украины территорий. Вот над этим надо подумать. …Для них будет потом очень опасен контрудар по югу Украины до Приднестровья. И тогда с государственностью Украины вопрос будет решен», – довольно пространно, но стройно и логично объяснил Лукашенко.

И предложил всем – не только Киеву, но и его западным кураторам – не выпендриваться, а признать это. Равно как и признать, что Украина никогда не вернет назад потерянные земли, а следовательно, должны признать Крым и Новороссию российскими землями и готовиться к переговорам о мире уже осенью этого года. Чтобы спасти остатки государственности и территорий. «Сегодня нужно одуматься. Пока на столе пакет переговоров, целый пакет вопросов, по которым можно договориться. Завтра это будет невозможно. Сегодня с Украиной можно разговаривать и достигать каких-то мирных соглашений. После так называемого контрнаступа ситуация изменится, и захотят ли с тобой разговаривать? Надо сейчас остановиться. Уже много плохого сделали. Погибло много людей. Но может же быть хуже. Поэтому надо остановиться сейчас, сесть за стол переговоров. Без предварительных условий. И там уже определяться территории, безопасность, будущее Украины, Беларуси и России. Все мы должны решить за столом переговоров. Это зависеть должно от Беларуси, Украины и России. Но меньше всего от США. Они далеко. Они понимают, что здесь происходит, но это вроде не их война. Поэтому мы должны решать здесь эту проблему», – сказал Лукашенко.

И, ясное дело, Лукашенко то ли сознательно, то ли специально сильно слукавил, когда говорил о невмешательстве США в будущие переговоры. Именно Вашингтон сегодня гонит Украину в контрнаступ, потому что хочет, стоя за спиной киевских переговорщиков, начать возможные переговоры о мире с позиции силы, для чего и нужен успех кровавых атак ВСУ на российские позиции.

И Лукашенко сейчас, повторюсь, занят своим любимым делом – хочет сохраниться сухим и сохранить сухой свою страну, двигаясь меж бурных потоков, которые льются на них со всех сторон. Предлагая себя в роли посредника, он, с одной стороны, повышает собственное реноме самостоятельного политика в этом бурном мире. Только сильный и самостоятельный политик может быть гарантом и надежным бенефициаром достигнутых договоренностей, которого не тронут с двух сторон.

Лукашенко сегодня – это канал связи между Западом и Россией. И тут очень сильно помогла ситуация с так называемым мятежом ЧВК «Вагнер» и его лидером Евгением Пригожиным. Лукашенко смог помочь разрешить эту проблему мирно и гарантировал России мир, ВЧК и Пригожину – жизнь и уход от уголовной ответственности, а своей стране – несколько десятков тысяч надежных защитников, которые в сочетании с ядерным оружием России делают Белоруссию практически неуязвимой для агрессивных соседей. ВЧК «Вагнер», боеспособная и выученная в боях армия, например, страны Прибалтики «успокоит» и даже не заметит, если возникнет такая необходимость. Польши в меньшей мере, но это тоже касается.

С другой стороны, Лукашенко подтверждает свой статус надежного и верного союзника России. И в рамках союзного государства, и вообще в нынешнем бурном геополитическом раздрая. Выступая посредником и переговорщиком от имени России, Лукашенко теперь и:

— получает большую свободу маневра на раздираемом внутренними противоречиями Западе (все-таки он – не президент России Владимир Путин);

— успокаивает Украину, предлагая воспользоваться его посредничеством и приглашая ее на переговоры и гарантируя их безопасность;

— гарантирует России выполнение союзнических обязательств, если Киев не придет на переговоры, а продолжит свои агрессивные действия.

Что бы и кто бы ни говорил, а от Белоруссии до центра Киева расстояние составляет по разным маршрутам от 100 до 200 километров. Это дистанция одного разумно проработанного и подготовленного марша или броска. А ЧВК «Вагнер» умеет это делать.

И только одно это – необходимость ВСУ учитывать возможный второй белорусский фронт – уже вольно или невольно помогает российским войска на полях СВО, потому оказывает дополнительное давление на Киев тем, что оттягивает силы для сдерживания, держит в напряжении ретивых западных агрессоров и т. д. и т. п.

Но, конечно же, главное то, что сегодня Бацька – миротворец, связующее звено, третейский судья, арбитр, что уважаемо и востребовано в беспокойном мире. И сегодня он рассчитывает на признание своих заслуг хотя бы со стороны ругающих его журналистов. «Вы должны уже извиниться передо мной. Никакой я не диктатор. А если и диктатор, то не последний. Я работаю, а не властвую. Так решил народ. И я сделаю все, чтобы у Беларуси была своя судьба. Власть не дана для того, чтобы она валялась в грязи», – сказал Лукашенко, обращаясь к своим визави из медиа.

Журналисты с ним, конечно, поспорят. Но очень за большие деньги…

Владимир Скачко