По поводу недавних событий высказались уже практически все. Из политического забытья вылезли даже фигуры, которые, казалось, ушли от нас навсегда. Так, свои пять копеек решился вставить один известный любитель пространных опусов, графоманских стихов и мутных договорняков с украинскими олигархами — некто Сурков.

По мнению Владислава Юрьевича, которое, по своему обыкновению, он выразил в форме эдакого послания urbi et orbi, в России нельзя иметь «Частную армию» ровно по тем же причинам, почему не может быть, скажем, частных атомных станции. Нечего передавать столь взрывоопасный, в прямом смысле слова, ресурс в частные руки. Да и вообще, исторически ЧВК появлялись на Руси только в период Смуты и Гражданской войны, а нам сейчас ни то, ни другое категорически нежелательно.

На реплику Суркова тут же отозвался философ, политтехнолог и волонтёр Алексей Чадаев, заметивший, что чего-чего, а различных «ЧВК» в многовековой истории России было предостаточно и, как правило, они служили на благо государства, а не во вред ему.

Начиная от ЧВК «Варяг» Рюрика, которая, как ни крути, стояла у истоков русской государственности, и заканчивая казацкими ватагами под предводительством славных атаманов Ермака Тимофеевича, Ерофея Хабарова и Семёна Дежнёва, расширивших пределы нашей державы аж до края света.

Но Бог с ней с историей. Она, как известно, отличается тем, что всё равно никого ничему не учит. Вернёмся к делам нынешним.

Давайте по-честному, в современных условиях никакой ЧВК в нашей стране без высочайшего на то соизволения возникнуть бы не могло. Собственно, президент России Владимир Путин вчера сам это подтвердил, рассказав о том, за чей счёт содержалась якобы «частная» военная компания «Вагнер».

«Содержание всей группы „Вагнер‟ полностью обеспечивалось государством. Из Министерства обороны, из государственного бюджета мы полностью финансировали эту группу. Только с мая 2022 года по май 2023 на денежное содержание бойцов и стимулирующие выплаты государство выделило „Вагнеру‟ 86 млрд 262 млн рублей. Из них денежное содержание — 70 млрд 384 млн, стимулирующие выплаты — 15 млрд 877 млн, страховые выплаты — 110 млрд 179 млн», — отметит Верховный главнокомандующий.

«86 млрд рублей» — это по нынешнему курсу где-то в районе миллиарда вечнозелёных долларов США. Кругленькая сумма, ничего не скажешь, и всё это оплачивалось из госбюджета. Ну а раз так, то, значит, до определённого момента всех всё устраивало. И стоит отметить «музыканты» принесли немалую пользу Отечеству, как в своих африканских турне, так и участием в боевых действиях в Сирии (именно «Вагнер» брал Пальмиру, а вовсе не подразделения МО), и в Донбассе, задолго до их недавних подвигов в Соледаре и Бамуте.

И даже если неожиданные откровения Путина выглядят, скорее, как некая обида лично на Пригожина, мол, мы тебя кормили, а ты руку дающего покусал — факт остаётся фактом: эту «бабу ягу» мы воспитали в собственном коллективе. Это раз.

Второе, сам по себе концепт существования «ЧВК» никак не противоречит принципу монополии государства на насилие. Существуют же в тех США частные военные компании, и ничего. Если не обращать внимания на фантазии голливудских сценаристов, то ни знаменитая Academi (бывшая Blackwaters), ни подобные ей организации никак не влияют на внутриполитическую жизнь Соединённых Штатов.

То есть вооружённые силы государства и ЧВК сосуществуют вполне успешно, но ровно до тех пор, пока «частная» армия не становится инструментом разборок внутри элиты, с чем, собственно говоря, мы и столкнулись в эти дни.

Третье. Попытка выставить бутовщиков (по крайней мере, их руководящий состав, на чём уже неоднократно делался акцент в речах самого президента) как эдакое абсолютное Зло, предавшее свою страну, и одновременное причисление к «стороне Добра» всех тех, кого Пригожин объявил «врагами Отечества», вне зависимости от их реальных заслуг или провинностей — глубоко ошибочная практика, которая позволяет замылить ситуацию и не разбираться в глубинных причинах произошедшего.

Даже не мятежа как такового или противоречий между лично Пригожиным и лично Шойгу, а в том, почему реакция народа России на бунт оказалась не столь однозначной, как нас пытаются убедить. Да, мятеж сам по себе не нашёл поддержки у наших граждан, но и воспринимать «вагнеров» как врагов народ не стал.

Да, и как можно считать врагами тех, кто принёс нам первые ощутимые успехи за последние полгода. Кто после глубочайшего кризиса и разочарования ситуацией под Харьковом и вокруг Херсона, ставших следствием как раз стратегических просчётов Минобороны, подарил нам повод для гордости и радости от побед русского оружия.

Но вместо этого российские власти приступили к традиционному награждению непричастных и наказанию невиновных. Первый акт этой пьесы мы видели вчера на Соборной площади Кремля. По поводу второго — с утра поползли нехорошие слухи о чистках в МО. Нехорошие потому, что под каток репрессий вместе с мздоимцами и казнокрадами могут попасть и отличные боевые командиры и военачальники только лишь по признаку «хороших отношений с Пригожиным».

Этой застарелой болезнью российской бюрократической системы уже решили воспользоваться наши западные «партнёры». В тамошнюю прессу пошёл слив информации о якобы причастности генерала Суровикина к мятежу. Стоит отметить, что удар нанесён грамотно и вовремя. Не секрет, что нынешняя линия обороны в Запорожской и Херсонской областях, о которую уже практически сточили зубы ВСУ, создавалась под руководством именно Сергея Владимировича, потому-то и прозвали её в честь генерала «линией Суровикина».

«Генерал Армагеддон», как его величают наши враги — один из наиболее решительных и грамотных военачальников ВС РФ, и конечно, избавиться от него — было бы крайне удачным поротом для Пентагона и командования ВСУ.

Ситуация очень неприятная и до боли напоминает легендарную «папку Бенеша», якобы подсунутую высшему руководству СССР германской разведкой, на основаниях которой, как говорят, Сталин принял решение расстрелять маршала Тухачевского, обвинив того в связах с Третьим Рейхом.

На самое главное даже не это. Пытаясь сейчас усиленно делать хорошую мину при плохой игре, наша власть сознательно загоняет в подполье проблемы, которые обнажил пригожинский мятеж, и, в отличие от президента Белоруссии, не находит в себе мужества признаться, что зёрна смуты уже посеяны, и риск её повторения слишком велик.

«Мы будем защищать Москву. Потому что данная ситуация не только в России. Это и не только потому, что это вот наше Отечество. А потому что, не дай бог, вот эта смута пошла бы по всей России, а предпосылки для этого были колоссальные, следующими были мы», — рассказал Лукашенко, вспоминая свои субботние переговоры с Пригожиным.

Так или иначе, избранная стратегия «намеренного искажения случившегося» не позволяет надеяться на необходимые перемены и, к сожалению, заставляет без крайне важной в такой ситуации уверенности смотреть в будущее нашей страны.

Источник