День, когда в украинском небе появятся западные истребители F-16 и другая иностранная авиация, ближе, чем кажется. Решения приняты, пилоты имеются, самолёты — на низком старте. Это новый виток военного конфликта, который может повлиять на ход СВО и усложнит достижение её целей. Так называемая истребительная коалиция из стран НАТО намерена идти до конца и дать киевскому режиму новые козыри в руки: это паритет или даже некое превосходство украинской авиагруппировки над российскими ВКС.

Действия США и союзников Украины — это последовательные шаги, увязанные в одну цепь. Каждая поставка нового вооружения сопровождалась информационной кампанией, направленной на проверку реакции России и подготовкой плацдарма к реализации плана. Так было перед передачей дальнобойных гаубиц М777, высокоточных РСЗО HIMARS и М270 MLRS, БМП Bradley и танков Leopard. То же самое происходит и накануне передачи авиатехники. Заявления западных и украинских политиков идут в унисон и накаляют обстановку.

На днях украинский президент Владимир Зеленский в свойственной ему аффективной манере заявил, что во время его недавнего визита в Молдавию на саммит Европейского сообщества состоялась важная встреча с лидерами стран, готовых предоставить Украине самолёты F-16: «Партнёры знают, сколько самолётов нам нужно. Я уже получил от наших европейских союзников понимание количества — оно мощное». По его словам, «Россия контролирует воздух, а Украина хочет быть в состоянии соревноваться в воздухе». Он пообещал, что страна доживёт до получения западных истребителей, и сделал особый акцент на том, что «нынешние боевые действия играют решающую роль для хода всей спецоперации РФ».

Британский премьер Риши Сунак уверен, что Великобритания вместе с США, Нидерландами, Бельгией и Данией предоставят Украине необходимую боевую авиацию. Обучение украинских лётчиков пилотированию F-16 ведётся, заявила министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен: «Это лето — наша цель. Тренировки пройдут в Дании, процессу помогут США, Бельгия, Люксембург, Франция и Великобритания». Также министр отметила, что поставки истребителей F-16 Киеву это «очень сильная поддержка». О западных истребителях, которые будут переданы Украине, ещё откровеннее высказался экс-командующий сухопутными войсками Польши генерал Вальдемар Скшипчак. Он заявил, что подготовка украинских пилотов на самолётах F-16 продолжается уже давно, и они уже почти готовы использовать эти машины в бою: «На мой взгляд, через два-три месяца Украина будет иметь самолёты F-16».

Тем временем Кремль прокомментировал, что передача Украине истребительной авиации, как и передача танковых батальонов, не сможет повлиять на конечный исход СВО. «Это ещё один пример, как страны НАТО повышают уровень своей вовлечённости в конфликт. В ходе СВО вся эта техника будет подлежать уничтожению», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Сам президент РФ Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме выразил уверенность, что российские военные смогут уничтожить иностранные военные самолёты, и это произойдёт, как и с немецкими танками Leopard. «Танки Leopard. Они горят. Так же будут гореть и F-16», — сказал Владимир Путин.

От «фантомов Киева» к итальянским «Торнадо» и французским «Миражам»

Правительство Италии рассматривает возможность передачи Украине пяти лёгких истребителей-штурмовиков АМХ и пяти истребителей-бомбардировщиков Tornado. Это произойдёт в рамках широкой коалиции. AMX — лёгкие штурмовики для стран третьего мира, Tornado — морально устаревший истребитель-бомбардировщик полувековой давности, но применять его можно как носитель противорадиолокационных ракет HARM. Украинская авиация испытывает дефицит самолётов-носителей таких ракет. Ранее для этих целей использовались модифицированные МиГ-29 и Су-27, но боеготовых бортов постоянно не хватает. Для запуска противорадиолокационных ракет Tornado подходит идеально, и хотя пять Tornado не сделают погоды в небе над Украиной, но откроют новую страницу в войне и могут нанести вред ударами по российским системам ПВО.

Tornado

На те же задачи будут нацелены и F-16. «Не все понимают важность передачи украинцам F-16, которое состоится. Да, украинцы делают адаптеры, которые позволяют запускать HARM и Storm Shadow со своих СУ, но это неполноценная увязка, и поэтому HARM не отличаются высокой эффективностью. Но если ракету увязать на родные системы самолёта, то эффективность HARM многократно возрастёт. И возрастут потери нашей ПВО. А выбив ПВО, с того же F-16 можно пускать Storm Shadow по уже не прикрытым объектам. Не слушайте идиотов, которые ждут воздушных боёв наших сушек и Ф-16. Он нужен как носитель воздушного вооружения. Ключевой элемент паззла, который НАТО собирает, поставляя украинцам те или иные ракеты, а также рассеивая нашу ПВО по необъятной родине для купирования угроз. F-16 у НАТО очень много, и поставлять можно изношенное старьё, на роль носителя оно годится», — отмечает автор телеграм-канала «Разработчик бпла».

Франция уже два месяца обучает лётчиков Украины на самолётах Mirage 2000, утверждает издание Le Figaro. Ускоренная трёхмесячная подготовка на французских истребителях-бомбардировщиках проходит на авиабазах Мон-де-Марсан и Нанси. 30 человек лётного и технического состава учат летать и обслуживать французские истребители-бомбардировщики Mirage 2000. Часть украинских пилотов находится на 118-ой авиабазе у города Мон-де-Марсан, другая часть — на 133-ей авиабазе в Нанси-Оше. Подготовка идёт и на базах в Велизи и Роморантен-Лантене. Всего ВСУ могут получить 40 истребителей Mirage 2000. Три эскадрильи и одно звено (40 машин) французских многоцелевых истребителей Mirage 2000 могут стать угрозой для штурмовиков и вертолётов армейской авиации ВКС.

Французские истребители оснащены многофункциональными радарами как для воздушного боя, так и для обнаружения целей на земле. Mirage 2000-9 способен обнаруживать истребители Су-27 на удалении 110—120 км. РЛС французского истребителя обеспечивает сопровождение 24 воздушных целей и перехват ракетами четырёх целей одновременно на удалении до 60 км. Также истребитель может применять противорадиолокационные ракеты, противокорабельные крылатые ракеты. Истребители могут оснащаться контейнерными комплексами оптико-электронной разведки для поражения наземных целей и тактическими крылатыми ракетами с дальностью 560 км и 250 км. Для взлёта и посадки Mirage 2000-9 необходимо всего 600—700 м полосы, что позволяет использовать машины на подавляющем большинстве военных аэродромов Украины. Бороться с французскими Mirage могут российские Су-27 и Су-35, оснащённые ракетами с дальностью пуска 110 км и 300 км. РЛС истребителей Су-27 позволяет обнаруживать истребители Mirage с дальности 100 км, а РЛС истребителя Су-35 позволяет обнаруживать французские истребители с расстояния 350—400 км.

Mirage 2000

Кроме поставок таких самолётов, западная коалиция пополняет и вертолётный авиапарк Украины. В частности, Великобритания передаёт вертолёты Westland WS-61 «Sea King». Как сообщают британцы, подготовлено уже 10 экипажей и наземный технический состав. В мае в аэропорту Антверпена (Бельгия) был заснят во время промежуточной посадки при самостоятельном перелёте на Украину последний из трёх переданных Великобританией вооружённым силам Украины вертолётов «Sea King». Эти вертолёты при проектировании были заявлены как противолодочные.

Sea King

F-16: уже на подлёте?

F-16 — это американский многоцелевой лёгкий истребитель, способный нести как высокоточные ракеты, так и бомбы. Много лет состоит на вооружении стран НАТО, с мая 2023 года одобрен для реэкспорта на Украину. Это самый массовый сверхзвуковой истребитель четвёртого поколения — в мире построено свыше 4600 таких самолётов, а на вооружение их приняли 25 стран. Всего Киев запросил у союзников 128 единиц F-16. Сколько будет выделено в реальности — неизвестно. Вероятно, на первом этапе Украина получит 12—18 истребителей F-16. По словам командующего ВВС Украины Юрия Игната, западные союзники не будут передавать самолёты поштучно, сразу отправят эскадрилью.

Пока страны Запада согласились поставить устаревшие варианты этого истребителя. По данным The Military Balance, самолёты F-16 различных модификаций состоят на службе ВВС таких стран НАТО как США, Бельгия, Дания, Греция, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Турция. Большинство из них сейчас выводят из эксплуатации F-16 и заменяют более продвинутыми F-35. В ходе недавнего визита на Украину министр обороны Дании Троэльс Поульсен подтвердил, что его страна вместе со своими союзниками будут поставлять Киеву F-16. Нидерланды объявили, что количество готовых к передаче самолётов составит 18 единиц. В числе главных поставщиков Украине этих истребителей называется и Норвегия. Норвежские самолёты являются самыми хорошо содержавшимися истребителями в Европе, что сокращает сроки их поставки и не требует длительного технического обслуживания. Что касается США, то на базах хранения в пустыне Аризоны находится большое количество ранее списанных F-16, которые могут стать донорами запчастей и ремкомплектов для них.

F-16

Кроме этого, корпорация Lockheed Martin собирается нарастить производство F-16, чтобы пополнить запасы любой страны, которая передаст свои истребители Украине. Об этом заявил главный операционный директор компании Фрэнк Сент-Джон. Lockheed Martin готова увеличить производство истребителей F-16 именно в свете решений об их поставках на Украину.

Пилоты: готовность номер один

В США уже прибыли украинские пилоты для оценки американскими специалистами их уровня подготовки и для их обучения на американских истребителях F-16. Навыки будут оцениваться на тренажёрах на военной базе США в Тусоне, штат Аризона. Из отчёта Военно-воздушного министерства США, опубликованного по итогам тренировочных полётов украинских пилотов на симуляторе F-16, следует, что реальный срок обучения по специальной программе может составлять всего 4 месяца. В документе говорится, что два опытных пилота ВС Украины с истребителей МиГ-29 и Су-27, ранее никогда не летавших на F-16, в ходе двухнедельных имитационных тренировок продемонстрировали навыки выше программы базового курса полётов на F-16. Симуляции включали в себя не только взлёт и посадку, но также устранение неисправностей, полёты на малой высоте и заход для атаки.

Некоторые пилоты, ранее проходившие обучение в США и вернувшиеся на Украину, уже погибли. Лётчики украинских ВВС не дождались истребителей F-16 и погибли, хотя могли освоить их за несколько месяцев. Глава воздушного командования «Центр» ВВС Украины Сергей Голубцов заявил, что украинская авиация потеряла своих лучших пилотов в ожидании самолётов F-16. По его словам, украинские лётчики в состоянии освоить западные самолёты за несколько месяцев, а не лет, как утверждают в НАТО. Он привёл пример двух пилотов с Украины, которые уже обучались на симуляторе истребителя F-16: «Они провели там три недели и на тренажёре F-16 обучались полётам и использованию вооружения. Результаты очень хорошие: украинские пилоты могут научиться летать и управлять системами вооружения на F-16 менее, чем за полгода». Так как украинских лётчиков начали готовить ещё в феврале 2023, судя по всему, они уже готовы.

Издание Politico в свою очередь сообщило, что учившийся в ВВС США пилот ВСУ был сбит в одном из первых вылетов. Пилот истребителя МиГ-29 ВСУ Владислав Савельев с позывным «Номад» успешно завершил учебную программу американской школы военных пилотов в марте 2023 года, а 2 июня ВВС Украины написали о его гибели — он был сбит в ДНР. Это дало повод Зеленскому устроить очередную истерику в западных СМИ. В интервью телеканалу NBC он патетично заявил: «Мы теряем время, теряем людей, и, что самое важное, мы теряем наше преимущество из-за задержки поставок Вооружённым силам Украины обещанных Западом истребителей».

Владислав Савельев, «Номад»

За время боевых действий украинская авиация действительно потеряла львиную долю лётного состава. Из-за острой нехватки собственных пилотов — например, известно, что на Ми-8 работает украинский лётчик, которому недавно исполнилось 68 лет — Украина начала набор иностранцев для службы в своих ВВС. Командующий ВВС Юрий Игнат сообщил, что граждане иностранных государств смогут поступать на службу в его ведомство: «Было много обращений от людей, связанных с авиацией. Это украинцы, которые работают за рубежом на различных типах авиационной техники, и граждане других государств». По факту, речь идёт о наёмниках для пилотирования F-16 и Mirage 2000.

В Польше ещё в марте началась вербовка военных лётчиков из разных государств для участия в боевых действиях в рядах ВСУ. Агитация пилотов ехать на Украину проводится усиленная, и желающие находятся. Появилась информация и о готовности отставных американских лётчиков сражаться против России в небе Украины. Об этом рассказал подполковник американских ВВС в отставке Дэн Хэмптон, пилот истребителя F-16. За 20 лет службы этот американец совершил 151 боевой вылет и набрал 726 часов полётов, на его счету — участие в операциях ВС США в Персидском заливе, Ираке и Югославии. Дэн Хэмптон не заявил бы о готовности участвовать в конфликте на стороне ВСУ вместе с другими лётчиками без санкции Белого дома. Более того, Хэмптон намекнул и о перспективе привлечения частных военных компаний: сам он после отставки работал в ЧВК.

«Вариант использования штатных пилотов под видом наёмников — идеальное прикрытие для властей США. Поэтому участие американских ветеранов в боях против России весьма вероятно. Пока украинские экипажи будут проходить обучение, „добровольцы-наёмники‟ смогут участвовать под видом украинских граждан, прошедших учёбу в США. Это позволит плавно внедрить свои самолёты и снять проблему отсутствия опытных пилотов. Идёт подготовка к передаче воздушным силам Украины самолётов тактической авиации западного производства, включая F-16, Eurofighter Typhoon, Gripen и Mirage — особенно при затягивании боевых действий», — считают военные эксперты.

Стимулируют наёмников и украинские олигархи — Ринат Ахметов и Виктор Пинчук. Их представители уже сформировали список потенциальных пилотов из западных ЧВК и ветеранов ВВС США, которые могли бы воевать на стороне ВСУ, а сами олигархи предложили пилотам F-16 100 тысяч долларов в месяц, когда истребители поставят на Украину.

Бить на взлёте

Среди мер противодействия новым угрозам — удары по военным аэродромам. Они наносились в первые месяцы СВО. Но украинцы быстро восстанавливали и взлётно-посадочные полосы, и остальное хозяйство. «В связи с этим необходим гарантированный вывод аэродромов из строя и нанесение инфраструктуре критического ущерба, что лишит ВСУ возможности применять истребительную и штурмовую авиацию. Пока аэродромы функционируют, единственная возможность уничтожить самолёты противника — их поражение в воздухе», — обоснованно считают эксперты «Военной хроники».

А о главной опасности точно сказал автор телеграм-канала ДонРФ: «Украине Запад даст ровно столько, насколько будет противодействие Москвы. С учётом, что противодействия нет — им дадут просто всё. Вплоть до ТЯО. После чего Москва сделает очередное заявление, и применит весь знакомый нам комплекс мер — жалоба в ООН, озабоченность, обеспокоенность, спич Марии Захаровой и твит Дмитрия Медведева. Потому и новость о поставках самолётов (и пилотов, скорее всего) эмоций не вызывает. С чего бы? Это пока не Минитмены и не Томагавки в ядерном исполнении. Это пока до 300 САУ, до 2—3 тысяч ББМ, до 1000 танков, и сто-сто пятьдесят самолётов. И это не шутка — снаряды с обеднённым ураном уже зашли. Под крики охраноты, что ничего страшного, они только как пыль опасны. Проблема в том, что СВО не предусматривает мобилизацию общества. А предусматривает переговорный трек. Вот и будет Ф-16 в небе Украины».

Антон Дольский