Вот уже и июнь. То есть сезон безумного российского туризма открыт. Уже сейчас, несмотря на угрозу очередной попытки переворота в Турции, клиенты выстроились в очередь на рейс до Анталии. Народ, который некогда считался самым читающим в мире, а в туристической группе, состоящей из граждан нашей Родины, всегда нашлись бы пара-другая граждан, готовых договорить за гидом, после 90-х сильно изменился. Увы…

Огромная часть современных российских туристов — это гипертрофированные потребители, столь увлечённые поглощением содержимого кабаков и торговых центров, что меркнет и формальная логика, и даже инстинкт самосохранения.

Пару лет назад июньским утром я направился в магазин за опрометчиво не купленной накануне минералкой. Стакан минеральной воды или кефира по утрам иллюзорно скрашивает мои прочие дурные привычки. В очереди передо мной оказалась пара мужчин среднего возраста и барышня, которые пытались купить в 10 часов утра пиво, коньяк, ром и пару бутылок вина.

В Краснодарском крае подобные покупки невозможно сделать раньше 11 часов утра. Это компании и объяснила продавщица. В ответ, видимо, предводитель троицы заявил: «Да я ещё сверху пять тысяч кину — только быстрее пробивайте».

Продавщица отказалась. Не выдержал и я, напомнив господам, что штраф за продажу алкоголя в Краснодарском крае начинается в районе 25 тысяч рублей. И, соответственно, потуги этой компании с её жалкой попыткой эдакого аристократического позёрства ценой в 5 тысяч выглядят лишённой всякого смысла. Но тут глава этих «аристократов» заявил: «Вы тут на юге совсем зажрались!»

Уж не помню, чья именно челюсть первой отвисла — моя или продавщицы. Однако в итоге компания «не южан» побросала свой алкогольный груз обратно на полки и, сопроводив свой уход гневными взглядами в сторону меня и женщины за кассой, покинула магазин.

И это только внутренние туристы. А самих подобных историй у автора масса, но вспоминать их неприятно, так как лозунги «хватит кормить Москву» или «хватит кормить Кавказ» одинаково деструктивны и нелепы. Ну а что же можно сказать о туризме внешнем, который давно стал предметом сатиры, и не зря?

Что же вы себя не бережёте?

При Советской власти зарубежный туризм был делом проблематичным. И вопрос не только в том, что не все банально могли позволить выехать за пределы Союза. Перед самой поездкой будущий турист должен был сдать своеобразный экзамен по истории страны, которую собирается посетить. Гражданина тщательно инструктировали и проводили дежурный политпросвет. Это раздражало, это становилось предметом сатиры.

Однако, как всегда, общество начинает отмечать положительные моменты, только когда их лишится. И как бы ни критиковали советский Отдел виз и регистрации (ОВИР) перспективный турист вольно или невольно относился к будущей поездке достаточно ответственно. А вот стоило половине государственных структур накрыться демократией в 90-е годы, как российский турист сам стал предметом шуток.

Но если бы наши туристы просто становились персонажами комичных видео в сети. Всё гораздо хуже, так как безответственность умножается ещё и на исключительно рекламно-буклетное восприятие реальности. Не станем вспоминать, как ещё в конце «нулевых» в модной тогда Черногории местные карманники буквально кормились на российских туристах, как несмотря на кровавую поступь «Арабской весны» наши граждане тысячами оккупировали пляжи Египта и Туниса… Достаточно окинуть взглядом последнее лет семь-восемь.

Так, в июле 2016 года после неудачной попытки государственного переворота в Турции и начавшихся волнений тысячи граждан России уже не просили, а требовали доставить их на Родину. В авральном режиме были введены дополнительные рейсы, а 16 июля «Росавиация» была вынуждена ввести запрет на отправку россиян в Турцию. Оказалось, пока одни старались вырваться из страны, стоящей на пороге гражданской войны, у других «горели» путёвки, а голос разума молчал, видимо, набрав в рот дешёвого турецкого алкоголя.

Если же кому-то покажется, что с последними всё ясно, но вот первую туристическую группу можно понять, ибо «ничто не предвещало», боюсь, расстрою читателя. Российский самолёт наши турецкие «партнёры» уже сбили, турецкие «Братья-мусульмане» (признана террористической организацией) уже вполне вольготно чувствовали себя под крылом Реджепа Эрдогана, количество терактов в стране неуклонно росло…

А напоминать читателю про турецко-курдский конфликт, который носит характер вялотекущей войны, автор считает верхом неуважения.

Но, как ни странно, ничто из этого не может поколыхать веру в безмятежный и по тем временам бюджетный отдых. Единственное, что хочется сказать данным персонажам, готовым рискнуть, — оставляйте хотя бы детей дома.

Разумеется, пару очень мрачных мазков к портрету добавила и недавняя пандемия. Ещё в январе 2020 года ВОЗ объявила обнаруженный в Ухане вирус чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. А уже в начале марта пандемия получила свой полноценный статус. Страны начали потихоньку закрываться, а международная паника только отягощала создавшееся положение. И, казалось бы, пора вернуться домой, не рассчитывая, что, по сути, чужие страны, которые уже начали воровать друг у друга медицинское оборудование и средства защиты, станут заботиться о безопасности каких-то там туристов.

Тысячи и тысячи российских граждан продолжали выжимать последние крохи из своих путёвок и туземных отелей с «all inclusive». Но это не помешало позже этим самым туристам жаловаться, что власти страны пребывания внезапно закрыли границы и не давали более суток на принятие решения о вылете. Естественно, досталось и российским дипломатам.

Но, верно, самое забавное, что отечественные туристы вдруг, к собственному удивлению, познакомились не с официантами, торговыми центрами и СПА-салонами, а с местным населением и их нравами. Вот слова одного из наших туристов в Марокко, приведённые RT в разгар пандемии: «Белых здесь все боятся — местные думают, что мы разносчики болезни, при виде европейцев сразу надевают маски. Нашей тургруппе повезло — мы пока живём в гостинице, наш оператор даже оплатил несколько дней проживания, дальше платить будем сами. Мы не знаем, куда пойдём, если нас всё-таки выгонят. В посольстве на этот вопрос тоже не отвечают».

А вот как прокомментировала те события туристка, застрявшая на острове Бали, более чем недешёвом туристическом направлении: «В аэропорту огромные очереди из туристов, есть семьи с детьми, которые уже по третьему разу покупают билеты и не могут улететь. Мы все ждём поддержки от нашего правительства — эвакуационные борты».

Да, да, в очередной раз армия туристических потребителей, греющихся на солнышке и совсем не замечавших какую-то там пандемию, мешавшую отпускному настроению, требовали помощи у государства, про которое они всё-таки вспомнили.

Как туристов учили «мудрости» в Индии?

Разумеется, среди всей развесёлой туристической армии потребителей есть и свои «аристократы». Это потребители информированные. Та группа, которая твёрдо держит руку на пульсе модных трендов и претенциозных маршрутов. Они замечательным образом умудряются сочетать ментальность типичного дежурного обитателя торгового центра и флёр одухотворённого путешественника.

Нет, по сути, это та же толпа туристов, обвешанных гаджетами, зарегистрированных во всех мессенджерах и социальных сетях, глядящих на мир из окна автобуса с кондиционером. Но упаковка в последнее время куда важнее содержания, особенно если его нет в помине.

Кстати, самых высот этой антуражной духовности достиг Борис Гребенщиков. Он, который в своей жизни умудрился монетизировать всё, к чему прикоснётся, пользуется репутацией высокодуховного «буддиста». Нет, Гребенщиков не постигал тайные учения в высоких горах в обнимку с яком, питаясь только тибетским чаем и жареной ячменной мукой.

Наоборот, Борис всегда проживал в неплохих апартаментах. А имидж далай-ламы, как говорится, на минималках он сколотил дружбой с разнообразными самозваными гуру, многочисленными фенечками, развешанными по Гребенщикову, что ёлочные игрушки, и показными «молитвами» на концертах.

И именно Борис отчасти сыграл роль рекламщика для туристической «аристократии», желавшей одухотвориться, но через хотя бы 3-звёздочный монастырь где-нибудь в Индии.

В 2020 году эту рафинированную иллюзорно идиллическую картину в черепных коробках наших туристов в Индии, мягко говоря, скорректировали. Туристов выселяли из гостиниц, местные «одухотворённые» Буддой, Кришной и Шивой туземцы бросали в туристов камни с криком «корона, корона», а сотрудники правопорядка не только не мешали этому, но ещё периодически и сами делали «белым» физические замечания с помощью «латхи» — знаменитой бамбуковой палки.

Но, пожалуй, в самую трагикомическую ситуацию попали граждане, остро жаждущие неких древних практик, которые якобы прививают в индийских ашрамах вместе с пресловутой точкой на лбу. За соответствующую плату в этих заведениях дежурные мудрецы готовы босиком погулять со страждущими глубинной истины и побормотать с ними молитвы, сидя на корточках.

Когда же началась пандемия, мудрецы в самом деле рассудили весьма мудро. Если турист желал покинуть ашрам, чтобы попытаться добраться до аэропорта, то обратно его не пускали. Либо продолжай просвещаться по таксе, либо ищи счастья в преимущественно закрытых гостиницах и аэропортах. Таких нюансов в рекламных буклетах явно не упоминали. Но ОВИР закрыт, а дивный новый мир совсем не такой, как твердит реклама и разнообразные передачи о путешествиях, из которых торчат уши туристических агентств.

Ешь, молись, люби? Порядок верный?

Конечно, во всём винить соотечественников, развалины ОВИРа или неприкрытое лицемерие лидеров мнений из отечественной богемы — глупо. Запад, как законодатель мод, активно продвигал и продвигает глобализм, подпоркой которого непременно выступает гедонизм с его жаждой наслаждений.

К примеру, в 2010 году стараниями «фабрики грёз» вышел, по моему скромному мнению, апофеоз современной туристической «философии» — картина «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли. Героиня, весьма обеспеченная женщина, вдруг устала от брака и желает «выйти из зоны комфорта».

«Выход», естественно, сопровождался тугим кошельком и вояжем по Италии, Индонезии, Бали и тогда ещё модной Индии. Название фильма — это фактически отражение сюжета. Барышня в промышленных масштабах потребляла экзотическую для неё еду, молилась в рамках религии, которую никогда не исповедовала и в которой ничего не понимала, а заодно и «любила» кого-то более «экзотичного», нежели её бывший муж. Конечно, «happy end» прилагается.

Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»

Между прочим, фильм основан на частично биографическом романе Элизабет Гилберт «Eat, Pray, Love». Гилберт в самом деле рассталась со своим мужем ради замужества с более «экзотичным» парнем Хосе Нунесом. Но и с Хосе она рассталась ради встреч… со своей подругой Райа Элиас. При этом сама Элизабет из «зоны комфорта», судя по всему, никогда не выходила. Она типичный представитель мейнстрима, то есть конъюнктуры. Она и феминистка, она и «активистка», то есть глобализм в её «творчестве» бьёт ключом и приносит приличную прибыль. Настоящий калейдоскоп пафосного лицемерия.

Казалось бы, проходная книжонка, хотя автор (или авторка, как ныне принято говорить на ниве применения феминитивов) до сих пор читает лекции и печатает книги, и такой же проходной фильм. Однако в контексте общего информационного фона это уже сделало свой вклад в конструирование некоего «нового человека», а по сути, человека-функции.

В конце концов можно просто взглянуть на современные телепередачи и целые каналы, специализирующиеся на «путешествиях». Забудьте про «Клуб путешественников» и про Юрия Сенкевича, который неоднократно лично участвовал в настоящих экспедициях, а не экскурсиях выходного дня.

Сейчас около половины эфира «путешествующих» телеканалов будут отданы под обзоры ресторанов, закусочных и целых базаров. Периодически всё это действие будет разбавлено местными клубами, пляжами и парой музеев, но на этом всё. Целые передачи и ведущие специализируются на посещении зарубежных трактиров. К примеру, пользуется популярностью иностранное телешоу «С ложкой по свету».

Культура, традиции, автохтонные особенности стран, положительные и отрицательные стороны, которые имеют особенность быть продолжениями друг друга — всё это осталось в «Клубе путешественников». Поэтому турист, вооружённый «ложками по свету», которые являются просто визуализацией брошюр турагентств, дико удивляется, когда экзотическим массажем начинает заниматься индийская полиция с помощью бамбуковой палки.

Старый российский турист напоминает мамонта

Кому-то покажется, что автор сгущает краски, но факты говорят об обратном. Так, в 2018 году в Латвии вспыхнул нешуточный скандал. Некая латышская девушка по имени Лелде засветилась в информационном пространстве со своим криком души. Оказалось, что дама пыталась сделать карьеру в сфере обслуживания, но ей везде указывали на дверь из-за незнания русского языка.

За девушку вступился сам секретарь министерства юстиции Янис Иесалниекс. Верно, стоило ожидать всевозможных националистических кар, но скандал получил неожиданный поворот.

Оказалось, что демагогия про европейскую замену армии российских туристов так и осталась демагогией. И дело даже не в том, что у европейцев своих средневековых замков и сараев навалом.

Во-первых, европейский турист, подвергшийся глобализации и унификации, не испытывает никакого пиетета к старой Риге или Таллину. Ныне он жаждет ярких фестивалей, ресторанов, пляжей и… алкоголя. Даже те немногие бюджетные скандинавы, прибывающие в Прибалтику, чаще всего совершают секс- или алко-тур. Этих посиневших персонажей уик-энда можно иногда встретить на выходных в баре или магазине в гостиничных тапочках, в халате и с бутылкой водки в руке.

Юрий Сенкевич с макетом папирусной лодки «Ра», на которой он в команде Тура Хейердала пересёк Атлантику. Ностальгическое фото

Во-вторых, значительно сокращается и количество российских туристов. Конечно, санкции и русофобия играют свою роль, но свой весомый вклад вносит само время. Те россияне, которые были воспитаны в СССР и ностальгировали по той европейско-советской витрине, уходят по известным причинам. А молодая поросль уже росла под воздействием глобалистских тенденций и мало чем отличается от евротуристов.

В-третьих, несмотря на то, что Таллину и Риге есть что показать, Прибалтика столкнулась с невозможностью эту простую мысль донести до потенциальных потребителей. Ну не может Прибалтика позиционировать себя в Европе в стиле «must-see» и «must-have». Нет средств для медиа, конкуренция высокая, а западного Сенкевича на горизонте не наблюдается, если он вообще существует.

Так что же делать — вернуть ОВИР? Обязать турагентства подробнее информировать клиентов, кроме стандартного «сюда не ходи, снег в башка попадёт»? Бессмысленно. Современный турист лишь очередной нюанс создания унифицированного глобального потребителя. Тут не профилактика, а тотальное лечение общества от «западных ценностей» требуется.

Сергей Монастырёв