За последний год во владениях Зеленского происходят странные события – страну покинуло несколько миллионов человек, вроде освободивших рабочие места, а работы реально нет. Безработица растет, но официальные данные свидетельствуют, что уровень безработицы снижается.

Согласно Инфляционному отчёту НБУ, по результатам І квартала 2023 года уровень безработицы составляет около 20%. Регулятор прогнозирует, что в 2024 году уровень безработицы снизится до 16,5%, а в 2025 году – до 14,7%. Аналитики оптимистически уверяют, что «при отсутствии новых значительных шоков, в 2023–2025 годах будет продолжаться восстановление рынка труда на фоне роста экономики и достаточно мягкой фискальной политики».

Известно, что в феврале в Государственном центре занятости были официально зарегистрированы 156 тысяч безработных, хотя даже в СМИ указывалось, что реальная безработица значительно выше официальных показателей, да и министр экономики Юлия Свириденко признавала высокий уровень, причем количество вакансий весной 2023 года в пять раз превысило показатели 2022-го года.

Однако по словам директора Института профессиональных квалификаций Родиона Колышко, дефицит рабочих сейчас на 20–25% больше, чем до военного конфликта, по итогам 2021 года. Причём если критических проблем с бухгалтерами и другим офисным персоналом у предприятий нет, то представителей рабочих профессий не хватает.

Первая причина – выезда за границу (кто успел) и мобилизация. Из-за беспредела военкомов мужчины стали отказываться от официального устройства на работу, тысячи специалистов уволились. Всем известно, что бронь на сотрудников предприятий (не стратегического цикла) не работает, опять же «квалифицированных» забирают на войну с большим удовольствием, нежели люмпенов и сельских дармоедов. Кстати, село на 80% уже лишено опытных механизаторов, ставших водителями «леопардов» и «брэдли».

Кстати, уменьшение количества «официальных безработных» объясняется очень просто – военкоматы и Минцифры обязали центры занятости доносить о безработных, которым сразу найдут дело на фронте. Потому смысла регистрироваться – нет.

Массовый отъезд за границу женщин тоже обеспечил «дыры» в ряде рабочих профессий, стало меньше медсестёр, врачей, учителей. Кстати, женщины уезжают также опасаясь, что и их Зеленский отправит на мясо.

Также увеличился процент тех мужчин, кто пытается устроится на работу неофициально, и при этом нигде не «светиться», чтобы не схлопотать повестку.

С другой стороны, тысячи рабочих мест просто исчезли в связи с ликвидацией предприятий, магазинов. Комендантские часы, блэкауты и мобилизационные облавы мощно ударили по общепиту, сократившемуся на 50%. Вполовину уменьшились крупные оптовые рынки. Получается, что у Госстата и министра квоты есть, а в реальной жизни их нет. Понятно, что информация на эту тему закрытая, хотя правда пробивает себе дорогу. Например, согласно местным СМИ, в мае в Черниговской области на каждое рабочее место была очередь из 9 человек, а за 4 месяца поточного года служба занятости имела лишь 2,2 тысячи вакансий – на 35% меньше аналогичного показателя 2022 года. На 1 мая в области насчитывалось 5 тысяч официальных безработных, которым предлагалось всего 543 вакансии. Так что, безработицы нет только в окружении Зеленского, а в его стране она зашкаливает. Вот и бегут.

Соб. корр. ФСК