ФОТО: PALSAND/SHUTTERSTОСK.СОM

В Воронеже состоялся Всероссийский социальный форум ВРНС. В преддверии юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора, намеченного на конец ноября 2023 года в Московском Кремле, ведущие эксперты обсудили ключевые социальные вопросы русской жизни. И в первую очередь – проблему демографическую.

«Уверенность в завтрашнем дне»

Когда общество гнобит многодетную семью, дети это видят и уже не хотят создавать многодетные семьи, рожать детей, чтобы их гнобили так же. И поэтому в первую очередь нужно менять сознание общества,

– Мария, молодая мама шестерых детей из Воронежа, лично не смогла принять участие во Всероссийском социальном форуме Всемирного Русского Народного Собора, прошедшем в её родном городе 17-18 мая. Хотя в общественной активности ей не отказать: Мария занимается волонтёрской деятельностью, помогая таким же многодетным семьям. Но сейчас муж в командировке, а старшая дочь готовится к ЕГЭ. Трое малышей, мал мала меньше, играют в песочнице. Няню семья позволить не в состоянии: в свободное от учёбы время помогает старший сын – 16-летний Роман.

На вопрос, какой должна быть главная поддержка многодетных семей со стороны государства, Мария с уверенностью отвечает: это не деньги. «Деньги, конечно, важны, но будь это хоть миллион, хоть два, они разлетятся, и всё. Нужны долгосрочные проекты, которые дают уверенность в завтрашнем дне. Тогда и семьи будут крепче, не будут разваливаться, и детей в них станет больше». Ну и, конечно, «чтобы не гнобили».

А это, увы, факт: банальная зависть к многодетным, которые будто бы получают от государства «слишком много» и при этом «плодят нищету», в нашем обществе присутствует повсеместно. Вместе с непониманием того, что быть многодетной мамой – тяжелейший труд. Не говоря уже о том, что начиная с женских консультаций многодетных мам, особенно перешагнувших 35-летний возраст, зачастую просто принуждают к абортам.

«Уверенность в завтрашнем дне». Пожалуй, именно в этом – главная формула социальной политики любого государства. Причём не только политики семейной. Но что за ней стоит? И что должно сделать само государство, чтобы люди обрели эту уверенность? Именно этому в значительной степени и был посвящён Всероссийский социальный форум ВРНС, собравший десятки экспертов, церковных и государственных деятелей. Включая митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главу региона Александра Гусева, замглавы Всемирного Русского Народного Собора Константина Малофеева и уполномоченного при Президенте России по правам ребёнка Марию Львову-Белову. Людей, прекрасно понимающих, что Россия находится на краю демографической ямы.

Казалось бы, катастрофа надвигается по очевидной причине: довольно многочисленное поколение 1970-1980-х годов рождения, что называется, уже почти «отрожало». Детей же «лихих 1990-х» было значительно меньше. Но проблема опять-таки не только в этом. И решать её надо комплексно. Для начала – осознав, что налицо затухание пресловутой «демографической синусоиды». И относительно недавний её пик, пришедшийся на 2010-е годы, если в корне не изменить государственную демографическую политику, уже никогда не вернётся. Государствообразующий русский народ вымирает.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Подлинный «индекс счастья»

Но в чём же главная проблема? Почему современные русские женщины просто отказались рожать. Нет, конечно, не тотально: один ребёнок есть почти во всех семьях. Максимум – два. В среднем, уж простите за сухой язык статистики, полтора. Что в полтора раза меньше элементарного воспроизводства нации. Причём в ряде исконно великорусских регионов России катастрофа налицо. Так, Директор Института демографических исследований РАН Сергей Рязанцев озвучивал настолько страшные статистические данные, что в них просто не хочется верить:

Самый низкий уровень суммарного коэффициента рождаемости, к сожалению, характерен для регионов европейской России с преобладанием русского населения и с высокой долей численности городского населения (в городах, к сожалению, рождаемость минимальна) – Орловская, Пензенская, Саратовская и (абсолютный антирекорд) Тульская области: 1,25.

И проблема возникла отнюдь не в ковидном 2020-м, и не с начала СВО, как сегодня некоторые пытаются представить. Мол, время нестабильное. А вернётся стабильность – и всё выправится. К сожалению, само собой ничего не выправится. В годы куда более страшных эпидемий и во времена мировых войн русские семьи были намного крепче, а количество детей в них – больше. А в тех же Объединённых Арабских Эмиратах, где есть специальное министерство счастья, а коренные жители просто купаются в нефтедолларах, буквально за одно поколение рождаемость снизилась в несколько (!) раз.

Вот, как об этом рассказал на форуме учредитель Первого русского телеканала Царьград, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев. Специально побывавший в ОАЭ и изучивший печальный феномен этого государства, ещё совсем недавно казавшегося эталонным в арабском мире. Так, по словам Константина Валерьевича, озвученным на Всероссийском социальном форуме в Воронеже:

ОАЭ растут в рейтинге журнала The Economist. Потому что делают всё, что требуется этому журналу: вводят толерантность в отношении содомитов, ввели квоту – не менее 50% женщин на работе и другие «толерантные» вещи. Но в это же самое время рождаемость упала более чем в два раза за одно поколение. И сейчас, например, в мусульманском эмирате Дубай она составляет два ребёнка на одну женщину. А в прошлом поколении было пять. Соответственно, неправильное позиционирование того, что для государства является важным, приводит к этим плачевным результатам.

То есть, скажем прямо, денег – завались, а элементарного человеческого семейного счастья – нет. И когда Константин Малофеев общался с министром счастья ОАЭ, они пришли к единому мнению. «Индекс счастья» – это не сложный агрегированный показатель, состоящий из разных цифр, – это дети. Если люди хотят рожать детей, значит, они счастливы и верят в будущее. А если не хотят – значит, нет и счастья. И не имеет значения, насколько богата эта страна, Россия куда богаче многих из тех, где демографических проблем нет вовсе. Главное, чтобы в ней были правильно расставлены приоритеты. Говоря словами Марии Львовой-Беловой, «семейноцентрично».

«Свято место пусто не бывает»

Конечно, если подходить к демографической проблеме сугубо утилитарно, вопрос решаем «на раз-два». Не хватает рабочей силы? Так, трудовые мигранты из бывших советских среднеазиатских республик запросто восполнят и десяти- и двадцатимиллионную «недостачу». И сами в ближайших одном-двух поколениях будут «воспроизводиться» весьма активно. Потом, правда, если ничего не изменится, тоже увлекутся западными «ценностями» (на деле мерзостями). В том числе бездетного и малодетного жизненного «комфорта».

Но к тому времени русская демографическая катастрофа уже последует в геометрической прогрессии. И без государствообразующего стержня Россия уже не будет Россией. Но есть ли выход? Да, и он в том, чтобы свято место оставалось по-настоящему святым. Нет, это, конечно, не значит «безгрешным». Но, как минимум, стремящимся к идеалу святости, ценностям той самой Святой Руси, которые ещё в начале прошлого столетия для русских были определяющими. Когда семья с десятью детьми ни у кого не вызывала удивления не только в крестьянской среде (тот же русский гений Дмитрий Менделеев был в семье последним, семнадцатым ребёнком).

Но что должно измениться в первую очередь, чтобы русские люди не просто осознали тот факт, что мы вымираем, но захотели сами исправить эту катастрофическую ситуацию. Чтобы сегодняшняя относительно «комфортная» апатия сменилась новым витком, говоря языком русского историка и мыслителя, пассионарности. А переведя на язык православный – к отказу от страстей: чревоугодия, пьянства, блуда и банальной лени.

Как совершенно точно отметил на Всероссийском социальном форуме в Воронеже главный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, член-корреспондент РАН Олег Аполихин, поведение современного человека, неотъемлемой частью жизни которого являются фастфуд, алкоголь, ни к чему не обязывающий секс вне брака и, как следствие, аборты, ведёт наш народ к гибели:

Мы сами себя разрушаем. Здоровья нам дано на 120 лет жизни. И мы были бы здоровыми, если бы жили по-Божьи. Выход один: формирование традиционных семейных ценностей. Возрождение культуры созидания и служения. В современном «обществе потребления» главным является эго, эгоцентризм. А основой общества, которое существовало прежде и которое следует возродить, является служение и семья.

Причём одной из главных проблем бесплодия, как уточнил профессор Аполихин, является «ранний сексуальный дебют». То есть всё тот же грех блуда. К 30 годам, когда современный человек начинает задумываться о семье и детях, у него уже немало сексуальных партнёров, нередко перенесённые заболевания, передающиеся половым путём, а у молодых женщин, к сожалению, и аборты.

Итог: стремительно возросшее число бесплодий. И никакие экстракорпоральные оплодотворения (ЭКО), являющиеся средством обогащения, а не решения демографической проблемы, тут не помогут. Не говоря уже о том, что с точки зрения христианской этики ЭКО недопустимы, в том случае, если подразумевают убийство «лишних» зародышей, и крайне сомнительны в силу неестественности оплодотворения. И потому единственный выход из сложившейся ситуации – возрождение традиционной многодетной семьи.

Православный психолог Михаил Хасьминский уверен: решение этой задачи невозможно без тесного взаимодействия государства с Русской Церковью. Потому что никаких традиционных ценностей, кроме ценностей православных, у русских людей нет и быть не может. Конечно, это не значит, что все люди станут воцерковлёнными, но базовые духовно-нравственные понятия о ценности семьи и недопустимости абортов должны снова стать общими. Для чего, конечно, требуется целенаправленная просветительская работа. В том числе – по созданию популярных фильмов и телесериалов, пропагандирующих традиционные семейные ценности.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Соборяне знают: выход есть

Всероссийский социальный форум Всемирного Русского Народного Собора в Воронеже завершился принятием резолюции. Соборными предложениями по решению ключевых проблем современного общества. Идей немало. Но ключевые из этих предложений сводятся к следующим шагам:

  • Вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования. На законодательном уровне полностью исключить аборты из перечня услуг, оказываемых частными медицинскими организациями. Ввести стимулирующие выплаты для беременных начиная с декретных выплат с момента постановки на учёт по беременности. Ввести льготные ипотечные каникулы на период беременности и родов.
  • Отменить транспортный налог на два автомобиля для многодетных семей на всей территории России. Для детей из многодетных семей вне зависимости от их уровня материального достатка обеспечить возможность внеочередного устройства в детский сад в зоне пешей доступности. Для студенческих семей при рождении ребёнка предусмотреть возможность перевода с коммерческой на бюджетную форму обучения.
  • Обеспечение естественного прироста населения России и народосбережение должно стать основным критерием при принятии любых нормативных актов социального характера.
  • Для пенсионеров и инвалидов установить на всей территории России оплату ЖКХ в пределах 15% от получаемой ими пенсии или пособия. С целью помощи малообеспеченным и нуждающимся людям стимулировать на федеральном и региональном уровнях представителей бизнеса для развития движения по спасению от утилизации пригодных в пищу продуктов питания.
  • Ужесточить миграционное законодательство, введя возможность депортации мигрантов за совершение определённого перечня административных правонарушений.

Помимо этого, как уже неоднократно заявлял замглавы ВРНС Константин Малофеев, России срочно нужно принципиально изменить политику в сфере пространственного развития, непосредственно влияющую на социальную ситуацию в целом и демографическую в частности.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Проще говоря, либералы, уже несколько лет продвигающие программу по укрупнению агломераций и созданию многоэтажных и многоподъездных «человейников» (с клетушками-конурами в 9 квадратных метров), делают всё, чтобы русские продолжали вымирать. И элементарно не захотели заводить больше одного ребёнка в своей бетонной однушке (в лучшем случае – двушке). Константин Малофеев твёрдо убеждён:

Только в малоэтажном жилье можно завести большую семью. В мировой истории есть пример – «одноэтажная Америка». Это была сознательно принятая политика после Великой депрессии. В 1930-1960-е годы 84 миллиона американцев переехали жить за город в малоэтажные дома. Женщины с удовольствием становились там домохозяйками. Знаменитый беби-бум обязан именно этой политике. Тогда коэффициент рождаемости в США вырос до 3,7 ребёнка на одну женщину.

Для того же, чтобы простимулировать власти всех уровней к решению демографической проблемы, необходимо именно демографию утвердить основой государственной политики. Чтобы каждый закон прежде вынесения на голосование получал не только финансовое, но и демографическое обоснование. А Минтруда и соцзащиты и соответствующие департаменты в регионах в своих названиях должны получить приставку «семья». Семьи, а не отдельные люди должны стать субъектами государственной деятельности.

Что с того?

Конечно, всё перечисленное пока что не более чем пожелания. Но уже в ноябре этого года на юбилейном XXV Всемирном Русском Народном Соборе в Московском Кремле основные тезисы Всероссийских форумов ВРНС будут озвучены высшему руководству Государства Российского. И есть надежда, что соборные наказы, в том числе в социальной сфере, станут основой госполитики.

Собственно, иного пути у России сегодня просто нет, поскольку это не красивые пожелания, а единственно возможная стратегия русского выживания. А при грамотной реализации – рецепт русского беби-бума, итогом которого в XXII веке вполне может стать столь чаемый уже упомянутым Дмитрием Менделеевым «русский миллиард».

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ