С начала СВО украинские предприниматели начали подавать заявки про регистрацию торговых марок на разные элементы военной символики, названия пострадавших городов и военных операций.

Безалкогольный напиток «Героическая Буча Комбуча» со вкусом цитруса, пиво «Герои не умирают», сухарики «ВСУ» (производитель расшифровывает аббревиатуру как «вооруженные сухари Украины»), колбаса «ВСУ» (Застольная Вкусная Украинская (ЗСУ) высшего сорта), водка «Призрак Киева», водочный набор «Стелла Бахмута», посуда разового использования «Гостомель, Буча, Чернобаевка, Ирпень», колготки «ВСУ», семена: «огурец Мощь ТРО», «майоры смесь Герои Украины», «редис Азовсталь» — это далеко неполный перечень продаваемой на Украине продукции с военной тематикой.

С появлением новой продукции с подобным брендом в Сети вспыхивает очередной скандал. И политики, и «патриоты» возмущаются «цинизмом и безнравственностью» предпринимателей.

На сайте Госпродпотребслужбы заявили, что подобные спекуляции на «патриотизме» являются нарушением законодательства. А на странице Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций в Facebook напомнили, что злоупотребление военной тематикой является недопустимым, мол «использование символов войны в маркетинговых стратегиях брендов может восприниматься обществом как коммерциализация боли украинцев».

«Рекламировать наши победы и военную тематику — правильно. Но делать это тактично. Марка с кораблем, одежда с патриотическими лозунгами – хорошо, а колготки с логотипом ВСУ или колбаса с таким названием — это глупый вкус. Надо, чтобы и офис интеллектуальной собственности блокировал подобные «шедевры»», — высказалась нардеп от партии экс-президента Порошенко Ирина Геращенко.

В Верховную раду уже внесли законопроект, которым предлагается ввести штрафы за эксплуатацию военной и патриотической тематики с коммерческой целью. Инициаторы документа, в большинстве нардепы от «Европейской солидарности», считают, что такую проблему необходимо решить на законодательном уровне, а именно — сделать невозможной коммерческую эксплуатацию военной символики.

Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей. Она предусматривает штрафы за продажу продукции, которая содержит символику военного сопротивления.

Нардепы хотят ввести такие наказания:

— от тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов в случае первого правонарушения (от 17 тысяч грн до 51 тысячи грн);

— от трех тысяч до восьми тысяч необлагаемых минимумов доходов с лишением права занимать отдельные должности на срок до трех лет в случае повторного правонарушения (от 51 тысячи грн до 136 тысяч грн);

— от 10 тысяч до 15 тысяч необлагаемых минимумов доходов с лишением права занимать отдельные должности на срок до трех лет, если правонарушение совершило должностное лицо с использованием служебного положения или организованная группа, или если такие действия совершены в особо крупном размере (от 170 тысяч грн до 255 тысяч грн).

А пока штрафы еще только рассматриваются, заработать на военной тематике решила и украинская певица Тина Кароль. Совместно с брендом ONE BY ONE она создала «патриотическую коллекцию одежды», куда вошли женские колготки и другие элементы гардероба с принтом «ЗСУ» («ВСУ»). Несмотря на то, что «патриоты» раскритиковала и артистку, и бренд за спекуляцию на теме войны, назвав это отсутствием вкуса и дурным тоном, первую партию колготок очень быстро раскупили.