ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ /АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Россия заявила о себе как об особой цивилизации и империи в мире регионов, состоящих в основном из дружественных стран, определив агрессивному Западу место на периферии. В обновлённой концепции внешней политики страны интересно всё. Компас есть, Россия отправляется в плавание, которое продлится десятилетия.

Президент Владимир Путин утвердил своим указом №229 от 31 марта 2023 года обновлённую концепцию внешней политики России, определив в ней место Запада на самой периферии. МИД и другие государственные органы отныне обязаны в своей практической деятельности исходить из того, что Россия является самобытной страной-цивилизацией, оплотом Русского мира и одним из суверенных центров мирового развития.

Представляя эту концепцию на заседании Совета безопасности России, глава МИД Сергей Лавров заявил, что теперь в ней «признаётся экзистенциальный характер угроз безопасности и развитию нашей страны, создаваемых действиями недружественных государств». В их число попали около 20 стран, в том числе США, Германия, Британия и Польша. Документ занимает 42 страницы, состоит из шести разделов и 76 пунктов. Речь идёт о системе стратегического планирования, стройной, имперской по сути системе взглядов на национальные интересы во внешнеполитической сфере, базовые принципы, стратегические цели, основные задачи, приоритетные направления внешней политики, отношения России с ключевыми регионами и странами мира.

Империя возвращается

В Концепции внешней политики России в пункте 4 впервые подчёркивается, что в основе внешнеполитической доктрины страны находятся «более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп». И что именно это «определяет особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».

В пункте 6 Россия тоже выступает в роли империи как держава, проводящая «самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный её национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях».

Эпоха революционных перемен

В разделе номер II — Современный мир: основные тенденции и перспективы развития — подчёркивается судьбоносный характер эпохи — эпохи «революционных перемен». Они заключаются в уверенном формировании «более справедливого, многополярного мира». Одновременно «необратимо уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, которая столетиями обеспечивала опережающий экономический рост колониальных держав за счёт присваивания ресурсов зависимых территорий и государств в Азии, Африке и Западном полушарии». Кроме того, и тут Москва, безусловно, имеет в виду в том числе себя — «укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров» (пункт 7). Тем самым фактически признаётся новая реальность: появление мир-регионов вместо западного глобализма, пространство которого сокращается.

Тщетная злоба Запада: мир выходит из-под контроля

Естественно, эти судьбоносные перемены вызывают (пункт 8) неприятие у западных стран, «привыкших мыслить согласно логике глобального доминирования и неоколониализма». Они «отказываются признавать реалии многополярного мира и договариваться на этой основе о параметрах и принципах мироустройства». Мало этого, «предпринимаются попытки сдержать естественный ход истории, устранить конкурентов в военно-политической и экономической сферах, подавить инакомыслие». На фоне усиления кризиса экономической глобализации (пункт 10) повышается «роль фактора силы в международных отношениях, в ряде стратегически важных регионов расширяется конфликтное пространство» (пункт 11).

В документе далее содержится предупреждение, что «обострение в ряде регионов застарелых вооружённых конфликтов увеличивает угрозу всеобщей безопасности, усиливает риски столкновений между крупными государствами, в том числе с участием ядерных держав, повышает вероятность эскалации таких конфликтов и их перерастания в локальную, региональную или глобальную войну». В пункте 12 говорится, каков на это должен быть ответ — «укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению».

Очень важен 13 пункт, где говорится о развязывании против нас Западом во главе с США в ответ на защиту Россией своих «жизненно важных интересов на украинском направлении» «гибридной войны нового типа», которая «направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв её созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение её суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности». Причём этот курс Запада «приобрёл всеобъемлющий характер и закреплён на доктринальном уровне».

Всё, как видим, названо своими именами. При этом вечным врагом Запада Москва себя не считает, не изолируется и будет приветствовать его возвращение в будущем к «прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга». На такой основе Россия «готова к диалогу и сотрудничеству», однако, как гласит пункт 14, «в ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать своё право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами«.

В разделе III — Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики — обращают на себя особое внимание (пункт 15) следующие положения. Во-первых, защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности России от «деструктивного иностранного воздействия». Во-вторых, развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия.

В-третьих, сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. В-четвёртых, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия многонационального народа России…

Ближнее зарубежье в приоритете

Особый интерес привлекает раздел V — Региональные направления внешней политики России. Он интересен кругами, которые показывают значимость для России различных стран. Самый ближайший и важнейший из них — это, конечно, Ближнее зарубежье (пункт 49), входившее по историческим меркам совсем недавно в Российскую империю и СССР.

Так прямо и прописано:

«Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения её позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами — участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами».

С целью дальнейшего преобразования Ближнего зарубежья в зону мира, добрососедства, устойчивого развития и процветания Россия, говорится далее, намерена уделять прежде всего приоритетное внимание двум задачам. Во-первых, «предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов, улучшению межгосударственных отношений и обеспечению стабильности в Ближнем зарубежье, в том числе пресечению инспирирования «цветных революций» и иных попыток вмешательства во внутренние дела союзников и партнёров России».

Во-вторых, «обеспечению гарантированной защиты России, её союзников и партнёров при любом развитии военно-политической обстановки в мире, укреплению системы региональной безопасности, основанной на принципе неделимости безопасности и ключевой роли России в сохранении и укреплении региональной безопасности, взаимодополняемости Союзного государства, ОДКБ и других форматов взаимодействия между Россией и её союзниками и партнёрами в сфере обороны и безопасности».

Стоит также отметить углубление интеграции и «стратегического взаимодействия» с Белоруссией, укрепление потенциалов СНГ и ЕАЭС, формирование интегрированного экономического и политического пространства в Евразии. Москва будет оказывать «всеобъемлющую поддержку» Абхазии и Южной Осетии на пути углубления их интеграции с Россией.

Её Величество Арктика

Исключительно интересно, что на втором месте после Ближнего зарубежья среди приоритетов внешней политики России поставлена Арктика, роль которой будет стремительно возрастать. Это сделано с целью «нейтрализации курса недружественных государств на милитаризацию региона и ограничение возможностей России для реализации её суверенных прав в Арктической зоне».

Прежде всего речь идёт об «обеспечении неизменности исторически сложившегося международно-правового режима внутренних морских вод» России и «налаживании взаимовыгодного сотрудничества с неарктическими государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России и заинтересованными в осуществлении международной деятельности в Арктике, включая инфраструктурное развитие Северного морского пути». Имеется в виду, с кем Россия будет сотрудничать в развитии Арктического региона, а с кем нет. С США и их союзниками — не будет, а вот с Китаем и Индией — ещё как.

Евразийский триумвират: Россия, Китай, Индия

Потому что третий круг внешнеполитических интересов России — это Евразийский континент. Китай с Индией тут оказались, как говорится, «в одном флаконе». Китай — на первом месте, Индия — на втором, но в одном! Эти огромные неарктические государства — друзья России, и поэтому будут допущены к этому аппетитному «пирогу», на который зарятся и враги. Места там для всех точно не хватит, а для нас троих — вполне. Россия, как историческая хозяйка региона, определит, кто чем займётся, ибо подходы Китая и Индии «принципиально совпадают с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики». Всячески развиваться будут двусторонние отношения России с Китаем и Индией и в других областях (пункты 50-53).

Реверанс Исламскому миру

Ничего сенсационного в развитии отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, из которых Китай и Индия выделены в отдельную категорию, нет. Зато потом появляется Исламский мир, в котором выделены страны в следующем порядке: Иран, Сирия, Турция, Саудовская Аравия, Египет. Они представлены как государства — внимание! — «дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития».

Входящие в неё страны названы (пункт 56) «всё более востребованными и надёжными партнёрами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях». Это — коллективный друг России наряду с Китаем и Индией, с которым будет укрепляться «взаимовыгодное сотрудничество».

Следующие круги — Африка и Латинская Америка. Они следуют именно в таком порядке. А вот между ними и завершающим кругом — Антарктикой, находящейся на другом конце света, расположились наши враги — вначале Европейский регион, а затем США и другие англосаксы, которых совершенно справедливо выделили в отдельную, самую злостную категорию.

Отношения с Европой: надолго враги

В документе констатируется (пункты 59-61), что «большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнёрами«. Поэтому Россия будет «последовательно защищать свои национальные интересы, уделяя приоритетное внимание» трём задачам.

Во-первых, «снижению уровня и нейтрализации угроз безопасности, территориальной целостности, суверенитету, традиционным духовно­-нравственным ценностям и социально-экономическому развитию России, её союзников и партнёров со стороны недружественных европейских государств, Организации Североатлантического договора, Европейского союза и Совета Европы».

Во-вторых, «созданию условий для… полного отказа этих государств и их объединений от антироссийского курса (в том числе от вмешательства во внутренние дела России)…»

В-третьих, формированию новой модели сосуществования с европейскими государствами, позволяющей обеспечить безопасное, суверенное и поступательное развитие России, её союзников и партнёров, прочный мир в европейской части Евразии…»

Главный риск для России и человечества

Что касается англосаксов (пункты 62-64), то Британия в документе не упомянута вовсе! Речь идёт конкретно только о США, которые названы «главным вдохновителем, организатором и исполнителем агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источником основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества». Это не только враг России, подчеркнула Москва, но и всего мира. Сильно сказано и ко многому обязывает!

Россия заинтересована в поддержании «стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учётом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом». Однако «перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга».

Такая же модель отношений будет касаться и всех остальных: «Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать её законные интересы».

Что с того?

Чем Россия полностью отличается от своих англосаксонских недругов, так это полным отсутствием лицемерия. В нашей новой внешнеполитической концепции всё кристально ясно и адекватно отражает реальность, которая такая, какая есть. Россия ни к кому не подлизывается и нигде не пытается выгадать за счёт других. Эта программа на десятилетия вперёд страны, полностью определившейся, наконец, со своим выбором. Теперь её надо просто выполнять, улучшая в тех пунктах, где это потребуется. Слов сказано достаточно — говорить теперь будут дела.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ