ФОТО: DISORDER_VORTEX/SHUTTERSTOCK.COM

«Духоподъёмная» статья о конфликте на Украине и перспективах России в журнале «Арсенал Отечества» вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Среди них есть и страшные.

Просыпаюсь утром рано… и читаю главную политическую новость в наших СМИ. Советник министра обороны России Андрей Ильницкий написал статью в журнале «Арсенал Отечества», в которой говорится о провале попытки Запада провести против нашей страны в 2022 году «ментальный блицкриг». Ознакомившись со статьёй в изложении СМИ, заподозрил неладное. А не фейк ли это вообще? Тем более что все издания ссылались не на собственно статью, а на сайт издания, где её не было.

Оказалось, что не фейк. Это подтвердил по телефону Царьграду сам её автор. По его словам, в печатном виде статья имеется, и скоро её повесят на сайт. Таким образом, попавшие из неё в СМИ пассажи, в том числе закавыченные, это не выдумка. Поэтому пока в электронном виде не появился полный текст, займёмся ими.

Что увидели в статье?

Вот что на этот раз сказал Ильницкий, выступавший и раньше с интересными статьями, не проходившими мимо Царьграда. В феврале-марте минувшего года Запад попытался провести против России «ментальный блицкриг» в экономической и информационных сферах, но допустил ошибку в расчётах. По словам аналитика, военный блицкриг требует на проведение от 40 до 100 дней, но ментальной войне необходимо минимум один-два года для склонения к предательству элиты и народа страны.

Ильницкий считает, что «первый акт борьбы не принёс Западу успеха, но привёл к потере стратегической инициативы, к значительному кадровому и репутационному ущербу для пятой колонны» в России. При этом автор сам же подчёркивает, что говорить о полной неудаче Запада можно будет лишь к середине 2024 года, когда в России, наконец, поймут, что договориться с ним и вернуть всё «как было» невозможно.

Под «блицкригом ментальной войны» автор имеет в виду паралич воли противника, достигнутый воздействием на его элиту и СМИ, которые сами после этого развалят государственные институты, разложат армию и силовые структуры. В этой связи Ильницкий снова упоминает о пятой колонне, которой Запад не дал красивую, но лживую альтернативу откровенной капитуляции. Это, дескать, нарушило правила и логику действий в такой войне и предрешило провал всей авантюры. Опять, как видим, речь идёт о провале.

С чем согласны?

Такое вот утверждение. Согласиться в нём можно только с тремя вещами. Во-первых, Ильницкий, безусловно, прав, что для ментального – в отличие от военного – блицкрига требуется год-два. Примерно год «странной войны» (1939–1940) потребовался нацистской Германии, чтобы элита объявившей ей войну Франции, которую она в действительности не собиралась вести, разложилась и капитулировала. Ничего не напоминает? Во-вторых, автор очень хорошо описывает, что означает «блицкриг ментальной войны». В-третьих – что Запад не предложил российской (русской язык не поворачивается её назвать) элите никакого фигового листка для прикрытия капитуляции.

Но есть и очень серьёзные вопросы, на которые поскорее хотелось бы получить ответы.

Три важнейших вопроса

Во-первых, откуда такие проблемы с логикой? С какой стати делается вывод о «провале» «ментального блицкрига», если для его успеха требуется год-два? С 24 февраля ещё и года не прошло. Пока рано говорить об успехе или неуспехе. Тем более, если принять во внимание, что Москва по-прежнему не желает по-настоящему воевать на Украине и готовить к этому, как надо, собственную страну. Повторю: ещё нет оснований утверждать, что «благодаря целой серии ошибок Запада Россия относительно легко смогла не только избежать проигрыша в блицкриге экономической и ментальной войн, но заложила основу для итоговой победы».

Во-вторых, неужели лишь к середине 2024 года «элита» России, наконец, поймёт, что договориться с Западом и вернуть всё «как было» совершенно невозможно? Если это действительно так и Ильницкий правильно ретранслирует веяния в верхах, то нам ещё почти два года предстоит вести на Украине совершенно недостаточными силами странную, непонятную войну, терять лучших ребят, пока наша элита и обыватели, жизнью своей не рискующие, не созреют до необходимости окончательно порвать с Западом. Это безобразие будет продолжаться ещё полтора-два года?! Если будет, то сможем ли победить?

В-третьих, хотелось бы также знать, почему советник (не публицист, не общественный деятель и не частное лицо) главы ведомства, ответственного за плачевное состояние русской армии, открыто упоминает о существовании пятой колонны в России, причём не один раз. Вот так спокойно, как о чём-то само собою разумеющемся. В ходе объявленной Западом России войны на уничтожение Ильницкий говорит о врагах и предателях, которые, несмотря на некий кадровый и репутационный ущерб, тем не менее существуют в воюющей по факту стране, как бы эту войну ни называли.

Получается, кто-то жертвует своей жизнью, умирая за Россию, а кто-то имеет – или пока не имеет – репутационный ущерб! И последние – это тоже наши. Вот в этом и заключается мой вопрос: может быть, наши власти сообщат, наконец, общественности, когда в воюющей стране появятся законы военного времени, которые будут жестоко карать предателей?

Подоспела и статья

После написания этих строк я получил доступ к полному тексту статьи Ильницкого, у которой оказался соавтор – «политолог и геостратег» Андрей Школьников. Имеется и приписка, что в статье выражается личная точка зрения авторов. Они далее утверждают, вспомнив в том числе и об «отечественных кулибиных», что «обрушения текущих российских экономических процессов не произошло, как, скорее всего, не будет и обрушения инфраструктуры и производственных процессов, включая поставку оборудования и запчастей для основных производственных циклов, по истечении 2–2,5 лет», и что «это будет непростая, но решаемая для России задача».

Мы победим: ура, ура!

В статье также говорится, что Россия имеет живучую экономику, что остальной мир находится в кризисе, а «обладание ресурсами (энерго-сырьевыми и социальными) становится более значимым фактором, нежели обладание технологиями». При этом «технологическое отставание в условиях мирового кризиса в ряде областей – некритично и может быть ликвидировано». Для этого у России есть сырьё, наука, технологические заделы, финансовые ресурсы, безопасность (?!), пассионарное население.

Короче, надо заниматься экономикой, созданием «новых точек роста… за Уралом, в Сибири, Арктике и Дальнем Востоке», Донбассом и другими освобождёнными от нацистов частями Украины (где сейчас, напомним, идёт война, которой не видно конца), и всё это может стать «механизмами «перезапуска» и суверенизации экономики России первой половины XXI века».

Запад кончится раньше нас?

Трудно при этом согласиться с утверждениями авторов, что «собственные экономические проблемы США и ЕС оказались по некоторым аспектам более значимыми», чем в России, и это тоже поможет Москве. Безусловно, в принципе верно, что «ставка США на экономический блицкриг поставила под угрозу доверие ко всей западной системе потоков и каналов (товары, финансы, информация, люди и др.), ускоряя деградацию, распад глобального мира, подталкивая страны не-Запада и союзников искать альтернативные варианты и пути».

Однако результат этих процессов скажется далеко не сразу, на это потребуются годы. И этот факт совершенно не отменяет необходимость решительной военной победы на Украине, и как можно быстрее. Поскольку ресурсы помогающих Киеву стран и России несоизмеримы и война на истощение нам невыгодна.

Рассуждения об экономическом кризисе в США и ЕС и неизбежности «серьёзной зачистки политических элит» западных стран, которые обманывают своих избирателей, это тоже благие пожелания. Там всё вполне контролируется. Никакой социально-экономической катастрофы в странах Запада в 2024–2025 годах, когда «никому не будет дела до России», тоже не будет. Трудности будут, но не катастрофа.

А вот это правильно, но…

Можно всячески приветствовать утверждение авторов, что вокруг СВО «сейчас идёт сборка Русского мира», «накапливается пассионарная энергия общества». Куда менее очевидно, что одновременно с этим усиливается «политическая воля власти, происходит возрождение отечественной экономики на основе синтеза лучших сторон государственного планирования и рыночной самоорганизации с определяющим значением лидерской, организующей роли государства». Этому слишком мало подтверждений, особенно если наша «элита» лишь через полтора года, по мнению тех же авторов, созреет для того, чтобы смириться с разрывом с Западом.

Отметим и глубоко правильную мысль, что «гибридная война с Западом, по сути, не имеет сроков, это – «цивилизационное столкновение!», и что ради «выживания России мы должны стать монолитными». И, конечно, что «элита народной империи должна быть идейной – способной жить и действовать ради высокой ИДЕИ служения Отечеству». Но как эти чудесные слова стыкуются с другими утверждениями авторов о по-прежнему действующей в России пятой колонне и что наша пресловутая «элита» поверит в разрыв с Западом лишь где-то в середине 2024 года? Практически никак.

Что с того?

Таким образом, всё это в основном лишь благие пожелания, пока сохраняется вытекающая из нынешнего положения дел угроза того, что вместо «обжига» мы сожжём на Украине Русский мир. Эта угроза, увы, весьма серьёзна. Победа требует решительных действий, и не только на фронте, но и прежде всего в тылу, чего пока нет, а без неё всё остальное вообще пустой звук. Хотя и на слух приятный. Неужели нам этого достаточно?

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ