Советник главы офиса Зе-президента Михаил Подоляк назвал нового премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху потенциальным посредником на переговорах между Москвой и Киевом. Нетаньяху знает, что такое ведение войны в современных условиях и в чём суть посредничества между враждующими сторонами, подчеркнул Подоляк. Он уточнил, что такие переговоры состоятся только в случае полного выведения российских войск с территории Украины.

Устами Подоляка Киев как всегда переоценил заинтересованность внешних игроков благополучием Украины. Тель-Авив крайне негативно относится к сотрудничеству России и Ирана в военной сфере и присутствию этих стран в Сирии. Целью посреднических услуг Нетаньяху, если они будут оказаны, будет разрушение российско-иранского альянса и распределение полномочий между Россией, Ираном и Израилем в сирийском вопросе, а не светлое будущее Украины.

Российско-иранский альянс – ответ на бесцеремонное вмешательство Запада во внутренние дела этих государств. В мире на текущий момент готовы активно сопротивляться диктату Запада несколько стран – Россия, Китай, Иран, КНДР, Венесуэла и Куба. Две последние находятся не в самом лучшем стратегическом окружении, поэтому их самостоятельный потенциал как противников США и их гоп-компании невысок. Куда опасней для Вашингтона союз России, Китая и Ирана.

Союз этот не будет означать отказа каждого из его членов от собственных интересов. Но он определённо будет означать взаимную поддержку этих стран на международной арене. Израиль больше всего волнуют не Россия или Китай сами по себе, а иранский вектор их политики.

Западная пресса настаивает, что Россия закупает у Ирана беспилотники для атак по объектам энергетической инфраструктуры на Украине. Москва и Тегеран отрицают это, утверждая, что удары наносятся БПЛА российского производства. Для Тель-Авива неважно, какими БПЛА бьёт Россия по украинской энергетике, для него важна сама возможность предположения о военно-техническом сотрудничестве Ирана с Россией.

Израильские власти понимают, что сближение Москвы и Тегерана началось на фоне превентивной спецоперации ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины. Чтобы это сближение сорвать, нужно убрать её причину. При этом Тель-Авив как союзник США снабжает ВСУ вооружением (броневики GAIA Amir и т. д.), передаёт гуманитарную помощь, хотя и отказывается передать систему ПРО «Железный купол». По сообщениям арабских СМИ, на Украине находятся кадровые израильские военнослужащие для обучения ВСУ.

Выгодный для Израиля сценарий – снизить степень военной угрозы со стороны Запада для России и тем самым сбавить темпы российско-иранского сотрудничества в области ВПК. Снижать такую угрозу для России в данном случае означает ослабить милитаристское давление Запада на российские рубежи через Украину.

Совсем идеальный вариант – снизить его настолько, чтобы оставить Россию заниматься украинским направлением и отвлечь её внимание от Сирии. Опять-таки отвлечь настолько, чтобы России не было «слишком много» в Сирии, но чтобы она там «немножко была». Если российское влияние в Сирии сохранится, у Тель-Авива расширится поле для политического маневра и появится возможность играть на противоречиях Ирана, Турции, США и России. У каждой из этих стран своё видение будущего расклада сил на Ближнем Востоке, и это видение не во всём совпадает.

Таким образом, израильская политика на украинском направлении носит двойственный характер в смысле её внешнего оформления (поддерживаем Украину, чтобы угодить США и немножко помешать России в Сирии, но хотим снижения опасности для России со стороны Украины), но эта политика абсолютна конкретна по своим целям.  Полного заступничества от Израиля Украине ждать не стоит. Не об Украине будет беспокоиться Нетаньяху, а об интересах своей страны, которой неразумное поведение Киева представляет косвенную угрозу. Ведь именно из-за поведения Киева Россия активизировалась на иранском и сирийском направлениях.

Израиль беспокоит перспектива разработки Ираном ядерного оружия. Сейчас в мировой прессе обсуждается угроза применения ядерного оружия малой мощности в случае дальнейшей эскалации конфликта вокруг Украины и Тайваня. Сначала НАТО снабжал киевский режим ПТРК Javelin и NLAW. Потом в ход пошли HIMARS и противокорабельные ракеты Harpoon. Затем – бронетехника, а ныне – ЗРК Patriot. Ставки всё время повышаются, в бой вводятся всё более мощные системы вооружений.

Продолжается наращивание силового потенциала Тайваня. Запад увязывает украинский и тайваньский вопрос в общую комплексную проблему сдерживания России в Европе и Китая в Азии. В декабре британская ВВС опубликовала статью Why Taiwanese Are Among Ukraine’s Foreign Fighters («Почему среди иностранных бойцов на Украине есть тайваньцы»), доказывая геополитическое родство украинской и тайваньской проблемы. На Украине воюют всего с десяток тайваньцев, а им посвятили целую статью. На Западе не исключают вероятность применения Китаем всего спектра вооружений в случае войны за Тайвань.

Тайваньцы – это «китайские украинцы», только намного богаче. На Тайване в конце 1940-х осело националистическое правительство Китая, окопалось там и заручилось поддержкой США. Англосаксонское влияние превратило тайваньских китайцев в противников Китая и повлияло на их культуру. Многие тайваньцы приняли протестантскую религию, у многих вместо традиционных китайских имён англосаксонские.  Всё как у украинцев, отрёкшихся от общерусских корней под влиянием западной пропаганды.

Израиль беспокоит то, как ситуация на Украине и вокруг Тайваня отразится на его положении на Ближнем Востоке. Если разразится конфликт в Азии, Пекин наверняка заручится поддержкой Москвы и Тегерана. Израилю будет не под силу разбить такой могущественный триумвират. Израиль заинтересован в том, чтобы подобные конфликты не выходили на глобальный уровень, а ограничивались локальным измерением. Так удастся придержать влияние России и Китая на Ближнем Востоке и заодно усилить изоляцию Ирана. Иран является для Израиля экзистенциальным противником, все посреднические действия Тель-Авива по украинской проблеме будут обусловлены этим фактом.

Раз уж Подоляк обратил внимание на Израиль, не мешало бы ему вспомнить, что Израиль быстро и жёстко реагирует на любые нежелательные изменения в сфере безопасности у своих границ. С 1948 по 2017 г. израильтяне провели семнадцать войн и спецопераций, успев повоевать с Сирией, Ираком, Египтом, Ираном, Иорданией, Палестиной. Если бы Россия действовала, как Израиль, она сразу нанесла бы удары по всей Украине ещё на стадии разгрома ВСУ на Донбассе в 2014 г.

Раз уж Подоляк видит в Израиле достойного посредника для переговоров с Кремлём, значит, он считает внешнюю политику этой страны разумной и взвешенной. Если так, чем тогда ему не нравится политика России? Россия так же, как Израиль, имеет право реагировать на появляющиеся у её границ угрозы, причём реагировать военными средствами. Украина намеренно создала такую угрозу для России и получила соответствующую реакцию. Всё в «израильском» стиле.

Еврейское происхождение Зеленского не делает его автоматически другом Израиля, особенно на фоне голосования Украины в ООН вместе с Россией и Белоруссией (!) за резолюцию с призывом к Израилю избавиться от ядерного оружия. Главная цель Тель-Авива – сохранение стратегических отношений с США, но с учётом нацеленности на разрушение иранской ядерной программы и недопущения углубления российско-иранского сотрудничества.

Украина в этом ворохе вопросов имеет для Тель-Авива инструментальное значение как рычаг для давления на Москву. Потребительское отношение к Украине – визитная карточка зарубежной дипломатии. Зеленский, Подоляк и Ко скрывают это от украинских граждан.

Валентин ЛЕСНИК