Конец 2022 года выдался для Белоруссии неспокойным, что было связано, в первую очередь, с ситуацией возле границ республики. Продолжающееся наращивание военного потенциала НАТО, а также неадекватность со стороны Украины не могли не беспокоить белорусские власти, которые были вынуждены держать в полной боевой готовности свои вооружённые силы. Как показал день 29 декабря, именно это и позволило Минску не допустить жертв среди мирного населения, когда на территорию республики залетела украинская ракета.

Сам по себе инцидент на сегодня выглядит довольно неоднозначно. Первоначально о нем сообщили оппозиционные Телеграм-каналы, доверия к которым из-за огромного количества фейков, особенно по теме российской специальной военной операции (СВО), нет. Однако уже через несколько часов информация о возможном падении украинской ракеты неподалеку от одного из населённых пунктов в Брестской области разошлась по украинским и российским информационным каналам вместе с фотографиями и видеороликами, после чего с официальным заявлением выступила и белорусская сторона. Сообщалось о падении неопознанной ракеты, которая могла либо «полететь не в ту сторону», либо была сбита белорусскими силами противовоздушной обороны (ПВО). При этом первая версия совершенно не отрицала второй, однако именно в таком варианте они были представлены белорусскому обществу местными СМИ. И лишь через несколько часов Минобороны Белоруссии официально завило, что ракета была выпущена со стороны Украины и была сбита над территорией республики. Уточнялось, что «средства радиолокационной разведки около 10.00 обнаружили воздушную цель», которая двигалась со стороны украинского Заболотья (до места падения около 160 км). После вхождения в воздушное пространство республики «цель была уничтожена средствами ПВО», а обломки упали на поле вблизи деревни Горбаха Ивановского района. По информации Следственного комитета Белоруссии, обломки принадлежат ракете от зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 и по счастливой случайности упали не на жилой дом, а в 60 метров от него, и жертв удалось избежать. 30 декабря боевая часть упавшего боеприпаса была уничтожена, а жизнь в районе продолжилась своим чередом.

 

Иллюстрация 1. Обломки упавшей украинской ракеты

 

Примечательно в случившемся то, что белорусская сторона довольно спокойно отнеслась к инциденту, сравнив его с тем, который произошёл 15 ноябре в Польше. Тогда ракета также от украинского ЗРК С-300 упала в польском селе Пшеводув на зерносушилку, где в тот момент находился трактор. В результате погибли двое местных фермеров. Этот случай вызвал нешуточный резонанс в ЕС и даже стал предметом обсуждение в Белом доме, так как Киев всеми силами стремился доказать, что это был российский удар по стране НАТО. Однако, как изначально и говорили в Москве, а затем и в Минске, речь шла именно об украинской ракете, выпущенной в районе Львова. Как отмечал военком Брестской области Олег Коновалов, волноваться жителям республики абсолютно незачем, так как «такие случаи, к сожалению, бывают», когда старые ракеты могут сбиваться с курса и «лететь в любую сторону».

Даже реакция белорусского МИДа на инцидент оказалась довольно сдержанной. Внешнеполитическое ведомство вызвало к себе посла Украины Игоря Кизима и заявило «решительный протест» в связи с инцидентом, который в Минске охарактеризовали как «очень серьёзный». Белорусские власти потребовали, «чтобы украинская сторона провела тщательное расследование всех обстоятельств пуска указанной ракеты, привлекла к ответственности виновных и приняла исчерпывающие меры, чтобы не допустить повторения в будущем подобных инцидентов, которые могут привести к катастрофическим последствиям для всех». По сути, на этом официальная часть инцидента была практически исчерпана, а некую точку попытались поставить в Киеве. Украинский МИД решил отмолчаться, а вот в Минобороны заявили, что «оставляя за собой безусловное право на оборону и защиту собственного неба, в то же время готовы к проведению на Украине объективного расследования инцидента». Правда, как и в случае с падением ракеты в Польше, в Киеве и в этот раз попытались обвинить Россию, мол, «украинской стороне известны отчаянные и настойчивые стремления кремля втянуть Белоруссию в свою агрессивную войну против Украины». «В этой связи украинская сторона не исключает и сознательной провокации со стороны государства-террориста России, проложившей такой маршрут для своих крылатых ракет, чтобы спровоцировать их перехват в воздушном пространстве над территорией Белоруссии», – заявили в украинском Минобороны. Представитель Командования украинского ВВС Юрий Игнат и вовсе сказанул, что раз РФ «использует» Белоруссию для проведения СВО, а российские ракеты летают где-то рядом с белорусской границей, то Украина имеет полное право обороняться, а «последствия операции ПВО могут быть разными». По сути, на этом информационный шум вокруг инцидента практически прекратился. О случившимся не вспомнили ни в ЕС, ни в США, ни в «странах-союзниках» Киева, и даже белорусская оппозиция, которая всегда пытается раздуть из мухи слона, в этот раз оказалась крайне пассивна. Вместе со своими украинскими «коллегами» противники Александра Лукашенко попытались сразу же обвинить Москву в провокации и даже заявили о возможности «постановки» падения, так как якобы на фотографиях обломков ракеты не было следов от поражающих элементов средств ПВО. Однако позже, когда улики оказались неопровержимыми, беглые оппозиционеры предпочли забыть про инцидент и не говорить о том, что Украина представляет серьёзную опасность мирным гражданам Белоруссии.

Немногим больше о сложившейся ситуации было сказано и в самой республике. В частности, были сделаны предположения о том, что падение ракеты не случайно, хотя никто и не отрицает проблем у украинских ВВС, о чем свидетельствуют аналогичные случаи не только в Польше, но и в начале декабря в Молдавии. По мнению ряда белорусских политиков, инцидент 29 декабря призван расшатать ситуацию внутри республики, а также бросить тень на её обороноспособность в связи с организацией совместной с РФ системы защиты Союзного государства (СГ). Кроме того, высказывались предположения о том, что таким образом Киев пытается расширить географию конфликта, чтобы заставить НАТО вмешаться в него напрямую.

Все эти предположения, как и то, что таким образом ВСУ пытаются определить надёжность и место дислокации белорусских сил ПВО, вполне могут быть реальностью, особенно если помнить, что даже по официальной версии это уж не первый такой случай. Ещё в середине марта Александр Лукашенко сообщал, что белорусские и российские военные успешно перехватили и сбили в районе реки Припять украинскую ракету системы «Точка-У». При этом тогда белорусский лидер предупредил о том, что республика может ответить в случае агрессии, но пока сдерживается. Позже в информационное пространство Белоруссии ещё несколько раз попадала информация об украинских беспилотниках, сбитых или упавших на территории республики, хотя власти республики всегда стремились не нагнетать обстановку. Вместе с тем, стоит заметить, что в Минске, несмотря на все свое спокойствие, относятся к ситуации на южном направлении очень серьёзно. Особенно на фоне некоторых заявлений из Киева о том, что белорусская инфраструктура находится чуть ли не под прицелом украинских ракет и беспилотников, которые могут быть выпущены в направлении республики в любое время.

Иллюстрация 2. ЗРК С-400

 

В такой ситуации возникает закономерный вопрос – насколько сегодня Белоруссия защищена от подобных инцидентов, так как от ответа на него зависит, как безопасность самой республики, так и южных границ СГ, а значит и России. Можно напомнить, что по общедоступной информации, периметр Белоруссии охраняют порядка 16 дивизионов систем большой дальности С-300 (192 пусковые установки, способные одним залпом выпустить 768 ракет) и переданные недавно Россией С-400 (дальность до 400 км), а внутри республики стратегически важны объекты (например, БелАЭС) защищены батареями ЗРК малой дальности «Тор-2МК», «Оса-АКМ», «Стрела-10», «Тунгуска». Есть в Белоруссии и несколько систем средней дальности – «Бук», «Бук-МБ», «Бук-МБ3К», которые также прикрывают небо над городами и важными объектами. С учётом продолжающегося расширения сотрудничества Минска и Москвы, в рамках которого Россия продолжает передавать Белоруссии новое вооружение (в конце года в республику прибыла ещё одна партия ЗРК «Тор»), уровень насыщения противовоздушной обороны республики самыми различными видами вооружения является довольно высоким. Поэтому, как считают эксперты, республика, как и рубежи СГ, в настоящее время надёжно защищены.

У болота белорусской оппозиции существует иное мнение, но оно не выдерживает никакой серьёзной критики и направлено, в первую очередь, на попытку создать образ слабой России, а с ней и Белоруссии в главе с Александром Лукашенко. Противников белорусских властей не интересует реальное положение вещей ни в белорусской армии, ни российской, ни даже в украинской, к которой у спонсоров киевского режима всё больше вопросов.

Вне зависимости от того, намерено была выпущена ракета или это была случайность, удар по Белоруссии со стороны ВСУ говорит о нарастающих сегодня проблемах для киевского режима: начиная от низкой технической и профессиональной подготовки украинских военных и заканчивая общей ситуацией в зоне боевых действий. Это означает, что по мере дальнейшего нарастания негативных тенденций, как частного, так и общего характера, власти Украины будут все больше стремится к эскалации нынешнего конфликта, что потребует от Белоруссии ещё большего внимания южному направлению. И, по всей видимости, Минск продемонстрирует свой ответ Киеву уже в самое ближайшее время.

Игорь СМОЛИЧ