Американские конгрессмены хотят использовать против России «тайванский прецедент», который прежде всего ударит по самим США

Фото: © REUTERS/Denis Balibouse/File Photo

США не оставляют попыток вытеснить Российскую Федерацию из ООН. Американские законодатели Стив Коэн и Джо Уилсон представили на рассмотрение Конгресса проект резолюции, в котором предлагается признать пребывание России в ООН «незаконным». В документе содержится призыв к президенту Джо Байдену добиться исключения России из Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Каким именно образом следует обосновать «незаконность» пребывания России в ООН, не сказано.

Пункт 1 статьи 23 Устава ООН запрещает исключение из ООН пяти стран, которые являются постоянными членами Совбеза. В то же время представители Атлантического совета, комментируя инициативу конгрессменов, объяснили, как «обойти» это ограничение. Они предложила признать незаконность пребывания России в ООН по «тайванскому сценарию».

Заметим, что Атлантический совет – американский «аналитический» центр со штаб-квартирой в Вашингтоне. Официально он функционирует как структура НАТО, занимающаяся подготовкой «аналитики» для членов альянса. Фактически же активно участвует в разработке антироссийских санкций. В связи с этим Министерство юстиции РФ включило Атлантический Совет в перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России.

Под «тайванским прецедентом» подразумевается резолюция Генассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций».

Одним из основоположников и учредителей ООН являлась Китайская республика. Именно так на момент создания ООН официально именовался Китай. В соответствии со статьёй 23 Устава ООН Китайская республика была указана одним из постоянных членов Совета Безопасности. После окончания Второй мировой войны в Китае вспыхнула гражданская война. В ходе этого конфликта националистическое правительство было свергнуто и бежало на остров Тайвань, под защиту США. С этого момента оно уже не могло считаться китайским, т.к. контролировало менее 0,01% китайской территории. На территории Китайской республики (в границах на момент создания ООН) была провозглашена Китайская Народная Республика. Поэтому в октябре 1971 года Тайвань был лишён членства в ООН, а место Китайской республики перешло к КНР.

Тогда за соответствующую резолюцию Генассамблеи проголосовало 76 из 131 членов ООН, в т. ч. СССР и другие социалистические страны. США и их союзники проголосовали против. С учётом этого факта странно наблюдать, что американский центр ссылается на «прецедент», не признанный США.

«Тайванский прецедент» предлагается использовать следующим образом: в статье 23 Устава ООН в качестве постоянного члена Совбеза ООН указан Союз Советских Социалистических Республик, а не Российская Федерация. Кроме того, представители Атлантического совета ссылаются на то, что в Конституции РФ Россия «не указана» как полноценный продолжатель СССР.

В то же время международное право допускает также так называемый государственный континуитет. Это значит, что страна может сохранить за собой все права, изменив наименование. При смене названия она остаётся тем же государством.

В статье 67.1 основного закона РФ написано следующее: «Российская Федерация является… правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации». Из этой формулировки действительно можно сделать ошибочный вывод, что Российская Федерация не является одним и тем же государством с СССР. Она только занимает место Советского Союза в международных структурах и выполняет его обязательства по договорам.

В действительности же Советский Союз и Россия – это одно и то же государство, только под разными названиями. В декабре 1991 года Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательство по правовому продолжению СССР. Именно тогда она признала себя одним и тем же государством с Советским Союзе. На основании этого Россия законно заняла место СССР в ООН, что было признано всеми членами всемирной организации.

Кроме того, Организация Объединённых Наций является представительством наций. Данный принцип сформулирован в преамбуле Устава ООН: We the peoples of the United Nations («Мы, жители объединённых наций»). В русском языке аналогом западного понятия «нация» является термин «народ». Интересы отдельных наций (народов) представлены в ООН их законными правительствами, т.е. государствами.

Государствообразующим народом Китайской республики являлась этническая группа «хань». Более 99,9% этого этноса сегодня проживают на территории КНР. Именно поэтому правительство КНР является законным представителем их интересов в ООН. Именно поэтому оно занимает в ООН место Китайской республики.

Государствообразующим народом СССР был русский. На долю этой этнической группы на момент распада СССР приходилось около 51% населения Советского Союза. Русский народ не прервал свою государственность. Он сохранил её в Российской Федерации, где составляет 81% населения. Таким образом, русский народ в лице его легитимных органов власти никогда не выходил из ООН. Россия, как представительница, в первую очередь, русского народа, законно занимает место СССР в ООН.

Напротив, в США нет государствообразующего народа или нации. Так англосаксы, основавшие Соединённые Штаты, занимают в этнической структуре населения США лишь четвёртое-пятое место. Американцы немецкого происхождения составляют 15,2 % населения, афроамериканцы — 12,3 %, потомки ирландцев — 10,8 %, наследники англичан — 8,7 %. К последним вплотную примыкают мексиканцы (более 8%).

Больше того, в США вообще нет юридического понятия «американская нация». Так, преамбула к Конституции США начинается с фразы: «We the People of the United States». Дословно переводится: «Мы, жители (население) Соединённых Штатов». Термин «жители» или «население» не имеет никакого отношения к понятию «нация». Поэтому, если кому и бояться «тайванского прецедента», то Соединённым Штатам.

Что же касается Конституции РФ, то она не должна включать все положения, фиксирующие основы государственности. Тем не менее будет правильным поправить статью 67.1, указав, что Российская Федерация является продолжателем СССР без всяких уточнений и оговорок.

Юрий ГородненкоРенTV