Верховная Рада приняла во втором и окончательном чтении приняла скандальный законопроект о медиа №2693-д, который ранее критиковали журналисты и правозащитники.

Критиковали его и международные организации, заявляя, что он может резко ухудшить ситуацию со свободой слова на Украине.

О принятии законопроекта сообщил народный депутат от фракции «Голос» Ярослав Железняк.

За скандальный закон отдали голоса 299 депутатов.

«Приняли компромиссные позиции:

1. Урегулирование статуса канала „Рада‟ (канал должен обеспечивать трансляцию заседаний парламента, а во время военного положения и ограничения прямых трансляций канал выкладывает записи в день проведения пленарного заседания).

2. Изъяты нормы по избирательному законодательству», — пишет Железняк.

Ещё вчера, 12 декабря, Главное научно-экспертное управление (ГНЭУ) Верховной Рады заявило, что скандальный законопроект о медиа, который выносится на второе чтение во вторник, требует существенной доработки. Свои замечания к документу юристы Рады расписали на 33 страницах.

«Положения проекта противоречат Конституции Украины, не учитывают юридических позиций Конституционного суда Украины, международно-правовые обязательства Украины и практику Европейского суда по правам человека», — говорится в выводе ГНЭУ.

Самый большой блок критики касается положений законопроекта относительно регулирования онлайн-медиа. В частности, юристы отмечают, что в законопроекте многие нормы противоречат сами себе. Например, один и тот же субъект сможет самостоятельно определить себя или не определить себя субъектом в сфере онлайн-медиа. Нацсовет, которому в законопроекте даются расширенные полномочия, может или определить или не определить одного и того же субъекта субъектом в сфере онлайн-медиа. Таким образом, делают вывод юристы, отношение к субъекту будет осуществляться ситуативно, в частности, при необходимости применить санкции.

В связи с этим ГНЭУ отмечает, что директивы Европейского парламента и совета (а именно это, напомним, авторы проекта называют одной из основных причин для срочного принятия такого закона) вообще не касаются регулирования деятельности онлайн-медиа.

«Если нормы относительно деятельности онлайн-медиа остаются предметом этого законопроекта, они требуют существенной доработки», — отмечают юристы.

Раскритиковали юристы и решение депутатов наделить особенным статусом и возможностями парламентский телеканал «Рада». Так, депутаты определяют канал «Рада», как «сервис общего интереса», и выводят его из-под требований и ограничений, которые касаются всех остальных субъектов в сфере аудиовизуальных медиа. При этом провайдеров (сервисы которых предоставляются без использования радиочастотного спектра) обяжут предоставлять бесперебойный доступ к каналу «Рада». Также канал будет обязательно доступен (наравне с общественными аудиовизуальными медиа) как услуга провайдеров, которые предоставляют доступ с использованием спутника или интернет-протокола.

Законопроект значительно расширяет полномочия Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Регулятор будет разрабатывать критерии запрещённой к распространению информации. А потом на основании этих критериев применять санкции к медиа. Нацсовет сможет применять репрессивные меры к медиа, которые не согласятся с его позицией по правилам распространения информации. Нацсовет также будет контролировать органы саморегулирования, которые предлагается создавать самим медиа.

«Механизм общего регулирования обозначен классическими показателями государственного принуждения, характерными для жёсткого регулирования деятельности органов госвласти», — сделали вывод в ГНЭУ.

Члены Нацсовета смогут пребывать на своих должностях фактически неограниченный срок. Дело в том, что в законопроекте отсутствует граничный срок выполнения полномочий членом Нацсовета после истечения официального периода работы, на который он был назначен.

Более того, саму Верховную Раду и даже президента лишают возможности досрочно прекращать полномочия членов Нацсовета.

Критике ГНЭУ подвергся пункт о том, что во время военного положения лицензирование и регистрация в сфере медиа будет определяться Нацсоветом, а не законами.

Интересно, что в законопроект заложили и повышение зарплат членов Нацсовета. Оклад члена Нацсовета будет составлять 75 прожиточных минимумов. Оклад Главы с коэффициентом 1,3, замглавы — 1,2. То есть голые оклады составят от 157 тысяч до 204 тысяч гривен в месяц. В проекте также определено, что премирование может быть в сумме до 30% от фонда годового оклада. Обоснованием для повышения зарплат обозначена идея «стимулировать добросовестную работу».

Источник