— 1696 г. Указ Боярской думы о создании Русского Флота

«Морским судам быть! А скольким, о том справиться о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить, не замолчав, и положить суды по дворам сколько пристойно». Этот день принято считать официальной датой рождения регулярного Русского Флота.

 

— 1825 г. Император Александр I побывал в Крыму

Император Александр I побывал в Крыму, где осмотрел Гурзуф, Алупку, Ботанический сад и Ореанду. Чрезвычайно довольный этими местами, Император сказал князю Волконскому: «Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку».

 

— 1853 г. Россия объявила войну Турции​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​Издан Манифест Императора Николая I о войне с Турцией. Началась Крымская (Восточная) война, в которой Россия стремилась усилить свои позиции на Балканах, поставить под контроль черноморские проливы, если удастся, то изолировать и Францию на Ближнем Востоке. В свою очередь правительства Англии и Франции мечтали, ослабив Россию, укрепиться на Ближнем Востоке и на Балканах, уничтожить русский Черноморский флот. Английские и французские политики планировали также отторгнуть от России в пользу Турции Кавказ, Крым и ряд других областей.

— 1860 г. † Императрица Александра Федоровна

​Супруга Императора Николая I, мать Государя Александра II Освободителя.​ ​ ​ Родилась 1 июля 1798 г. в Берлине и была дочерью короля Прусского Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы-Августы-Вильгельмины. В 1814 г. Великий князь Николай Павлович (будущий Император Николай I), отправляясь подолгу службы в Берлин, где стояла разгромившая Наполеона русская армия, увидел и полюбил принцессу Шарлотту; в том же чувстве призналась и она в письме к своему брату Вильгельму. В 1817 г. принцесса приехала в Санкт-Петербург, а 1 июля 1817 г. состоялось бракосочетание Александры Федоровны (как нарекли принцессу по присоединении к Православию) и Великого князя Николая. Александра Федоровна считалась одной из самых красивых женщин своего времени, ей была посвящена строка В.А.Жуковского (обучавшего будущую Императрицу русскому языку) «Гений чистой красоты», повторенная затем А.С.Пушкиным.

​По восшествии на Престол Императора Николая I, 22 августа 1825 г. Александра Федоровна была коронована в Москве, а 12 мая 1829г. и в Варшаве. С 1828 г. в ее ведение поступили все учреждения Императрицы Марии Федоровны; она лично вникала в их устройство, увеличила число и реорганизовала их. Более 2/3 личных сумм Царица тратила на дела благотворения и милосердия; помощь выражалась не одними деньгами, но и участием ко всякому, доходившему до ее сведения, горю. Царица покровительствовала Императорскому женскому патриотическому обществу и Елизаветинскому институту. Частые поездки Императрицы заграницу, вызывавшиеся болезненностью, тоже сопровождались щедрыми затратами на благотворения. Похоронена Императрица в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, ее именем назван Александринский театр.

 

— 1864 г. Рождение Великой княгини Елизаветы Федоровны

Старшая сестра Царицы Мученицы Александры Федоровны. При рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории.

 

— 1888 г. † Николай Михайлович Пржевальский

​Генерал-майор Генерального штаба Пржевальский не держался правил «толерантности». «Для успеха далекого и рискованного путешествия в Центр Азии необходимы три проводника: деньги, винтовка и нагайка. Деньги – потому что местный люд настолько корыстен, что, не задумываясь, продаст отца родного; винтовка – как лучшая гарантия личной безопасности, тем более при крайней трусости туземцев, многие сотни которых разбегаются от десятка хорошо вооруженных европейцев; наконец, нагайка необходима потому, что местное население, веками воспитанное в диком рабстве, признает и ценит лишь грубую осязательную силу». ​Шестая по счету экспедиция-рейд Пржевальского приближалась к границе, чтобы пересечь ее. Но руководитель внезапно заболел брюшным тифом и 20 октября 1888 года скоропостижно скончался на боевом посту. На его смерть А.П. Чехов написал слова, которые можно отнести ко всем разведчикам, честно выполнившим и выполняющим свой долг сегодня: «В наше больное время, когда европейскими обществами обуяла лень, скука жизни… когда даже лучшие люди сидят, сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце… Есть, есть еще люди подвига, веры и ясно осознанной цели».

Могила Николая Михайловича Пржевальского находится на территории парка, там же​ находится его музей. Это место расположено в 7 км от Каракола, на берегу Иссык-Куля, где Пржевальский завещал себя похоронить. Пржевальский умер в самом начале своего второго путешествия в Тибет.​ ​Всего у него было пять путешествий по Дальнему Востоку, Средней Азии, Монголии, Китаю и Тибету, во время которых он и его соратники прошли и проехали на лошадях десятки тысяч километров по пустыням, горам и долинам этого региона. Он провел в путешествиях 10 лет из 49.

 

— 1894 г. † Император Александр III

​Император именовался в официальной литературе Миротворцем (единственный из монархов, при котором Россия не воевала). ​Он всячески поощрял развитие отечественной промышленности, видя в этом возможность сохранения и укрепления Россией статуса великой державы. В сфере культуры, идеологии и национальной политики был усилен акцент на русскую «национальную самобытность», проводилась политика ужесточения административного​ преследования религиозного инакомыслия, русификации национальных окраин, ограничения прав не православного населения. В годы царствования Императора Александра III территория Империи была расширена в Средней Азии до границ с Афганистаном, с общим увеличением на 430 тыс. кв. км.

Александр III, как отмечал А.А. Мосолов, «стремился быть русским и проводить это во всем, что касалось его личной жизни.​ Во всем, что он делал, ясно виделась мысль: чтобы быть русским, не надо быть чересчур лощеным».

В государственной политике он принял следующую программу действий:

1. Удовлетворять народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;​ ​ ​ ​ ​

2. Освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;

3. Упорядочить и скрепить внутренний строй управления;

4. Развивать духовные и материальные силы русского народа.

Для достижения этих целей в русском государстве должны господствовать

а) Русская государственность, т.е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;

б) Русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;

в) Русский язык как общегосударственный;

г) Уважение к вере, исповедуемой русским народом и его Государем.

Относительно других мер по развитию духовных сил русского народа Государь Император Александр III высказал свою волю:

а) о необходимости ограничить наплыв в средние и высшие учебные заведения евреев, лишавших русское население значительного числа вакансий в этих школах;

б) об ограничении вреда, приносимого классической системой образования, отнимавшей у русских детей и юношей время к лучшему познанию их родины и время, необходимое для физического развития молодых организмов.

​Он был одним из самых набожных монархов. В день кончины и дни, ей предшествующие, при Императоре, кроме духовника императорской семьи протопресвитера Иоанна Янышева, преподавшего в последний раз Императору Святые Таины, также находился с 8 октября прибывший с великой княгиней Александрой Иосифовной протоиерей Иоанн Сергиев (Иоанн Кронштадтский). Он​ присутствовал в момент самой смерти Императора, возложив, по его свидетельству, свои руки на его голову, по просьбе умирающего.

Спустя неделю после трагедии гроб с покойным Императором отправился в Петербург в последний путь. Траурная процессия от вокзала до Петропавловской крепости двигалась почти четыре часа. Погребение состоялось 7 ноября в Петропавловской крепости.

5 ноября 1894 года во время заседания Сената Франции, Шалль-мель-Лакур — его председатель, сказал в своей речи, что русский народ переживает «скорбь утраты властителя, безмерно преданного его будущему, его величию, его безопасности; русская нация под справедливой и миролюбивой властью своего императора пользовалась безопасностью, этим высшим благом общества и орудием истинного величия». Примерно в таком же ключе писала и французская пресса: «Он оставляет Россию более великой, чем ее получил».​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

Другая газета — «Revue des Deux Mondes» — вторила словам В.О. Ключевского: «Это горе было и нашим горем; для нас оно приобрело национальный характер; но почти те же чувства испытывали и другие нации… Европа почувствовала, что она теряет арбитра, который всегда руководился идеей справедливости». Этот день в Царской Семье неизменно отмечался заупокойным богослужением. При этом следует отметить, что, согласно «Панихидной росписи», даже поминовение усопших Царствующих Особ не совершалось в воскресные и праздничные дни, а переносилось или на канун этих дней или в следующую ближайшую субботу. В​ последний раз Царская Семья совершила церковное поминовение Императора Александра III в 1917г. в Тобольске. ​Из дневника Царя — Мученика: «20-го октября. Пятница. Сегодня уже 23-я годовщина дорогого Папа и вот при таких обстоятельствах приходится переживать! Боже, как тяжело за бедную Россию! Вечером до обеда была отслужена заупокойная всенощная».

— 1894 г. Провозглашен Государем Всероссийским Николай II

​Провозглашение наследника Цесаревича и Великого князя Николая Александровича Государем Всероссийским Николаем II.

 

— 1905 г. Cмотр революционных сил

В Москве 20 октября происходили грандиозные похороны Баумана — безвестного ветеринара-социалиста, которого 18 октября убил железным ломом мастеровой Михалин, бросившийся на «человека с красным флагом». Это был смотр революционных сил и первые в России «гражданские похороны». Стотысячная толпа с пением «Марсельезы» и «Похоронного марша» двигалась рядами, с несчетными красными флагами; порядок поддерживали боевые дружины. Но с тротуаров за шествием следили враждебные группы, и революционеры чувствовали себя неспокойно. На обратном пути, уже вечером, дружинникам в неосвещенной улице у Манежа почудилась засада «черной сотни», и они открыли огонь. Помещавшиеся в Манеже казаки, решив, что на них нападают, выскочили из здания и начали отвечать залпами. Дружинники рассеялись, было 6 убитых и около сотни раненых.

 

— 1918 г. Наступление​ атамана Краснова

​Донская армия атамана Краснова Петра Николаевича начала наступление против большевиков в Донбассе.

— 1922 г. Исход Белого движения

​Рано утром 2 ноября 1922 г. (почти через пять лет после начала Белого движения в России), по только что выпавшему снегу, Михаил Константинович Дитерихс вместе со Штабом Рати первыми перешли границу. 3 ноября 1922 г. последние белые ратники отступили в Китай (всего за границу из Владивостока и через Посьет ушло около 20 тысяч человек).​ ​Исход Белого движения в России проникнут мистической символикой. Буквально через несколько часов после перехода границы бойцами Земской Рати был спущен национальный флаг на другом конце Русского Приморья. В далеком Петропавловске-Камчатском генерал-майор Иванов-Мумжиев отдал приказ об оставлении Камчатки и эвакуации в Японию. Теперь в России действовали только Сибирская Добровольческая Дружина генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева, сражавшаяся в Якутском Крае до июня 1923 г., и казачий отряд войскового старшины Бологова, оставшийся под Никольск-Уссурийским. ​ ​ ​

Так была перевернута последняя страница трагической гражданской войны…

 

— 1995 г. † Митрополит Иоанн (Снычев)

В миру Снычев Иван Матвеевич, митрополит С.-Петербургский и Ладожский, духовный лидер православно-национального движения, всероссийский проповедник, христианский мыслитель и писатель, доктор церковной истории.

​Родился в с. Ново-Маячка Херсонской обл. 9.10.1927 г., в крестьянской семье.​ ​ ​Он пришел к Богу в 16 лет. Это случилось 1 августа 1943 г., в день памяти прп. Серафима Саровского и канун праздника Пророка Илии. В тот вечер он пришел на танцплощадку, чтобы посмотреть, как отдыхают другие. И вдруг произошло нечто необычайное: «Будто пелена свернулась с моих глаз — слева направо,— рассказывал впоследствии владыка, — и в образах танцующих я увидел не людей, а кривляющихся бесов, от которых исходил смрад и леденящий, адский холод». Когда видение кончилось, будущий архипастырь в страхе бежал с танцплощадки. Бежал — с верой в Бога.​ ​Издательство «Царское дело» выпустило в свет в 1991—95 г.г. книги владыки Иоанна «Самодержавие Духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере»…

Владыка неустанно напоминал, что русский — понятие не национальное, а вероисповедное, что Россия сильна только верой Православной, а без нее Отечество наше ждет разорение и окончательная погибель: «Помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы — значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя — свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо, прежде всего, вернуть народу его историческую память.​ ​Только вспомнив, «откуда есть пошла Русская земля», где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые не жить нам дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, отеческого окормления — запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов».

«Россия… Святая Русь… Дом Пресвятой Богородицы… Что стоит за этими именами? Не разобравшись в том, каково действительное, непридуманное содержание тысячелетней русской истории, в том, чем была Русь в собственных глазах и пред лицем Божьим, — не устраним и нынешний пагубный разброд в среде русских патриотов. Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа-богоносца, народа — хранителя и защитника святынь веры. Эти святыни есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся самовоззрение россиян. Это — основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики Русской державы».

​ «Смута означает утерю народом, обществом, государством согласного понимания высшего смысла своего существования». «Не случайно обе величайшие русские смуты (XVII и XX вв.) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки бессовестных убийц, во втором — у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая семья пала жертвой убийц-изуверов…».

«Ни молитвы праведников, ни подвиги терпения скорбей сами по себе недостаточны для того, чтобы обуздать злокозненных бесов смуты, зловещих демонов междоусобия и раздора. Необходимо осознанное покаяние, закрепленное соборным действием, направленным на устранение причин, породивших хаос».

«Восстановление монархии в России немыслимо без одновременного духовного возрождения и всестороннего просвещения обманутого и оболганного русского человека, который стараниями разномастных политиканов сегодня окончательно запутался в вопиющих противоречиях эпохи. Необходимо найти действенные и эффективные способы, чтобы объяснить людям: монархия означает вовсе не произвол бесконтрольной власти, но, наоборот, — самую совершенную форму правовой государственности, возводящую ответственность как правителей, так и подданных к высшим источникам правосознания — к совести, к патриотизму, к Богу и Его святым заповедям».

Благодаря активной публицистическо-проповеднической деятельности, митрополит Иоанн стал признанным духовным лидером православно-патриотических, национальных сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения. Он стал тем звеном, которое соединило современную Россию с ее многовековой исторической и религиозной традицией, доказав жизнеспособность и перспективность «русской идеи» перед лицом либерально-демократического засилья и богоборческих прожектов «нового мирового порядка».

«Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам:

– «Русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте;

– «Русская демократия» — это соборность;

– «Русская идеология» — это Православие;

– «Русский порядок» — это державность;

– «Русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования;

– государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь;

– Патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина;

– Русская Православная Церковь — соборная совесть народа…

Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен он на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Надпись на кресте лаконична: «Иоанн (Снычев), Божией милостию митрополит С.-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Александро-Невской лавры».

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович