В современном Православном месяцеслове насчитывается около пяти тысяч имён святых.

Русское Православие чтит более двух с половиной тысяч угодников Божиих.

При этом, все эти святые вовсе не на одно лицо: одни из них ‒ великомученики, другие  ‒ просто мученики, третьи ‒ исповедники… Равноапостольные… Молчальники-исихасты, столпники, юродивые-блаженные и праведники… Благоверные правители, которых, ‒ увы! ‒ в нашей стране не наблюдается уже несколько веков…

А вот ещё, ‒ чудотворцы… Таких в русском Православии насчитывается никак не менее сотни.

Практически в каждом регионе планеты, знакомом с Православием, есть свой чудотворец, а то и несколько…

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Святитель Спиридон Тримифунтский, великомученик и целитель Пантелеимон, мученик Иоанн-Воин, мученик Трифон, Валаамские чудотворцы Сергий и Герман, Соловецкие чудотворцы Зосима и Савватий,  Григорий Чудотворец, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, Серафим Саровский, Савва Сторожевский, Александр Свирский, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец, Ефимий Великий,  Евфросин Псковский, Афанасий Полтавский, Иаков Боровичский, Прокопий Устюжский, Исидор Ростовский, Никита Переяславский, Иона Киевский, Матрона Московская, Василий Московский, Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий и многие-многие другие…

И это только те, что на слуху обычного православного мирянина. А сколько ещё других, не считая местночтимых чудотворцев!

Среди чудотворцев есть и мученики, и исповедники, и юродивые, и Святители…  

   А кроме того, всегда существовали и не прославленные Церковью люди, верою своею творившие чудеса. Мы имён их не знаем, и память не празднуем, но им-то это и совершенно не важно: они уже у Бога под крылом, и человеческой славы не ищут…

И ныне, несомненно, живут среди нас такие люди… Их не много, но они есть.

Все известные православные чудотворцы  изначально были такими же, как и все мы, людьми. Часто, ‒ хуже образованными и менее продвинутыми в области культуры, науки, техники и искусства. Но чудотворцы ‒ они, а не мы! А почему так?

 Главная особенность чудотворцев заключается в полном, по-детски наивном доверии Богу.

Если сказано, например:  «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20), то, несомненно, так оно и есть! Никаких двояких толкований, оговорок и условий! Как сказано ‒ так и есть! И если, вдруг, гора не желает перемещаться никуда после повеления, то это ведь просто потому, что веры у просящего нет даже размером с горчичное зерно! Маловерный возжелал попросить…

Так что, основная причина обычной человеческой неспособности творить чудеса ‒ это  личное маловерие.

Когда Господь наш Иисус Христос шёл по воде к ученикам, Пётр захотел повторить это чудо: «Господи! … повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28).

Господь не повелевает, а разрешает: «Он же сказал: иди» (Мф.14:29).  «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф.14:29-30).

Понятное дело, Иисус поддержал и спас своего ближайшего ученика, но с сожалением и огорчением заметил: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31).

И, вероятно, если бы Пётр не проявил маловерия, и не усомнился в возможности для себя шествовать по воде, то и он тоже бы смог совершить чудо хождения по водам! Надо было просто абсолютно доверять слову Божьему! Сказано же: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:13-14).

Того, кто есть разумом, как ребёнок, и верит обещанному, обмануть не сложно, но никак не позволительно!  Ведь он верит, ждёт и действует так, как ему посоветовали. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Лесную келью Серафима Саровского в одну из зим посетил правящий архиерей. Правила гостеприимства требуют какого-никакого угощения. А у «убогого Серафима» нет ничего, кроме сухарей. И вот, после краткой, но искренней молитвы, в насквозь промороженной келье вдруг появился малиновый куст со зрелыми плодами!

Так, что ли, бывает? Да, несомненно, бывает, но только по  безусловной детской вере!

Святого праведного Иоанна Кронштадтского некий человек телеграммой попросил молиться о здоровье супруги. Батюшка Иоанн отвечает телеграммой же: «Начал молиться», и в ответ получает: «Уже выздоровела».

Так бывает? Оказывается, и так бывает, когда дерзновенно просят не своего, но во славу Божию!

Юный будущий святой великомученик Пантелеимон только-только узнал от своего наставника Ермолая, что именем Христовым можно творить чудеса. Случайно проходя мимо умершего от укуса змеи мальчика, решил теорию использовать на практике и попросить о воскрешении того. Умерший мальчик ожил!

Так бывает в реальной жизни? Оказывается, бывает! Ну, было же!

Дерзновение любого чудотворца поразительно: от Бога не просят, а именно требуют исполнения своего желания, ссылаясь на Его же обетование. И получают, как и обещано!

Так почему же мы, имеющие многие явные и тайные желания, и нудно и настойчиво просящие исполнения их, ничего не получаем? Болеем, а излечиться не можем. Страдаем от семейных неурядиц, а изменить ничего не способны. Унываем от нерадостного и удручающего течения своей жизни вообще, а способов перевернуть это не ведаем…

Причин этого, по-видимому, ‒ три.

Первая причина неисполнения наших желаний ‒ это, как раз, то самое упомянутое наше маловерие. Нет в нас творящей чудеса, истинной, детской веры! А ведь сказано: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Но, честно говоря, мы сами, где-то в подкорке, обычно, не очень-то и верим, что прошение будет удовлетворено: дух материализма пропитал нас насквозь. Так, на авось, вяло молимся. Авось получится что-нибудь. А если нет, ‒ так и не особенно удивительно: сразу, ведь, как-то подозревалось, что ничего из этого не выйдет! Никто особо и не надеялся-то. Но попытка – не пытка… Помолимся… Авось…

Но чудо ‒ это такое явление, которое «на авось» не совершается!

Во-вторых, мы, сформировавшись в условиях жёсткой конкуренции и взаимного недоверия друг другу, и ни от кого, в том числе и Бога, не ожидаем желания  действовать на нашу пользу, и потому берём все свои заботы на себя. А если и молимся, то просим только о своей минутной пользе и пользе самых наших близких, как мы её понимаем, а не о том, чтобы всеведущий Бог устроил всё так, как необходимо для нашего же блага, но только с точки зрения Вечности, а не текущего скоропреходящего момента. Не о том просим, что полезно, а о том, что грезится…

Но ведь наивно же надеяться, что молитва  даже с особым дерзновением вдруг позволит открывать чужие банковские ячейки или останавливать инкассаторские машины… То, что вредит нашим душам, никогда не дастся нам! Дурные дела по молитвам не делаются!

В-третьих, ‒ мы не вполне искренние друзья и ученики Христовы! Вот! ‒ Он ясно и недвусмысленно говорит: если желаете быть друзьями Моими, которым Я буду опорой во всех житейских скорбях и бедах, делайте  так, ‒ так, и ‒ вот так! А вот этак ‒ остерегайтесь делать, поверьте, ‒ это будет вам во вред, и Я вам при этом помогать не стану. Но мы головой-то киваем, соглашаемся, и… делаем всё по-своему. Нам же виднее, как и что нам надо!

А вера без дел веры, то есть, в том числе, без исполнения заповедей Христовых, мертва.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15), ‒ просит нас Христос.

А не будучи другом и учеником Божиим, надеяться на Его помощь просто неразумно! Исполнение заповедей ‒ не самоцель, а лишь подтверждение любви и принадлежности Божиему сообществу…

Немного исправить положение можно, конечно, покаянием, но немногие из нас могут это делать искренне, всё больше лукавствуют.

Вот так и получается, что просто веры для получения просимого ‒ мало. Вера должна быть спаяна в одно целое с особым духовным и нравственным состоянием просящего. Бесы ведь тоже веруют, но, ‒ вот! ‒ духовно-нравственное состояние у них несколько не то, чтобы Бог их просьбы исполнял!

И то, что чудес с нами не происходит, и просимое нами, обычно не сбывается ‒ это неоспоримое доказательство или отсутствия в нас веры и должного духовного состояния, или упёртого своеволия, связанного с непониманием путей Господних! А если так, ‒ значит, нет и исполнения молитвенной просьбы! И наоборот: нет исполнения молитвенной просьбы, ‒ значит, признай, что или веры у тебя нет, или не полезного  просишь, или попросту не являешься тем, чью просьбу Бог считает возможным  исполнить!

И вот, если бы мы из теплохладных стали настоящими горячими христианами в исходном понимании этого слова, то мы бы тоже, возможно, могли творить чудеса… Если бы мы соответствовали вовсе даже и никаким и не суровым требованиям, а, всего лишь, просьбам Господа нашего Иисуса Христа, наша жизнь бы преобразилась. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», ‒ ободряет нас Господь (Мф.11:30).

Кто бы из нас тогда был несчастным, больным, одиноким, всем и вся недовольным, если бы по-детски, ‒ как нам и рекомендовано, ‒ верил, что всё это неправда, не по-настоящему, не навсегда! И вообще, ‒ может быть легко исправлено дерзновенной молитвой!

Все  мы, живущие на Земле, вызваны из небытия, приглашены, чтобы разделить радость Бытия! Сначала, ‒ кратко, ‒  на земле: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите» (1Фес.5:16-18), а затем, ‒ бесконечно, в Царстве Божием…

Чтобы стать  чудотворцем самому  себе, своим близким и дальним людям, надо просто  приобрести через личные труды нужный для этого духовный и  нравственный облик, обрести веру детскую, забыть о себе, явиться другом Христовым!

Вот, если бы, хоть немногие из нас смогли обрести дерзновение к Богу, тогда вся наша жизнь изменилась бы в лучшую сторону, потому что нельзя же  не верить словам: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).  А просить чего-либо вместе и заодно со Христом, ‒ это уже залог чуда!

Если бы мы, исправив свою жизнь, став действительно друзьями Христовыми,  и по-детски веруя, все вместе дерзновенно попросили Бога! Много о чём нам надо бы попросить.  Всячески хранить наших воинов на фронте, помогать им, и даровать  убедительные и однонаправленные, ‒ без последующих откатов,  ‒  победы. Попросить  единодушия и единомыслия в тылу… Попросить даровать совесть, раскаяние и мужество сотням тысяч беглецов от мобилизации… Попросить даровать веру матерям тех наших ребят, которые  на передовой… Нам всё это сейчас очень важно!

Сейчас, вообще, самое подходящее время начать готовить себя, для начала, хотя бы, к своим маленьким личным чудесам!

Время творить чудеса.  С самими собой, с ближними и дальними, со всей страной. Потому, что только чудом мы все можем уцелеть и устоять как народ и держава.

Алгоритм известен, находится в открытом доступе и многократно апробирован  чудотворцами…

Андрей Большаков для ИО «Русский дозор»