История гетмана Самойловича однозначно свидетельствует о том, что даже внешне преданные Москве малороссийские властители Гетманщины зачастую держали камень за пазухой, а их действия отличались двуличностью и откровенной подлостью. Вследствие этого решение Екатерины II о ликвидации Гетманщины было полностью оправданно как с исторической, так и с политической точек зрения.

Портрет гетмана Самойловича.

В отличие от многих своих предшественников, Самойлович не отличался ни знатностью (происходил из семьи священника), ни особенными талантами. Судя по всему, был он человеком льстивым и угодливым, так как новые военные посты практически всегда получал не за реальные заслуги, а за близость к казацкой старшине.

Будущий гетман принял самое непосредственное участие в трагичном для Гетманщины заговоре Брюховецкого. Это говорит о том, что все его дальнейшие заявления о преданности Московскому государству абсолютно ничего не стоят. Впрочем, идейностью Иван также не отличался: как только стало ясно, что противостояние Москве грозит полным разгромом, он моментально перебежал на противоположную сторону. При этом изменник не только не был обвинен в предательстве, но и продолжил занимать руководящие посты в Гетманщине.

Чем можно объяснить подобные действия московских властей? Вероятнее всего, выбирать приходилось между плохими и очень плохими вариантами. Кроме того, как следует из истории Гетманщины, дальновидностью воеводы обычно не отличались. Платить при этом приходилось высокую цену – многочисленные измены не раз приводили к тому, что Москва снимала войска со стратегических направлений и отправляла на подавление казачьих мятежей. Разумеется, крымские татары этой ситуацией пользовались и разоряли оставленные без защиты земли.

 Герб Самойловича

Самойлович всеми силами постарался искупить вину перед московскими воеводами показной деятельностью. При этом он не уставал интриговать в среде казачьей старшины. Цели его был были очевидны — как можно скорее получить гетманскую булаву.

Пригревший «змею» на груди гетман Демьян Многогрешный одним из первых пал жертвой предательства Самойловича. Обвинения были стандартными – тайные переговоры с врагами России. К счастью для Многорешного, царский двор нашел ему достойное применение в Сибири. Ссылки вообще благотворно влияли на лояльность малороссийских начальников Москве, в отдалении от Гетманщины демонстрировавших мужество и высокие административные таланты.

Устранив соперника, Самойлович благополучно был избран на казачьем съезде в Конотопе гетманом Левобережья (1672 год). При этом у него присутствовали амбициозные планы на завоевание Правобережья, где в те времена царила полная анархия.

Как известно, согласно Андрусовскому перемирию западная часть Малороссии оставалась за поляками, однако в действительности край был прибежищем мятежников и турецких ставленников. Поляки территорию контролировали лишь частично, да и то в районе больших городов. Ситуация усугублялась тем, что в этот период Османская империя вступила в жестокое противостояние с Речью Посполитой за малороссийские земли. Это приводило к непрестанным походам турок и крымских татар на Правобережье.

Стремление Самойловича и московских воевод объединить Малороссию под скипетром русского царя способствовало тому, что турки приняли решение начать против Москвы большую войну. В истории она известна под именем Чигиринских походов.

Карта Чигиринских походов

Война за обладание Правобережьем изначально шла довольно удачно для гетмана и московских воевод. Им даже удалось изгнать, а потом и заставить сдаться местного гетмана Дорошенко. Однако в 1677 году Самойловичу стало ясно – грядёт турецкое нашествие.

Город Чигирин, ныне лежащий в Черкасской области Украины, некоторое время был столицей всей Гетманщины. После Андрусовского перемирия он оставался стольным городом Правобережья.

Турки, стремившиеся к захвату Малороссии, в первую очередь готовились завладеть этой крепостью, которая имела стратегическое значение. Последующая русско-турецкая война почти все время шла в окрестностях города, который изрядно пострадал во время турецких осад.

Первое нашествие 1677 года было в некотором смысле пробой сил. Самойловичу в союзе с воеводой Ромодановским удалось без особого труда отбить нападение турецко-татарского войска. Впрочем, ни о каком глобальном разгроме вражеских сил речи не шло, противник лишь на время отступил, намереваясь в следующем году вернуться.

К сожалению, русская армия допетровских времен ни в какое сравнение не шла с регулярной армией XVIII века. Даже относительно плохо вооружённый противник был серьёзной проблемой. Если при Петре и Екатерине русские легко были поляков и турок, то в старой России борьба с врагом длилась десятилетиями. Как известно, Левобережье царь Алексей Михайлович смог закрепить лишь путем долгой, длившейся десятилетиями войны.

Чигиринская эпопея выявила все проблемы московского и казачьего войска. В 1678 году турки в очередной раз осадили город. После тяжелых боёв Ромодановский и Самойлович сожгли Чигирин и отступили. Соединенное войско перебралось на левый берег Днепра, молчаливо признавая Правобережье потерянным.

Князь Василий Голицын, сместивший Самойловича

С Чигиринской войной связан интересный факт в истории Малороссии. Не рассчитывая удержать Правобережье, Самойлович приказал выселить из него казаков на левый берег Днепра.  В результате глобальное казачье переселение так и не состоялось, однако Правобережная Малороссия на долгие годы стала пустынным краем.

Нисколько не приходится сомневаться, что все эти годы Самойлович действовал не в русле московских интересов, а следуя собственным амбициозным планам. Он не только стремился объединить Малороссию, но и посягал на территорию Слобожанщины, которая еще до восстания Хмельницкого входила в Московское царство.

В 1686 году, когда измученная долгой войной Москва заключила с поляками «Вечный мир», уступив им Правобережье, взбешённый Самойлович даже вступил в тайные переговоры с Варшавой, пытаясь перекинуться на её сторону. К счастью, сами поляки оказались не заинтересованы в новом конфликте.

Явные изменнические действия Самойловича и неудачный Крымский поход князя Голицына, в котором казаки приняли непосредственное участие, наконец-то открыл глаза московским воеводам на личность гетмана. Стало очевидным, что дальнейшее его пребывание на столь высоком посту чревато осложнениями. Князь Голицын, будучи образованным политиком скорее уж петровского склада, быстро раскусил двойную игру гетмана. Вследствие этого Самойлович был смёщен с должности, арестован и отправлен в Сибирь.

Листы издания панегирика П. Баранецкого в честь гетмана И. Самойловича

15 лет на посту гетмана находился человек, которого лишь отчасти можно было назвать лояльным. В XVIII веке русские государи уже не имели проблем с Малороссией, так как научились разбираться в том, кого они ставят на столь высокий пост.

Раз за разом Москва набивала себе шишки, полагаясь не на политику полного слияния двух русских народов, а на сохранение «самобытности» региона. К сожалению, такие действия в XX веке привели к катастрофическим последствиям.

В настоящий момент Самойловичу, как и прочим деятелям Гетманщины, на Украине строят памятники и слагают оды. Это однозначно указывает на то, какую роль они сыграли в истории России. Лишь внешне изображая преданность, эти люди закладывали фундамент того, что позднее стало украинским национализмом. Довольно точную характеристику Самойловичу дал иностранец на русской службе Патрик Гордон. Он написал, что «Самойлович от природы корыстный и большой скряга, обогащается… на зависть другим… а тратит мало». Это показывает ещё одну сторону личности гетмана, который своим стяжательством и изменами полностью заслужил свою последующую участь.

Аркадий ВЕРТЯЗИН