ФОТО: ALEKSANDR SCHEMLYAEV/GLOBALLOOKPRESS

Сенатор Клишас заявил о полном провале программы импортозамещения в России. Причин такого положения вещей немало. Это и халатность чиновников, которая граничит с преступным умыслом, и криминальные механизмы распилов. Но дело не только в этом.

По словам председателя Национального антикоррупционного комитета России, члена СПЧ Кирилла Кабанова, сейчас у некоторых руководителей есть желание пересадить российскую экономику и промышленность «на новую, теперь китайскую иглу, поменяв логистику закупок и инвесторов, а не добиваться экономической независимости России».

О том, почему буксует импортозамещение, в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько беседовал с самим Кириллом Кабановым.

Ученики Чубайса зарабатывают на закупках и бизнес-пирамидах

Юрий Пронько: Вы сделали очень жёсткое заявление. Это констатация того, что вы видите?

Кирилл Кабанов: Нельзя ставить диагноз наполовину. И да – это констатация фактов. Об этом же говорят и в Совете безопасности, и сенатор Валентина Матвиенко.

Мы констатируем факт, что импортозамещение в стране провалено. А произошло это потому, что чиновники, многие из которых ученики Анатолия Чубайса, умеют только одно – зарабатывать на закупках.

Вот нам говорят: «Sukhoi Superjet на 70% наш самолёт». Но движки-то не наши! А без них Sukhoi Superjet только по взлётной полосе сможет кататься, летать он не сможет. Надо собрать всех тех, кто говорит, что Sukhoi Superjet полностью наш, посадить в самолёт и катать.

Когда мы говорим об электронной промышленности, нам отвечают, что «у нас есть Китай, откуда всё спокойно завезём». Да, всё завозим, получаем свою долю малую с контрактов, и всем всё замечательно.

На самом деле это бизнес-пирамида. Потому что и глава Минпромторга господин Денис Мантуров у нас бизнесмен, и многие другие в московском правительстве. И вот этот бизнес-подход не сработал.

А теперь мы слышим, как радостно заявляет господин Жозеп Боррель, что мы не можем собрать «Искандеры», потому что нет электроники, а конкретно чипов. Он говорит, что мы не можем добывать нефть, а недавно и секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев говорил о том, что мы зависимы от оборудования для ТЭКа, для добычи нефти и газа.

Хотя у нас наши профессора в РГУ имени Губкина разработали необходимые технологии. Их разработки покупают и British Petroleum, и Mitsubishi, а потом сами их реализуют. Да и наших специалистов туда заманивают.

А некоторым нашим чиновникам интереснее просто зарабатывать, покупая запчасти, подсаживаясь на эту иглу.

КИРИЛЛ КАБАНОВ: «МЫ КОНСТАТИРУЕМ ФАКТ, ЧТО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СТРАНЕ ПРОВАЛЕНО». ФРИР: ЦАРЬГРАД.

«Шоу маст гоу» – бизнес-процесс должен продолжаться

– То есть они годами сидят на темах? И даже сейчас, когда началась спецоперация, они с них не слезают?

– Конечно. Потому что «шоу маст гоу» – бизнес-процесс должен продолжаться. Если говорить о параллельном импорте, так это вообще неучтёнка – мечта любого поставщика, контрабандный товар, который завозится в Россию.

При этом мы проводили совещание с некоторыми госкорпорациями, и специалисты откровенно признавались: максимум через два месяца параллельный импорт умрёт. Китайцы не захотят терять свой мировой рынок. Казахи тоже говорят: мы вам логистику немного подкрутим, но мараться тоже не хотим.

У нас есть вариант: надо брать пример с того же Ростелекома, который пошёл путём внутренней кооперации. Кто-то что-то начал производить, к примеру, те же военные чипы. Так давайте создавать и гражданские чипы. И так пошла целая цепочка. Проблема только в том, что для этого надо менять некоторые законы.

– Но это возможно? При нынешнем министре Мантурове, при нынешнем министре Решетникове?

– Президент сказал: нужна независимость, Совбез сказал то же самое. И мы сумели же сделать Росатом на 90% независимым.

Но буквально на днях Мантуров сообщил, что вроде бы санкции заканчиваются, с нами ищут контакты поставщики.

– Так во что или в кого мы упираемся? В эти схемы? Им неважно, Запад или Китай?

– Я общался с сенатором Андреем Клишасом и спросил у него, почему у нас так происходит: человек вроде бы украл деньги, доказано нецелевое использование средств, его можно посадить в тюрьму, потому что он вор.

А другой человек заявляет: я программу импортозамещения выполнил только на 70%. Комиссия оценивает и сообщает: в оборонке у нас дыра, обороноспособность пострадала, внутренний экономический рынок пострадал, машины не выпускаются. Но у нас якобы увеличился спрос на машины – их аж на 3% больше стали выпускать, чем годом ранее.

– Я тоже был впечатлён этой цифрой.

– Так этот человек вред нанёс? Возможно, он не хотел этого. Мы не знаем, нанёс ли он этот вред умышленно, чтобы потом Боррель рассказывал про свою победу, или просто где-то недоработал.

Пора возвращать статью за вредительство

– А западные СМИ при этом писали, что мы из стиральных машин и СВЧ-печей достаём программное обеспечение и ставим на ракеты.

– Да. И в чём мой вопрос. Я открываю старый Уголовный кодекс, смотрю статьи, которые действовали до 1954–1956 годов. В статье 58 пункт 7 было понятие вредительства.

И я говорю юристу Клишасу: мы не можем привлечь Анатолия Чубайса, вроде бы не за что.

– А почему мы не можем его привлечь? Доведение госкорпорации до банкротства не является фактом умышленных действий?

– Правильно. И тогда  появляется следующий вопрос: какой он нанёс вред? Ну, «не шмогла», не получилось у него. Так давайте вернём статью, по которой будет предусмотрено наказание за то, что человек принёс вред своими действиями – по глупости ли, специально ли, по чьему-то указанию.

– А вы не исключаете и такие варианты?

– Конечно. В своё время мне один профессионал своего дела, когда-то руководивший спецслужбами, сказал: мы замучаемся теперь резидентуру западную выковыривать. Заметьте: не агентуру, а резидентуру.

И эти люди всё равно надеются, что смогут  заработать себе золотые визы. Мы же знаем, у нас целый список людей, которые были под санкциями, их тихо вывели из-под санкций, и они получили золотые визы, не афишируя это. Есть механизмы, которые помогают за денежку выйти из этих состояний, доказав свою лояльность. Впечатление, что ничего не происходит.

– Ощущение, что 24 февраля не было.

– Для них не было.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА