КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В своё время Анатолий Чубайс очень гордился тем, что в 90-е смог провернуть «аферу века» под названием «ваучерная приватизация в России». После была ещё одна афера – так называемые залоговые аукционы. Суть одна: за взятки и откаты разбазарить государственную собственность.

Анекдотичные ваучеры «рыжего Толика», за которые он обещал гражданам по две «Волги», стали венцом криминального разграбления нашей страны. До момента своего побега из России, когда ему позволили это сделать, он заявлял, что любые попытки изменить статус-кво в части владения активами, когда как минимум половина крупной промышленности страны принадлежит офшорам, будут жёстко пресекаться. Более того, Чубайс угрожал:

Каждый, кто попытается эти шестерёнки истории в обратную сторону развернуть, зубья наломает и получит в ответ!

Слава Богу, в России нашлась сила, которая решила «шестерёнки истории» повернуть в сторону государственных интересов.

За минувшие полтора года российская Генпрокуратура вернула в госсобственность 15 предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) стоимостью более 333 млрд рублей, заявил «Коммерсанту» генпрокурор Игорь Краснов. По его словам, приватизация этих предприятий была проведена незаконно. Более того, отдельные активы попали под контроль иностранных собственников, которые (цитата) «проводили последовательную политику по их уничтожению и нанесению ущерба обороноспособности страны».

Владельцы предприятий не занимались модернизацией и развитием производств. Однако они не забывали выводить полученные доходы за пределы России:

Предприятия оказались в частной собственности в результате злоупотреблений их руководителей, а также органов власти, среди которых и бывшие губернаторы, и бывшие сотрудники правоохранительных органов, не имевшие полномочий по отчуждению госимущества. Предусмотренная законом процедура приватизации не проводилась. При выявлении схожих нарушений закона мы, разумеется, и впредь будем защищать интересы России и восстанавливать справедливость. Тем более что уже сформирована правоприменительная практика. Каждая ситуация разрешается точечно, к каждой применяется индивидуальный, выверенный, сбалансированный подход.

Игорь Краснов также заявил, что «при выявлении схожих нарушений закона» надзорный орган продолжит «восстанавливать справедливость», поскольку правоприменительная практика уже сформировалась.

ГЕНПРОКУРОР РОССИИ ИГОРЬ КРАСНОВ. ФОТО: FEDERATION COUNCIL OF RUSSIA/VIA GLOBALLOOKPRESS.COM

А вот как эту ситуацию прокомментировал директор Института социально-экономических исследований Финуниверситета Алексей Зубец:

Самая простая история – это исправление перегибов, допущенных при приватизации государственных предприятий в 90-х – начале 2000-х годов. В это время приватизация военных заводов происходила с нарушениями. Так что в настоящий момент прокуратура, правительство и все остальные органы имеют право на восстановление справедливости. Понятно, что при этом должно соблюдаться действующее законодательство. И если по этим сделкам приватизации истёк срок давности, то необходимо эту проблему решать и найти законную возможность вернуть эти предприятия в государственную собственность. Если говорить о военной экономике и вообще об экономике воюющей страны, то здесь надо вспомнить опыт таких стран, как США периода Второй мировой войны. Американцам удалось построить эффективную экономику, работающую на военное производство. При этом предприятия оставались в частных руках.

Сразу отмечу: я не против частной собственности, очень даже за. Но я за ту частную собственность, которая появилась и развивается за счёт ума, способностей и прозорливости тех, кто ею владеет, а не за счёт того, что они оказались в нужный момент в нужном кабинете, чтобы распилить за взятки актив, созданный не одним поколением нашего народа.

То, как проходила приватизация в России, особенно в 90-е годы, не выдерживает никакой критики. Это мы неоднократно обсуждали на Царьграде. И помимо предприятий гражданского сектора, приватизировались предприятия, относящиеся к ВПК. Но надо понимать, что с того времени уже прошло несколько десятилетий и ситуация во многом изменилась – появились новые предприятия, в том числе в частном секторе. Кто-то модернизировал, кто-то не модернизировал предприятия. Также в сфере ВПК появились полностью новые частные компании, и они являются лидерами рынка. К примеру, новая частная компания «Лобаев Армс», которая производит лучшие снайперские винтовки мира. Поэтому, на мой взгляд, в этом вопросе нельзя допускать никакой кампанейщины и очень дифференцированно подходить к каждому решению.

Сейчас олигархи пытаются «отбить атаку» прокуроров, которые возвращают в государственную собственность незаконно приватизированные активы. Так, нам стало известно, что в проекте концепции по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, который подготовлен Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), есть норма о сроке давности.

Речь идёт об ограничении в 10 лет применительно к сделкам по приватизации. Эта норма есть в Гражданском кодексе, но олигархи считают: необходимо ещё раз прописать тезис о том, что возврат активов государству не может быть осуществлён по сделкам, превышающим этот временной срок. Это момент истины, потому что многие активы, в т.ч. предприятия ВПК, как раз оказались в частных руках более десяти лет назад.

Одним словом, будет ли нанесён окончательный удар по делу «рыжего Толика», к сожалению, пока неясно. Ясно одно: сопротивление будет возрастать.

ЮРИЙ ПРОНЬКО